Инновационно-производственная эволюция

Тема недели
Москва, 06.07.2015
«Эксперт Северо-Запад» №28 (710)
Число территориальных кластеров, появляющихся в рамках петербургской агломерации, растет, однако для того чтобы стать реальными точками роста региональной экономики и создавать вокруг себя территории опережающего развития, их структура и экономическое содержание должны измениться

Фото: Архив «Эксперт С-З»

Результаты Национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах в очередной раз продемонстрировали, что эффективные кластерные проекты идут рука об руку с комфортным бизнес-климатом. В лидерах рейтинга оказались регионы, имеющие за спиной результативные кластерные инициативы в сочетании с более качественной институциональной и регулятивной средой, доступными ресурсами и выстроенной инфраструктурой для малого предпринимательства. В их число вошли Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области. Санкт-Пе- тербург и Ленинградская область не попали в когорту передовиков, заняв 12 и 10 место соответственно. Санкт-Петербург подвела неэффективность регулятивных практик, а в Ленобласти «хромает» поддержка малого бизнеса.

Работа на опережение

В ситуации ограниченности бюджетных ресурсов наиболее целесообразной стратегией является концентрация средств на приоритетных инновационных проектах, дающих мультипликативный эффект. Мировая практика показывает, что точками роста в регионах становятся Территориальные инновационно-производственные кластеры (ТИПК). Географическая концентрация и создание общих производственных цепочек между компаниями дает возможность снизить затраты, оптимально распределить риски, привлечь в регион новый капитал и технологии, создать добавленную стоимость. Территориальные инновационно-производственные кластеры представляют для регионов основу для создания территорий опережающего развития, в которые возникает возможность привлечь преобразующие инвестиции (Impact investing), то есть вложение капитала в предприятия, компании, организации и проекты, направленное не только на получение дохода, но и на достижение социального или экологического эффекта. Для России развитие кластерных инициатив приобретает дополнительное значение в контексте задач импортозамещения и локализации производства как средства для создания вывода на внешние рынки собственной конкурентоспособной продукции несырьевых отраслей. Интеллектуальный, промышленный, транспортно-логистический потенциал Санкт-Петербургской агломерации отвечает решению данных задач. В рамках конкретных территории уже развиваются медико-фармацевтический, судостроительный, полимерный, аэрокосмический, арктический, ИТ, научно-технический («Императорское кольцо») и другие кластеры. Сегодня и другие российские регионы имеют опыт по созданию инновационно-производственных зон (Калуга, Татарстан, Ульяновск и др.), использование которого может помочь в создании масштабируемой по всей стране модели ТИПК. Особенно перспективным для ТИПК становится Крым, где местные власти с особым интересом относятся к развитию кластерного процесса в Санкт-Петербурге и уже готовы выстраивать в этом направлении межрегиональное сотрудничество, о чем «Эксперту Северо-Запад» заявил и губернатор Севастополя Сергей Меняйло, и глава республики Крым Сергей Аксенов. У руководства Санкт-Петербурга и Ленинградской области возникает хорошая возможность стимулировать формирующиеся сейчас в рамках петербургской агломерации Территориальные инновационно-производственные кластеры посредством различных инструментов господдержки: государственного заказа, предоставления преференций, выстраивания инфраструктуры по их поддержке, тем самым сформировав межрегиональную платформу (например, через форматы ГЧП) для привлечения глобальных преобразующих инвестиций (в частности, из стран БРИКС, АТР и др.).

