Индустриальное сердце города

Спецпроект: районы северной столицы – точки роста
Москва, 31.08.2015
«Эксперт Северо-Запад» №34-35 (712)
Кировский район вполне может претендовать на лавры машиностроительного столпа города. Тут собрана целая россыпь предприятий тяжелого, общего, точного и среднего машиностроения

ФОТО: gov.spb.ru

За Юго-Западом Санкт-Петербурга в общественном сознании прочно закрепился имидж промышленных окраин  города.  Дымящие трубы  заводов  и  фабрик, рабочиееталлисты – вот некоторые характерные для него ассоциации в общественном сознании. Тем не менее, первоначально в окрестностях Нарвской Заставы селились представители дворянских фамилий. Все изменилось в начале XIX века, когда сюда переехал Кронштадтский чугунолитейный завод (сейчас Кировский завод), а впоследствии и портовые мощности,  появились  железные  дороги. Это привело к возникновению здесь новых фабрик и заводов, строительству жилья для рабочих. Индустриальное  прошлое  Кировского района предопределило его теперешний облик. Двумя столпами его экономики по-прежнему остаются портовый комплекс и промышленность. Здесь расположены 75 крупных и 340 средних  предприятий,  но  визитная карточка района – машиностроение. Сразу несколько предприятий-тяжеловесов и ряд предприятий рангом поменьше относятся к этой сфере.

Порт приписки

Большой порт Санкт-Петербурга (БП СПб), расположенный на Гутуевском острове  и  прилегающих  островах,  – морские  ворота  Северной  столицы. Через  него  идут  на  экспорт  контейнеры,  нефтепродукты,  минеральные удобрения, черные и цветные металлы, лес и другие грузы, ввозятся продукты питания и товары народного потребления, автомобили и комплектующие из зарубежных стран. Портовый комплекс представляет собой сложный механизм, включающий рейды для обслуживания судов и осуществления операций с грузами, терминально-складскую инфраструктуру, причалы,  арендуемые  стивидорными компаниями. Последних в порту порядка 25, однако более 90% контейнерной перевалки поделено двумя стивидор-ными  компаниями.  Порядка  83%  перевалки контролирует контейнерный оператор Global Ports. В порту ему принадлежит ЗАО «Первый контейнерный терминал» (ПКТ, проектная мощность TEU)  и  ОАО  «Петролеспорт»  (ПЛП). Примерно 15% перевалки приходится на ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (входит в UCL Port, стивидорный дивизион транспортной группы UCL Holding Владимира Лисина). Также UCL Port в составе UCL Port находится ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», переваливающий черные и цветные металлы, минеральные удобрение, металлолом, накатные грузы в Большом порту.

Путиловские заводы

Одним  из  промышленных  тяжеловесов района по праву может называться Кировский завод. Из школьного курса истории предприятие должно быть известно каждому под прежним названием  –  Путиловский  завод.  Сегодня ОАО «Кировский завод» представляет собой холдинговую структуру, которая развивает промышленные активы в области военного машиностроения (ЗАО «Завод «Универсалмаш»), металлургии (ЗАО «Металлургический завод «Петросталь»), сельскохозяйственного машиностроения (ЗАО «Петербургский тракторный завод»), энергетического  машиностроения  (ЗАО  «Завод «Киров-Энергомаш»),  владеет  предприятиями  социальной  сферы  (ЗАО «ДК  им.  Газа»,  ЗАО  «Стадион  «Кировец»), управляет недвижимостью. К  категории  тяжеловесов  может быть отнесен и другой промышленный стержень района – «Северные верфи». Любопытно, что предприятие в свое время также входило в состав акционерного  «Общества  Путиловских  заводов» и было известно под названием «Путиловские верфи». Как и раньше, предприятие производит корабли для военно-морского  флота.  Оно  делает корветы, фрегаты, эсминцы, корабли специального назначения, суда обеспечения.  Вдобавок  теперь  предприятие  строит  коммерческие  суда  для российских  и  зарубежных  заказчиков. Портфель заказов предприятия, которое входит в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), оценивается в 200 млрд рублей. Сейчас предприятие ведет строительство 10 надводных кораблей и судов обеспечения. Это фрегаты «Адмирал флота Советского Союза Горшков», «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко», «Адмирал Исаков» проекта 22350, корветы «Гремящий» и «Проворный» проекта 20385, судно связи «Иван Хурс» проекта  18280,  суда  тылового  обес-печения «Эльбрус» и «МБ-75» проекта 23120.Из  судостроительных  предприятий  района  также  стоит  упомянуть Канонерский  судоремонтный  завод и  Центр  технологии  судостроения  и судоремонта.

