Точечный, но последовательный рост

Территория Адмиралтейского района обладает мощным потенциалом для точечного, но достаточно выгодного для инвесторов редевелопмента как территорий бывшего серого промышленного пояса, так и отдельных объектов историкоархитектурного наследия

ФОТО: gov.spb.ru

Несмотря  на  постепенное у меньшение  доли  промышленных предприятий в структуре экономики Адмиралтейского  района,  в нем по-прежнему остается ряд  исторических  производственных точек роста.

На верфи все спокойноПрежде  всего,  это  «Адмиралтейские верфи». В настоящее время мощности предприятия  полностью  загружены –  на  верфи  успешно  реализуется  ряд контрактов для отечественных и зарубежных заказчиков. В строительстве находится две серии из шести подводных лодок: проект 636.1 для иностранных ВМС и проект 636.3 для ВМФ России. В марте 2015 года состоялась торжественная церемония закладки дизель-электрической  подводной  лодки  проекта 677 «Лада» «Великие Луки». А в апреле на «Адмиралтейских верфях» заложили ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Это новое однопалубное многофункциональное судно предназначено для ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельной проводки кораблей и судов, а также их буксирного обеспечения. Ледокол проекта 21180 – судно нового поколения, с новыми принципами электродвижения и современной энергетической установкой. «Илья Муромец» – первый ледокол, на котором будут установлены двухвинтовые механические винто-рулевые колонки, что обеспечит повышенные маневренные характеристики судна при работе в ледовых условиях. Еще один важный проект выходит на финишную прямую – спасательное судно «Игорь Белоусов» со спасательным глубоководным аппаратом «Бестер-1» на борту (строящееся на верфях в интересах ВМФ РФ), в августе этого года оно вышло на завершающий этап  заводских  ходовых  испытаний  в полигоны Балтийского моря.

Новая жизнь островов

Еще несколько лет назад активно обсуждался проект по освобождению в 18 году «Адмиралтейскими верфями» части своей территории, а именно – Ново-Адмиралтейского острова (выходящего на большую Неву). Предполагалось, что после освобождения острова  от  промышленной  функции на  его  территории  может  появиться кампус СПбГУ и музейный комплекс «Центр  морской  славы  Санкт-Петербурга».  Однако  вот  уже  больше  года никакой  конкретной  информации  о перспективах этого проекта не поступает ни от СПбГУ, ни от верфей. Эксперты не исключают, что из-за кризиса перспективы редевелопмента Ново-Адмиралтейского острова (даже и необязательно под кампус) отодвигаются как минимум до 2020 года. Похожая судьба сложилась и у проекта  Ново-Адмиралтейского  моста, который,  согласно  первоначальному проекту,  должен  был  как  раз  соединить Васильевский и Ново-Адмиралтейский острова, обеспечив тем самым дополнительную транспортную связь Василеостровского и Адмиралтейского районов. Но еще в 2011 году постановление правительства СПб об утверждении проекта строительства моста было отменено, и больше к перспективе этой переправы через Неву власти города не возвращались, хотя, конечно, появление такой артерии дало бы импульс к развитию территорий и Адмиралтейского, и Василеостровского районов. А вот у другого расположенного в Адмиралтейском  районе  известного острова  –  Новой  Голландии  –  иная судьба.  Это  один  из  значимых  исторических  памятников  Санкт-Петербурга,  основанный  Петром  Первым в 1719 году, через 16 лет после нача-ла  строительства  города.  В  итоге  на острове  был  возведен  комплекс  зданий из красного кирпича по проекту французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. В свое время здесь располагались склады и другие хозяйственные помещения для нужд морских ведомств, первый в России исследовательский центр по испытанию корабельных моделей и научно-техническая лаборатория, военно-морская исправительна я  морская  тюрьма, построенная  по  стандартам  лучших тюрем европейской пенитенциарной системы, и даже одна из первых в России радиостанций. В советское время Новая  Голландия  была  закрытой  зоной, на ее территории располагались склады  Ленинградской  военно-морской базы. Но в 2010 году конкурс на ее реконструкцию выиграла компания «Новая Голландия Девелопмент» Романа  Абрамовича.  Согласно  условиям выигранного тендера, за семь лет компания  должна  вложить  12  млрд рублей  в  реконструкцию  Новой  Голландии, где в итоге должен появиться общественно-деловой многофункциональный комплекс с выставочными площадями  и  общественными  пространствами, ориентированными на культурную функцию. Сейчас на объекте ведутся строительно-реставрационные работы.

