Гольф белых ночей

Общество
Москва, 06.07.2015
«Эксперт Северо-Запад» №28 (710)
Молодой для России спорт – гольф – пока имеет имидж игры «для избранных», однако сегодня гольф-площадка может стать более доступным местом отдыха для среднего класса, а также еще одной точкой на карте туриста, прибывшего в Санкт-Петербург. В пригородных гольф-клубах стартовал новый сезон классической игры, который продлится вплоть до октября

ФОТО: gorkigolfresort.ru

Становление гольф-туризма на Северо-Западе слегка затор- мозилось, причем на самом начальном этапе. Во многом сложности его развития связа- ны со сформировавшимся ими- джем «дорогой игры»: затраты на аренду площадки и оборудования чаще всего весьма велики. В то же время сами вла- дельцы гольф-клубов уверены: пора заняться популяризацией этого вида спорта и за пре- делами «премиального сегмента».

Прогноз погоды

Кстати, значительный вклад в развитие гольфа на мировой арене внес и Российский императорский дом. Первый гольф-клуб (правда, не в России, а на южном берегу Франции), Cannes-Mandelieu Golf Club, был основан Великим князем Михаилом Михай- ловичем Романовым. Конечно, в клубе чаще всего играли американцы и англичане, но «отмечались» и русские. Так, часто вместе с князем проводил время за игрой в гольф посол России во Франции князь Лев Урусов. Великий князь Кирилл Владимирович в свою очередь вспоминал: «Я нанес короткий визит в Канны, где повидался со своими (…) родст- венниками. Мы играли в гольф, катались на велосипедах и прекрасно проводили время». Последний русский император Николай Вто- рой, несмотря на то что предпочитал играть в теннис, завел в своей финской резиденции площадку для игры в мини-гольф. Судя по всему, он и сам не прочь был взять в руки клюшку. Вот выдержки из газет, выходивших сразу после Февральской революции: «Сооб- щается, что царская семья планирует пере- ехать в Англию, где Николай Романов будет проводить спокойные дни на гольф- полях». Сейчас же для Северной столицы гольф интересен прежде всего своим потенциалом к развитию. «Для строительства гольф-полей Санкт-Петербург – достаточно благоприят- ное место: здесь климат влажный, что бла- гоприятно для «грина», – говорит президент Федерации гольфа Санкт-Петербурга, дирек- тор гольф-клуба «Дюны» Сергей Спицын. – С точки зрения привлечения гольф-туристов, безусловно, есть и выигрышные факторы – например, знаменитые белые ночи. Можно сделать достаточно интересный и необыч- ный продукт: ведь для многих туристов из Азии и Европы сочетание игры в гольф ночью, почти в экстремальных условиях, является оригинальным туристическим продуктом». Вслед за директором клуба «Дюны» (с ко- торого фактически начинался гольф-туризм в Санкт-Петербурге) формирование нового уникального туристического продукта в на- шем городе отмечает и владелец гольф-клуба Gorki Golf Club Сергей Колдин. «Положитель- ным моментом является то, что в мире суще- ствует не так много мест, где в гольф можно играть 24 часа в сутки, – говорит он. – Мы с радостью пользуемся этой уникальной воз- можностью и в самый разгар белых ночей проводим турнир Gorki White Nights 24 HRS, который уже получил мировую известность, несмотря на то что проводится только второй год подряд».

Олимпийский резерв

Гольф-клуб или гольф-площадка давно пе- рестали быть экзотической частью пейзажа. Но в основном в Европе, где история гольфа насчитывает не одну сотню лет. В послед- ние десятилетия подтянулись и «азиатские тигры», и Китай. А вот в России развитие гольфа тормозится по целому ряду причин, и не последняя из них – не слишком высокая популярность гольфа среди среднего класса. Сегмент «доступного гольфа», в общем при- вычный для Европы, в России не прижился. Цель отечественных энтузиастов – попу- ляризировать гольф на внутреннем рынке.