Точная наука

Наряду с судостроением к числу прижившихся  в  районе  отраслей  можно отнести  точное  машиностроение.  За конкретными  примерами  предприятий данного профиля далеко ходить не нужно. Взять хотя бы одного из мировых лидеров по выпуску рентгеновских трубок – ЗАО «Светлана-Рентген» (дочернее предприятие ОАО «Светлана»). В дополнение к этому можно вспомнить преемника Ленинградского аккумуляторного завода – ЗАО «Электротяга» и ПАО «НПО Завод «Волна» (создание оборудования радиосвязи,  входит  в  «Эго-Холдинг» Александра Кашина), которые выполняют гособоронзаказ.  Отдельного упоминания заслуживает производитель арматуры – компания АО «Армалит-1». Основным направлением для завода, основанного немецким промышленником  Грошем,  являются  поставки судовой арматуры. Предприятие сотрудничает  с  АО  «Адмиралтейские верфи», АО «ПО Севмаш», АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», АО «Центр судоремонта «Звездочка»,  АО  «Пролетарский  завод».  Также завод выпускает общепромышленную арматуру для предприятий нефтяной, газовой и химической отраслей, имеет собственной литейное производство.Наконец,  необходимо  отметить компании  металлургического  сектора.  Среди  них  региональный  филиал  ООО  «Северсталь-Вторчермет»  в Санкт-Петербурге, ООО «Свелен», ЗАО «Эсаб-Свэл».

Несмотря на кризис

К  концу  прош лого  года  промышленность  района  подошла  с  положи-тельными  результатами.  Объем  инвестиций в основной капитал вырос практически в два раза по отношению к 2013 году, налоговые поступления в городской бюджет по административному образованию увеличились на 7% и составили более 13 млрд рублей. В этом году статистику административному образованию, очевидно, подпортит кризис. Чтобы в этом убедиться, можно посмотреть на ведущих игроков района.  Например, общий грузооборот Большого порта, по данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», за семь месяцев нынешнего года порта сократился на 15% по сравнению с 2014 годом и составил 30,4 млн тонн. Нисходящий тренд коснулся и компании «Северные верфи». За январь – июнь 2015 года предприятие сократило выручку к аналогичному периоду 2014  года  на  9,2%.  При  этом  чистый убыток компании сократился с 635,8 млн рублей в первом полугодии 2015 года до 353,8 млн. Но есть у этой медали и обратная сторона,  ведь  наличие  в  районе  нескольких крупных налогоплательщиков  и  работодателей  автоматически увеличивает его шансы на поддержку со стороны властей. 

 014_2.jpg
Глава Кировского района – Сергей Иванов, 10 место в рейтинге результативности работы глав администраций районов Санкт-Петербурга за второй квартал 2015 года.

Справка

Подведены итоги оценки результативности работы глав администраций районов Санкт-Петербурга за второй квартал 2015 года. В основе методики лежат 25 ключевых показателей: качество управления жилищно-коммунальным хозяйством, организация безопасности, управление бюджетом и другие.
По результатам оценки во втором квартале 2015 года верхние строчки в рейтинге заняли главы Фрунзенского, Невского, Пушкинского, Курортного, Кронштадтского и Приморского районов.
Места с 1 по 6 попали в зеленую зону, с 7 по 12 – в желтую, районы, занявшие с 13 по 18 место, находятся в к расной зоне.

Карта района

Новости партнеров

    Реклама