В реконструкцию Новой Голландии Роман Абрамович готов вложить 12 млрд рублей 023.jpg Фото: gov.spb.ru
В реконструкцию Новой Голландии Роман Абрамович готов вложить 12 млрд рублей
Фото: gov.spb.ru

Эпоха перестройки

На территории Адмиралтейского района есть и другие интересные с точки  зрения  придания  новой  функции историческим зданиям проекты. Так, наконец, несмотря на активное противодействие некоторых градозащитных движений, активизировались работы по приспособлению здания бывшего Никольского рынка под современный гостинично-деловой центр. Инвестором проекта выступает инвестиционная компания VIY Management (VIYM), возглавляемая  Андреем  Якуниным (сыном  экс-главы  РЖД  Владимира Якунина). Эта компания уже имеет в своем портфеле успешный проект редевелопмента  исторического  памятника под гостиничную функцию – создание пятизвездочного отеля класса де-люкс Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg в бывшем дворце князя Лобанова-Ростовского  (знаменитый «Дом со львами» архитектора Огюста Монферрана, построенный рядом с его главным творением – Исаакиевским собором).  Примечательно,  что  этот  отель тоже расположен на территории Адмиралтейского района и сейчас является одним из центров туристической и деловой активности. Еще один новый апарт-отель Opera Palace появится в 2018 году в реконструируемом  доме  Мордвиновых  на улице Глинки, 4, вблизи Мариинского театра. А вот судьба комплекса зданий также по улице Глинки (но литера 2) пока неизвестна. Несколько лет назад оттуда был выведен Военно-транспортный  университет  железнодорожных войск, подведомственный Минобороны; инвестор проекта шведский холдинг Ruric AB рассчитывал перестроить объект под отель, бизнес-центр и жилье, но это ему не удалось, и сейчас судьба объекта открыта. Особо стоит коснуться перспектив трансформации бывшего серого пояса вдоль Обводного канала. Уже сейчас там идет активная застройка бывших промышленных  площадок  заводов «Подъемтрансмаш», «Петмол», а также  прилегающих  к  ним  территорий, имевших  отношение  к  железной  дороге.  Особо  стоит  отметить  полную реновацию квартала в границах улиц Шкапина и Розенштейна, где на месте полностью снесенных аварийных домов компания «Главстрой-СПб» возвела современный комплекс «Панорама 360». Это проект жилой и деловой застройки,  включающий  строительство  65  тыс.  кв.  м  жилья,  детского  дошкольного учреждения на 2 тыс. кв. м, коммерческих объектов, гостиницы, а также объектов розничной торговли со встроенными подземными гаражами общей площадью 35 тыс. кв. м. Ожидает комплексной реновации и территория бывшего завода «Красный треугольник», расположенного также на Обводном канале. Некоторые его корпуса уже перестроены под общественно-деловую функцию, но большая часть объектов все еще нуждается в комплексном редевелопменте. А вот на месте бывшего пивоваренного завода им. Степана Разина, площадью 7,4 га, предполагается частичное сохранение производственной функции – там новые собственники запланировали создание делового и индустриального парка. Всего же, по данным районной администрации,  на  территории  Адмиралтейского  района  реализуется  17 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции или приспособлению  исторических  зданий  под современное  использование  на  землях,  находящихся  в  собственности Санкт-Петербурга, и 27 проектов, реализуемых собственниками объектов недвижимости. Своеобразными  точками  роста  в районе должны стать и новые проекты, связанные с трансформацией общественных пространств и появлением новых  объектов  транспортной  инфраструктуры.  В  качестве  подобных примеров  стоит  привести  комплексную реконструкцию Сенной площади и строительство новой станции метро «Театральная»  в  непосредственной близости к Мариинскому театру. Правда, из-за бюджетных ограничений реконструкцией Сенной (в ходе которой построят  три  подземных  перехода  –один  под  Московским  проспектом  и два под Садовой улицей, а также расширят проезжую часть за счет ликвидации  торговых  павильонов)  власти города смогут заняться не раньше 2018 года. Открытие «Театральной» также задержится – предположительно оно намечено на конец 2019 года. 

У партнеров

    Реклама