Фундамент для развития

Спецпроект: районы северной столицы – точки роста
Москва, 31.08.2015
«Эксперт Северо-Запад» №34-35 (712)
Многие производства Невского района Санкт-Петербурга могут гордиться своей двух- и даже трехвековой историей. Этот бесценный опыт является хорошей основой для нового качественного витка развития промышленности на фоне импортозамещения, для создания здесь новых инновационных компаний, а также для реализации новых инфраструктурных проектов

В процессе развития Санкт-Петербурга  за  территориями сегодняшнего Невского района закрепилась важная роль транспортно-логистического и  промышленного  центра Юго-Востока города. В 1723 году по указу Петра Первого вдоль левого берега Невы, по лесной местности южнее Александро-Невской  лавры,  проложили почтовую дорогу, соединившую столицу Российской империи через Шлиссельбург с Архангельском. С 1733 года она известна как Шлиссельбургская дорога, позднее – Шлиссельбургский тракт. В середине XIX века на месте тракта возникли улицы и проспекты, в частности современный проспект Обуховской Обороны – самый длинный проспект внутри застройки Санкт-Петербурга (11 км). Одними из первых, по указу Петра, вдоль Шлиссельбургского тракта поселились ямщики  Смоленской  губернии,  образовав Смоленскую ямскую слободу. Считается, что развитию местности послужил замысел Петра Первого по возведению Санкт-Петербурга в камне. В целях ускорения развития кирпичных производств было решено бесплатно предоставлять землю промышленникам, но взамен обязать их поставлять в город до миллиона кирпичей ежегодно. Ко второй половине XVIII века кирпичные заводы тянулись по всему Шлиссельбургскому тракту, по берегам рек Славянки, Ижоры, Тосны. Возникали здесь и все новые лесопильные заводы – ускоренному развитию местности с самого начала способствовала возможность доставлять грузы по Неве. Росла и еще образованная у въезда в город Невская застава: здесь начали формироваться старейшие петербургские заводы и фабрики самых разных отраслей производства. Так, в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в десяти верстах от Санкт-Петербурга был основан Императорский фарфоровый завод, первоначально именовавшийся Невской порцелиновой мануфактурой.  Завод,  ставший  первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе, дал импульс развитию прилегающих территорий, вскоре получивших название Фарфоровой слободы. Здесь же были основаны Стеклянный и Зеркальный заводы, Невский литейный и механический завод (сейчас – предприятие энергетического машиностроения «Невский завод»), первая в России механическая бумаго-прядильная фабрика – Императорская Александровская мануфактура. Именно здесь в 1808 году была установлена первая в русском ткацком производстве паровая машина, появился первый в России механический ткацкий станок. С 1826 года ведет историю Александровский чугунолитейный (сталелитейный, механический) завод, в будущем Пролетарский завод, – предприятие судового и энергетического машиностроения. Здесь в 1834 году построили первую в России подводную лодку по проекту К.А. Шильдера, а в 1845 году – первые в России магистральный паровоз и вагон. Первой в России стала производить бумагу при помощи парового двигателя фабрика братьев Варгуниных, основанная в 1839 году (ныне – ОАО «Фирма «Бумага»). В 1863 году началось строительство сталелитейного завода (современный АО «ГОЗ Обуховский завод»). Здесь впервые в России были внедрены конверторы и мартеновские печи, постепенно было налажено производство 20 сортов стали, брони для кораблей, артиллерийских башенных установок, пушек, снарядов, мин и т.д.  Логистические маршруты также стремительно развивались и совершенствовались. В 1830-х годах была закончена прокладка Обводного канала – еще одной дешевой и удобной транспортной артерии для поставок продукции в центр города.Невский район – единственный район в городе, расположенный по двум берегам Невы. Местность на правом берегу Невы – Веселый Поселок – начала развиваться после постройки рабочего поселка при суконной фабрике Торнтона и писчебумажной фабрике Варгуниных в 1830-1840 годах.

Современные акценты

Многие  промышленные  предприятия, основанные еще во времена Российской империи, продолжают успешно работать и сегодня. «Невский район – один из крупных районов Санкт-Петербурга. Работа промышленного комплекса оказывает влияние на развитие других секторов экономики: транспорта, строительства, связи, торговли и в значительной степени определяет возможности решения основных социально-экономических задач, – говорит глава администрации Невского района Санкт-Петербурга  Константин  Серов.  –  Здесь сосредоточены предприятия военно-промышленного комплекса, пищевой и химической промышленности, строительные организации и научно-исследовательские институты. На территории района работает 34,5 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 60 крупных промышленных предприятий и около 20 тыс. предприятий малого бизнеса. На долю производственных малых предприятий приходится 13%». В сформировавшейся структуре промышленности доминирующими отраслями остаются машиностроение, в том числе энергетическое, металлообработка. По объему промышленного производства в Невском районе лидируют такие отрасли промышленности, как пищевая (18,7%), химическая (11,3%), производство неметаллических минеральных продуктов (5,6%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (13,6%), производство машин и оборудования (7,0%). «Несмотря на сложности в экономике, промышленность района продолжает развиваться и показывает положительные результаты, – утверждает Константин Серов.