Кластеры объединяют

Председатель Комитета по промышленнойполитике и инновациям СПб Максим Мейксин 010_1.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Председатель Комитета по промышленнойполитике и инновациям СПб Максим Мейксин
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Круглый стол показал, что власти Санкт- Петербурга и Ленинградской области хоть до недавнего времени и применяли разные подходы к проведению кластерной политики, но сейчас готовы консолидироваться и выстраивать скоординированную работу. «Какое-то время назад мы уже выходили к коллегам из администрации Санкт-Петербурга с предложениями работать по кластерам вместе, но до недавнего времени что-то не складывалось, и нам приходилось действовать самостоятельно, пытаясь охватить всю территорию агломерации, – высказался первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Максим Кисельников. – Хотелось бы, соответственно, продолжать искать какие-то точки соприкосновения и взаимодействия между администрациями города и области по совместному развитию наших кластеров. Так что мы подтверждаем нашу готовность взаимодействовать». Эту инициативу прямо за столом охотно поддержали и вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, и председатель Комитета по промышленной политике и инновациям СПб Максим Мейксин. «Синергетика, возникающая в результате объединения в рамках кластеров науки, образования и промышленности, выступает серьезным драйвером для роста бизнеса, повышения его конкурентоспособности, расширяет доступ к общим инновационным идеям и проектам», – подчеркнул Максим Мейксин. Также он отметил, что Санкт-Петербург давно делает акцент на формирование инфраструктуры поддержки кластеров. В конце прошлого года в Северной столице появился Центр кластерного развития, который оказывает помощь в запуске новых кластерных проектов в различных отраслях экономики и привлечении субсидий из федерального бюджета в уже существующие проекты. На данный момент федеральное финансирование получают два городских проекта – кластер информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций и кластер по развитию медицинской, фарма- цевтической промышленности и радиационных технологий (который, кстати, как раз развивается совместно с Ленинградской областью).  «В ситуации бюджетного дефицита необ- ходимо искать точки роста. Одной из таких точек роста я считаю кластерные зоны», – обозначил свою позицию вице-губернатор Сергей Мовчан. «Новые вызовы подтвердили, что кластер- ный подход к развитию промышленности является единственно верным», – солидарен первый заместитель председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Мак- сим Кисельников.

Первый зам председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Максим Кисельников 010_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Первый зам председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Максим Кисельников
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Межрегиональные связи

Председатель НП «Медико-фармацевтиче- ские проекты. XXI век» Дмитрий Чагин разделяет оптимизм чиновников, однако растущее число формальных кластеров его настораживает. «Я не сторонник «поголовной кластеризации». Не хотелось бы, чтобы у нас появились кластеры мороженого, кластеры пива и т.п.», – пошутил он. Определенный потенциал промышленни- ки видят в организации межрегиональных и даже межгосударственных кластеров. Гене- ральный директор ООО «НПО по переработке пластмасс имени Комсомольской правды» Сергей Цыбуков рассказал о своем опыте ор- ганизации российско-белорусского кластера по изготовлению изделий из термопластов и оборудования для их производства – тер- мопластавтоматов (ТПА) совместно с фили- алом ЗАО «Атлант» – БСЗ (Барановичский станкостроительный завод) и ассоциацией предприятий по производству пресс-форм и оснастки Екатеринбурга. «Литейное оборудование, в том числе ТПА, выделено отдельным пунктом в перечне приоритетных и критических с точки зрения импортозамещения видов продукции. Еже- годно на российский рынок импортируется 1 тыс. штук ТПА, однако в Белоруссии, где данная продукция производится на протяже- нии пятнадцать лет, закупалось не более 100 штук», – уточнил Сергей Цыбуков. Участие в распределенном кластере в числе прочего позволяет предприятию рассчитывать на привлечение дополнительных денежных ресурсов. По словам Сергея Цыбукова, в со- юзном государстве лежит 4,5 млрд рублей на НИОКР под новый ТПА.

Генеральный директор ООО «НПО по переработке пластмасс имени Комсомольскойправды» Сергей Цыбуков 010_3.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Генеральный директор ООО «НПО по переработке пластмасс имени Комсомольскойправды» Сергей Цыбуков
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Тепличное садоводство

Директор Института нового индустриально- го развития им. С.Ю. Витте, а также прези- дент Межрегиональной СПб и ЛО обществен- ной организации «Вольное экономическое общество России» Сергей Бодрунов поднял тему границ вмешательства государства в процессы кластерного развития. Экономист предпринял попытку примирить существу- ющие точки зрения на данный вопрос. По его словам, кластерные образования могут быть разделены на проактивные (формируются как инициатива рыночных структур) и реак- тивные (создаются с участием государствен- ных структур как реакция на существующие вызовы). На уровне Санкт-Петербургской агломерации государство может способст- вовать формированию кластеров, сочетая эти механизмы, с одной стороны, создавая благоприятные условия ведения хозяйствен- ной деятельности в приоритетных сферах, с другой – оказывая по мере необходимости помощь кластерным образованиям, сложив- шимся в результате самоорганизации бизне- са, пояснил Сергей Бодрунов. Без участия со стороны государства формирование кластеров невозможно, включился в дискуссию директор Феде- рального центра проектного финансиро- вания (ФЦПФ, дочерняя компания ВЭБа) Илья Пономарев. На его взгляд, основная задача государства – создать тепличные условия на старте новых проектов. «Са- доводы сначала выращивают растения, а потом позволяют им конкурировать с сор- няками. Напомню, что китайцы банально дофондируют свои проекты», – уточнил он. Тем не менее, обещание прибыли в период кризиса не может сподвигнуть бизнес инвестировать в собственное раз- витие, полагает представитель ФЦПФ.