Как считает директор Ассоциации гольфа России Александр Кочетков, работу в дан- ном направлении нужно начинать с пригла- шения зрителей на региональные соревнова- ния. По данным Ассоциации гольфа России, в стране базируется около 30 гольф-площа- док, большинство из которых находится на территории Москвы и Московской области, а также в окрестностях Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Краснодара. По статистике, в гольф играют более 5 тыс. человек, но это включая новичков, а гольфистов-любителей насчитывается около 1,3 тыс. Примерно 100 человек – это профессиональные гольфисты, входящие в сборную России, и резерв, а так- же тренеры и судьи. В 2015 году Ассоциация гольфа России планирует провести 67 турни- ров, три из которых считаются титульными – чемпионат России по гольфу, первенство России и Кубок России.

Камни на «грине»

Что касается Санкт-Петербурга, то здесь пока не существует программы развития и под- держки гольфа. Причина проста: под совре- менный гольф-клуб нужен участок 70-80 га. Однако таких свободных территорий у горо- да нет. Возможно, они есть в Ленинградской области – но в наших условиях престижность поля обратно пропорциональна расстоянию от «центра цивилизации». Помимо того что для строительства гольф- площадки необходимы значительные тер ритории, само по себе гольф-поле не может считаться сверхприбыльным предприятием. В качестве основного источника дохода для гольф-индустрии выступают дополнитель- ные объекты, которые обычно возникают на территории клуба – отели, коттеджи, часть из которых продается. Такие объекты всегда обходятся дороже, чем аналогичные, но расположенные вне клу- ба, зато за счет из продажи окупаются вложе- ния в строительство гольф-инфраструктуры. Дополнительный источник дохода – догово- ренности с крупнейшими отелями Санкт- Петербурга о «корпоративных программах» для гольфистов. Впрочем, «корпоративный гольф» – это отдельная тема: принято счи- тать, что гольф-поле – это идеальная площад- ка для переговоров. И все же у «доступного гольфа» в Санкт- Петербурге и окрестностях также есть не- плохие шансы на развитие. Известно, что в России гораздо менее жесткие требования к уровню игры для выхода на гольф-поле по сравнению с теми странами, где культу- ра гольфа развита в большей степени. На родине гольфа, в Шотландии, чтобы выйти на спортивный «грин», нужно иметь пока- зательный уровня мастерства или иметь гандикап не выше 26. Среднестатистиче- скому начинающему игроку требуется от года до двух, чтобы достичь такого уровня. То есть начинающему игроку в Шотлан- дии придется потратить два года на тре- нировочной площадке, изучая все аспекты игры, техники ударов и этикета, перед тем как выйти на поле и попробовать на нем поиграть.

Не исключено, что у гольфа в России все же есть перспективы, уж если один из его приверженцев – председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин – заявляет: «В гольф игра- ют только хорошие люди, давайте развивать этот очень этичный и одновременно захва- тывающий вид спорта в России»

Гольф по-фински

Ярким примером формирования конкурентоспособной гольф-индустрии (причем в сходных климатических условиях) является соседняя Финляндия, где по подсчетам местной ассоциации гольфа насчитывается 131 гольф-площадка и около 142 тыс. голь- фистов разного уровня. Тем не менее, как рассказывает главный секретарь Ассоциации гольфа Финляндии Петри Пелтониеми, дела индустрии идут не так успешно, как хо- телось бы: «В последнее время на гольф особое влияние оказывают мировые тренды и кризисы. С 2008 года, несмотря на строительство новых полей, число игроков не увели- чилось. Как и во многих европейских странах, сокращается число желающих вклады- ваться в развлечения и досуг. Такая тенденция напрямую оказывает давление на гольф- клубы, в первую очередь из-за высоких членских взносов. Это значит, что часть гольф-объектов вынуждена переориентировать свою стратегию и находить новые способы «генерации» прибыли для того, чтобы сохранить средства. Некоторые клубы становятся более закрытыми и эксклюзивными, другие – наоборот, открывают свои ворота еще шире, чем раньше, и организуют на своей территории другие виды развле- чений – например, лыжные трассы или фрисби-гольф».

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №28 (710) 6 июля 2015
    Центр кластерной сборки
    Содержание:
    Инновационно-производственная эволюция

    Число территориальных кластеров, появляющихся в рамках петербургской агломерации, растет, однако для того чтобы стать реальными точками роста региональной экономики и создавать вокруг себя территории опережающего развития, их структура и экономическое содержание должны измениться

    Реклама