– Оборот крупных и средних предприятий Невского района в 2014 году вырос на 25% и составил 117 млрд рублей. За три месяца 2015 года оборот предприятий вырос на 3,3% и составил 14,4 млрд. Рост в 1,9 раза произошел в издательской и полиграфической деятельности, в 2,5 раза – в производстве резиновых пластмассовых изделий, на 19% – в химическом производстве». Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий района в 2014 году составили 8,4 млрд рублей. Невским районом в 2014 году обеспечено поступление налогов и платежей в бюджеты всех уровней в сумме около 16 млрд рублей. В первом квартале 2015 года предприятия района направили в бюджеты всех уровней около 5 млрд рублей. Такие предприятия Невского района, как ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Императорский фарфоровый завод», ОАО « ГОЗ Обуховский завод», ЗАО «Невский завод», ОАО «Звезда», ЗАО «Асфальтобетонный завод «Магистраль», ЗАО «Котлин-Новатор», активно проводят модернизацию и реконструкцию производств, внедряют инновационные технологии. «Особенно важно, что здесь занимаются не только внедрением в производство новейших видов импортного оборудования и технологий, но и разработкой принципиально новых процессов, материалов, концептуальных решений. Благодаря этому предприятия нашего района смогли не только не снизить объемы производства, но и сохранить рабочие места и увеличить заработную плату, увеличить объем инвестиций в основной капитал», – поясняет глава администрации Константин Серов.

Невские масштабы

Сегодня площадь Невского района составляет 6,2 тыс. га – около 4,3% от общей площади Санкт-Петербурга. Протяженность с севера на юг – около 20 км, с запада на восток – 8 км. На севере Невский район граничит с Красногвардейским и Центральным районами, на западе – с Фрунзенским, на юго-востоке – с Колпинским районом, а на востоке его граница является границей города, к ней примыкает Всеволожский район Ленинградской области. Транспортное сообщение через Неву обеспечивают три роста: неразводной Большой Обуховский (Вантовый) мост, Володарский мост, Финляндский железнодорожный мост. Основными транспортными магистралями Невского района в левобережной части являются: проспект Обуховской Обороны, переходящий в Шлиссельбургский проспект, параллельная ему улица Седова, а также улица Бабушкина, Ивановская улица. В правобережной части – Октябрьская набережная и Дальневосточный проспект, проспекты Большевиков, Российский, Товарищеский и Искровский, улицы Подвойского, Дыбенко и Народная. Жители района недовольны транспортным обеспечением района. Если автомобилистам все-таки обеспечены несколько прямых выездов на кольцевую автодорогу (по Народной улице, Свердловской набережной и с развязки на пересечении транспортного кольца с проспектом Обуховской Обороны), то пешеходам остается только метрополитен – всего два автомобильных моста, соединяющие левый и правый берег, чрезвычайно загружены, и наземный транспорт, по словам жителей, перманентно стоит в пробках. Сейчас по левому берегу Невы проходит часть Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена – Невский радиус (станции «Елизаровская», «Ломоносовская», «Пролетарская», «Обухово», «Рыбацкое»), по правому берегу Правобережной линии (станции «Проспект Большевиков», «Улица Дыбенко»). В перспективе – строительство новой станции «Кудрово», которая, как заявлено, будет сочетать «три в одном»: надземную и подземную станции, а также электродепо. Процесс строительства станции на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области затрудняется, во-первых, отсутствием свободных денег в региональных бюджетах – по предварительной оценке реализация проекта потребует около 80 млрд рублей. А во-вторых – бюрократическими сложностями между субъектами. Недавно стало известно, что обязательства по выделению земельного участка под размещение новых станций и депо, а также по обеспечению его коммунальной инфраструктурой закрепили именно за Ленинградской областью. «На строительство метро в Кудрово предусмотрено федеральное финансирование. По предварительной информации, подтверждение финансирования из федерального бюджета должно состояться не ранее 2020 года», – заявил в августе вице-губернатор Ленинградской области Юрий Пахомовский.

Жилые массивы

При  столь  высокой  концентрации  промышленных производств Невский район, разумеется, является и крупным работодателем, и спальным районом. Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях и организациях района, по данным за первый квартал 2015 года, составила 75 тыс. человек. При этом начисленная ежемесячная заработная плата одного работника в среднем по предприятиям района (без учета малых предприятий и ИП) в первом квартале 2015 года составила более 40 тыс. рублей. В целом недвижимость в районе очень неоднородна по своим характеристикам. Площадь жилой застройки составляет около 750 га. На левом берегу Невы, в так называемых рабочих кварталах, находится множество некомфортных многоквартирных домов: довоенных и послевоенных, реконструирован-ных во время советской власти фабричных общежитий. Широко представлен хрущевский и сталинский фонд. Чем дальше на юг, тем больше появляется «старых новостроек», в основном 137-й серии, а также кирпичных «точечных домов». В отличие от левого, правый берег – более «спальный». Здесь гораздо меньше предприятий и промышленных территорий, а больше жилых домов и объектов инфраструктуры: супермаркетов, торгово-развлекательных центров, школ, детских садов. По вводу жилья Невский район в 2014 году занимал лидирующие позиции в городе.  Только  компанией  «ЛенСпецСМУ»  в прошлом году на территории района было завершено строительство и осуществлен ввод в эксплуатацию трех жилых комплексов: ЖК «Ласточкино гнездо» в Уткиной Заводи, ЖК «Молодежный» у метро «Пролетарская»,  и  ЖК  «Речной»  на  Рыбацком проспекте, дом 18, общей площадью свыше 395 тыс. кв. м. А в целом по району, в связи с вводом в эксплуатацию более 520 тыс. кв. м жилья в 2014 году, прирост населения составил 19 тыс. жителей. И, как результат, острая нехватка социальных объектов: детских садов, школ и поликлиник, спортивных объектов, которая ощущается всеми жителями Невского района. 

 024_2.jpg
Глава Невского района – Константин Серов, 2 место в рейтинге результативности работы глав администраций районов Санкт-Петербурга за второй квартал 2015 года.

Карта района

Новости партнеров

    Реклама