Опасность быть гением

Культура
Москва, 31.08.2015
«Эксперт Северо-Запад» №34-35 (712)
Михаил Шемякин: «В искусстве нельзя останавливаться. Если ты остановился, значит, автоматически ты идешь назад»

ФОТО: дворцы-сады-парки.рф

Создавая книгу «Круг Шемякина», рассказывающую о

поколении творческой интеллигенции  Ленинграда и Москвы 1960-х годов, художник совместно с петербургским искусствоведом Любовью Гуревич подготовил более чем  шестисотстраничное  издание  о себе, своих друзьях и художественной среде той эпохи. Над монографией авторы работали больше семи лет, ставя перед собой задачу – дать представление читателю о каждом выявленном временем имени, громком или безвестном, но так, чтобы получился объемный образ. В итоге «Круг Шемякина» стал своеобразной галереей эскизных портретов,  только  запечатленных  в слове.  Вместе  с  тем,  в  одном  из  художественных  пространств  города, в K-Gallery, представили выставку фотографий, которая напрямую связана

с темой книги. Экспозиция показывает  зрителю  созданный  Шемякиным

мир, зафиксированный в фотографиях  ленинградского  периода.  Снимки  демонстрируют  многочисленные творческие эксперименты художника

в области перформанса и хеппенинга, которые он уже тогда развивал со своими друзьями – поэтами и музыкантами. Чудом сохранившиеся негативы

подверглись тщательной реставрации. В результате для выставки было напечатано более 100 работ, раскрывающих мир Михаила Шемякина 60-х годов в

таких темах, как художник и модель, мастерская художника, портреты семьи  и  друзей.  Многие  фотографии впоследствии послужили основой для

живописных и графических произведений Шемякина.

Творить и быть  неугодным

– Михаил, несколько слов о книге «Круг Шемякина».

– Самое важное, чему я рад, – это тому, что многие из «участников» этой

книги еще живы. Дай бог им всем творческих  успехов.  Думаю,  что  мы  еще

чего-то будем творить, кому-то надо-едать, кому-то быть неугодными! Кстати, считаю, что сегодня настало такое время, что можно стать немного ина-

комыслящими. И нам не привыкать. Как пел мой друг Владимир Высоцкий:

«Из худших выходили передряг». Сегодня, когда так активно переписывается история, история россиян в частности (вот недавно прочел в книге, что

славянской культуре 8 тыс. лет (!)… я, правда, частично русский, больше

кавказец, хотя это сегодня немодно, но я этим горжусь), думаю, что то, что

мы делали с Любой Гуревич чуть ли не десять лет, – писали книгу, сегодня

правильно сформирует нашу память. Фактически подобные издания говорят

лишь об одном – в них описана правда. Там все так, как мы и жили. Мы не

были ангелами, мы не были гениями. С моей точки зрения, тот, кто принимает  всерьез  такие  характеристики, как гениальный, на свой счет, ошибается. Если бы я в эти слова поверил, я бы,  наверное,  в  тот  путь,  которым  я

иду сейчас, вообще бы не двинулся. А так, если поверил, что ты гениальный,

то все, закончил творить… В искусстве  нельзя  останавливаться.  Если  ты

остановился, значит, автоматически ты идешь назад.

– «Круг Шемякина» – издание, написанное не только вами и не только по вашей инициативе?

– Я выступил соавтором Любы Гуревич. А не наоборот, как можно было

подумать. И был приглашен к созданию  книги  со  своими  уже  имеющимися  заметками,  которые  я  писал  о близких мне людях. Здесь есть информация о тех персонажах, которых мало кто знал. Скажем, о моих натурщицах.

Например,  в  книге  есть  рассказ,  названный «Белая ведьма», как раз про

натурщицу из Академии художеств. А сама книга задумывалась Кушниром (коллекционер и пропагандист петербургского искусства второй половины

прошлого века Исаак Кушнир с 2001 года издает книги в серии «Авангард

на Неве»; наряду с монографическими альбомами в серии появляются издания, обобщающие опыт «неофици-альной культуры», например, альбом «Арефьевский круг» и «Круг Шемякина». – «Эксперт С-З»). Кушнир столько сделал для петербургского искусства,

что невозможно представить. То, что делает  он,  к  сожалению,  не  делают

многие, которым вроде бы по должностям положено этим заниматься.

Мир полубезумия

–  Какие  в  книге  представлены

иллюстрации?

– Большая часть из моей коллекции. Среди них много прежде не публиковалось. (Кроме того, стоит особо отметить, что в издании представлена

большая подборка акварелей и графики последователя филоновской школы

Евгения Ротенберга и творческое наследие Юлия Росточкина – цикл фотоинсценировок, сделанных в 1970-е годы. – «Эксперт С-З».)

– Расскажите, что это была за обстановка, которая описывается вами в книге? Как вы тогда чувст-

вовали время?

– Ленинград тогда жил своей подпольной жизнью.  Всем  понятно,  что  коммуняки

жили отдельно, своими праздниками и маршами. А мы умели в своем нищенском миру создать собственную полубезумную обстановку. Это был параллельный мир. Но! Он был очень богатый и насыщенный.

 Досье

 Михаил Шемякин, художник, график, скульптор, исследователь искусства, родился в 1943 году в Москве. Отец, военный офицер, служил комендантом в различных городах Германии и СССР. Семья часто переезжала из города в город. В 1956 году Шемякины возвращаются в Россию. Михаил поступает в Среднюю художественную школу при Академии художеств в Ленинграде. Начинает пробовать себя как художник. Много экспериментирует. В 1971 году ему присуждается медаль в Венеции за иллюстрации к книге

«Классическая испанская эпиграмма». Изгнан из СССР. Уезжает в Париж. В 1976 году

организует выставку советского нонконформистского искусства «Современная русская

живопись» в Париже. В 1977 году издает альманах послесталинского нонконформистского искусства и литературы «Аполлон-77». В 1981 году художник переезжает из Парижа в Нью-Йорк. Через несколько лет мастер посещает выставку собственных работ в Москве (впервые после изгнания из СССР). В 1991 году он открывает памятник Петру Первому в Петропавловской крепости. До сих пор вокруг памятника много споров. Активно занимается преподавательской деятельностью, дает мастер-классы. Сотрудничает со Славой Полуниным и Анваром Либабовым. В 2001 году представляет балет «Щелкунчик» (либретто, постановка, декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова) в Мариинском театре. В 2002 году мастер получает приз «Золотая маска» за лучшую работу художника в музыкальном театре. Через три года в Мариинском театре

показывают двухактный балет на музыку Сергея Слонимского «Волшебный орех» (ли-

бретто, сценография, костюмы Михаила Шемякина). Сейчас продолжает активно рабо-

тать над новыми проектами.

Новости партнеров

Реклама