Президент Межрегиональной СПб и ЛО общественной организации «Вольное экономическое общество России» Сергей Бодрунов 011_1.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Президент Межрегиональной СПб и ЛО общественной организации «Вольное экономическое общество России» Сергей Бодрунов
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Вуз как центр знаний

В том, что и властям, и бизнесу нужна про- фессиональная экспертная площадка для до- верительной беседы, для того чтобы снимать те барьеры, которые по разным причинам возникали, убежден ректор СПб Государст- венного экономического университета (СП- бЭУ) Игорь Максимцев. «Такой площадкой должны стать вузов- ские сообщества города, – полагает он. – Сей- час мы активно наращиваем совместную работу с промышленными предприятиями в рамках именно экспертного обсуждения кластерной политики в Санкт-Петербурге, работаем по ряду кластеров, которые уже существуют, вместе с нашими ведущими стратегическими и технологическими уни- верситетами города (это ИТМО, ЛЭТИ, По- литехнический университет). Вузы обязаны аккумулировать, распространять знания и навыки, делиться оценками с властью, бизнесом». Там же, на круглом столе, было предло- жено, чтобы эту работу взял на себя Центр социально-экономических и политических исследований и технологий СПбЭУ, возглав- ляемый доктором политических наук, про- фессором Рашидом Гайнутдиновым. Кстати, этот центр уже начал работу по проработке кластерных предложений для Крыма.

Доступное производство

Идею программы «Доступное производство» озвучил на круглом столе координатор пе- тербургского отделения НП «Клуб лидеров», вице-президент «Банкирский дом «Санкт-Пе- тербург» Вячеслав Трактовенко. Она заклю- чается в создании небольших индустриаль- ных парков за чертой города. Участок сразу получает назначение промышленного и не имеет ограничений по использованию, после чего создаются типовые проекты промыш- ленных зданий, которые уже утверждены все- ми инстанциями, имеют гриф «согласовано с государством» и находятся на едином сайте. Получив землю в аренду, предприниматель будет обязан возвести типовое здание. Если он этого не сделает, то право аренды теряется. Если объект будет построен, то с бизнесме- ном заключается договор аренды на десять лет. За этот срок он должен выплатить госу дарству все виды налогов (НДС, подоходный налог, взносы в различные фонды) размером 1 млн долларов в рублевом эквиваленте. Это можно сделать либо в течение десяти лет, либо сразу, что позволит приобрести участок за символическую плату. «Таким образом, мы можем создать боль- шое количество предприятий сервисного и инновационного сектора экономики со средним штатом в 20-40 человек. Причем это будет интересно предприятиям, которые находятся в сером поясе. Они максимально сократили свои издержки за счет передо- вого производства, но не могут снизить се- бестоимость за счет сокращения площади помещений и потребления электроэнергии из-за специфики размещения. Рынок сбыта у таких предприятий есть, и они будут готовы переезжать на какую-то другую площадку. У нас есть 15-20 инвесторов в Санкт-Петер- бурге, которые готовы переезжать в некий кластер, – рассказал Вячеслав Трактовенко. – Если хотя бы 30% предпринимателей в мас- штабе страны смогут выкупить свои земель- ные участки, то государство получит от этого 50 млрд долларов. Этот мультипликативный эффект отобьет затраты на создание инфра- структуры плюс создаст новые налоговые поступления от развития территориальных площадок. В совокупности программа может принести порядка 250 млрд долларов».

Координатор петербургского отделения НП«Клуб лидеров» Вячеслав Трактовенко 011_2.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Координатор петербургского отделения НП«Клуб лидеров» Вячеслав Трактовенко
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Резолюция на эволюцию

Директор Фонда «Центр стратегических раз-работок «Северо-Запад» Марина Липецкая 011_3.jpg Фото: pics.top.rbc
Директор Фонда «Центр стратегических раз-работок «Северо-Запад» Марина Липецкая
Фото: pics.top.rbc
Итоги дискуссии взялась подытожить дирек- тор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Марина Липецкая: «Первый этап кластерной политики на федеральном и региональном уровне подходит к концу. Открытость предприятий к коммуникации возросла, закрыты основные дефицитные зоны производственной инновационной среды. Сейчас наступает следующая стадия, которая требует кооперации относительно реальных бизнес-проектов, создания общих производств, исследовательских повесток». Следующая фаза кластерной политики, по ее мнению, будет во многом зависеть от предмета кооперации. «Если это программа научно-исследовательской работы, то эффек- тивной зоной кооперации является 50 км. Это предмет кооперации между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Если речь идет о формировании общих производствен- ных цепочек, то это межрегиональный и межнациональный проект», – заключила она. Практическим результатом дискуссии стало принятие резолюции о мерах и инстру- ментах государственной поддержки созда- ния комплексной системы региональных Территориальных инновационно-производственных кластеров и привлекаемых в них преобразующих инвестиций. Дальнейшее обсуждение затронутых на круглом столе вопросов было решено перенести на площад- ку Экспертного совета по опережающему развитию и преобразующим инвестициям, куратором которого будет вице-губернатор Сергей Мовчан.

Ключевые положения резолюции круглого стола  «Территориальные инновационно-производственные кластеры – основа для опережающего развития регионов»:       

– Одобрить идеологию создания Территориальных инновационно-производствен- ных кластеров (ТИПК) как основу для создания в регионе территорий опережающего развития, в которые возникает возможность привлечь преобразующие инвестиции (Impact investing), то есть вложение капитала в предприятия, компании, организации и проекты, направленное не только на получение дохода, но и на достижение социального или экологического эффекта; – Рекомендовать представителям администрации Санкт-Петербурга создать Эксперт- ный совет по опережающему развитию и преобразующим инвестициям под кураторст- вом вице-губернатора Сергея Мовчана. Работу по проработке положения, регламента работы, состава подобного совета и других организационных вопросов возложить на рабочую группу, сформированную из экспертов, участвовавших в данном круглом столе; – В рабочую группу по созданию совета включить представителей научных, эксперт- ных и деловых структур (клуб «Экспертная политика», СПб ТПП, СПб Государственный экономический университет, Лаборатория институционального проектного инжини- ринга (ИПИ ЛАБ), Вольное экономическое общество, ВЭБ, НИЦ «Курчатовский инсти- тут», АБ «Россия», ЦСР «Северо-Запад» и др.), а также, по согласованию, представителей властей других регионов – прежде всего Ленинградской области; – Одной из ключевых задач будущего Экспертного совета обозначить следующую: совместно с ведущими вузами провести глубокую методологическую проработку прин- ципов формирования Территориальных инновационно-производственные кластеров (как основы для появления территорий опережающего развития и привлечения в них преобразующих инвестиций) с целью создания масштабируемых в рамках Северо-Запа- да и России в целом проектов ТИПК. Это позволит подтвердить статус Санкт-Петербурга как инновационного центра, способного решать задачи по формированию «экономики знаний» не только на своей территории, но и в масштабах всей страны; – Учитывая значимость развития в Санкт-Петербурге различных форм государствен- но-частных партнерств (ГЧП) при реализации конкретных проектов опережающего развития, рекомендовать будущему Экспертному совету тему развития ГЧП также сделать одной из приоритетных в своей работе. А для более широкого вовлечения в этот процесс бизнеса рекомендовать совместно с Экспертным советом создать в структуре Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Комитет по государственно- частному партнерству; – Посвятить теме ТИПК, как центрам трансфера технологий на новые рынки сбыта, секцию на Петербургском международном инновационном форуме, который пройдет в октябре 2015 года.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №28 (710) 6 июля 2015
    Центр кластерной сборки
    Содержание:
    Инновационно-производственная эволюция

    Число территориальных кластеров, появляющихся в рамках петербургской агломерации, растет, однако для того чтобы стать реальными точками роста региональной экономики и создавать вокруг себя территории опережающего развития, их структура и экономическое содержание должны измениться

    Реклама