Тонкие ростки импортозамещения

Тема недели
Москва, 31.08.2015
«Эксперт Северо-Запад» №34-35 (712)
Импортозамещение пока не стало мейнстримом для петербургской промышленности. Тем не менее даже у тех, кто уже начал им заниматься, на импортозамещение уйдет от трех до 15 лет – в зависимости от инвестиционного цикла

ФОТО: omz-izhora.ru

По недавно опубликованным агентством Moody’s данным, импортозамещение смогло

стимулировать рост производства только в одной отрасли российской экономики –

пищевой промышленности. При этом аналитики агентства прогнозируют, что в целом увеличения объема производства в стране за счет импортозамещения в 2015 году ждать не стоит. Статистика показывает: в Северной столице увеличения объемов производства также не произошло. Индекс промышленного производства (ИПП) в первом полугодии 2015 года потерял 8,6% по отношению к аналогичному периоду

прошлого года. При этом в обрабатывающих производствах, на долю которых приходится 90% от общего объема отгруженной продукции, падение ИПП составило 8,9%. Из общего тренда несколько выбивается металлургический сектор, который показал рост на 8,1%. Вместе с  тем,  его  достижения  прежде  всего связаны с открывшимися экспортными возможностями.

Правда,  и  результатов  ждать  пока рано. По мнению генерального директора ОАО «Звезда», Михаила Лобина, машиностроение – сфера, в которой нельзя ждать сиюминутного результата. «Все меры, направленные на поддержку этой отрасли, включая импортозамещение, скажутся в долгосрочной перспективе. Нужно всегда помнить о том, что высокотехнологичная продукция крайне требовательна к фактору времени. Именно поэтому производителям важно понимать не только текущие, но и перспективные потребности рынка, видеть долгосрочные отраслевые планы, иметь поставленную задачу, чтобы своевременно планировать развитие мощностей, подготовку кадров, внедрение инноваций», – замечает он.

Представители Комитета по промышленной политике и инновациям (КППИ) Санкт-Петербурга считают, что помимо пищевой промышленности в городе эффект от импортозамещения также заметен в фармацевтике, сельскохозяйственном и энергетическом машиностроении. Наличие результатов в пищевике объяснимо. Производственный цикл здесь относительно короткий плюс сыграло свою

роль производственное эмбарго. Тем не менее в других перечисленных отраслях также наблюдается некоторое оживление. К примеру, Петербургский тракторный  завод  (входит  в  ОАО  «Кировский завод») в соответствии с заключенными контрактами до конца собирается удвоить объем производимой сельхозтехники.

А энергомашиностроительная компания ЗАО «Невский завод» (входит в «РЭП Холдинг») недавно попала в список приоритетных инвестпроектов Минпромторга и теперь должна получить субсидию от ведомства. Довольно  активную  деятельность  в

области импортозамещения развернули и фармацевтические компании. Так, ЗАО

«ВЕРТЕКС» буквально на прошлой неделе открыло первую очередь своего инновационно-производственного комплекса на площадке «Новоорловская». Объем инвестиций в проект превысил 2,2 млрд рублей. Предполагается, что объем предприятия на начальном этапе составит 70 млн упаковок готовой продукции. Впоследствии компания собирается сосредоточить на площадке «Новоорловская» все свои производственные мощности. Также стоит упомянуть и ЗАО «БИОКАД», которое вложило свыше 200 млн рублей в создание нового R&D комплекса.

«В  отношении  фармацевтического производства есть ряд государственных программ, имеется софинансирование перспективных проектов, имеются преференции в тендерах на госзакупки для отечественного производителя. Кроме того, с июля этого года вступили в силу изменения в процедуре регистрации лекарств, которые должны ускорить весь путь, запараллелив некоторые процессы. Существенное ускорение импортозамещению может дать законопроект о принудительном лицензировании лекарств», –  поясняет  президент  фармацевтической компании «РИА «Панда» Дмитрий Дергачев.

Кто успел того и тапки

Профессор кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского экономического университета (СПбГЭУ) Елена Ткаченко, соглашаясь с названными в Смольном сферами, также добавляет в этот ряд оборудование для нефтяной отрасли. «У нефтяных компаний существуют долгосрочные программы развития. Производители оборудования понимают,что им требуется, и уже предпринимают достаточно успешные попытки импортозамещения», – отмечает Елена Ткаченко.

В сложившейся экономической ситуации Ижорские заводы не только создают продукцию, которая раньше производилась исключительно в Европе, но и находят для нее новые рынки сбыта 009.jpg Фото: Ижорские заводы
В сложившейся экономической ситуации Ижорские заводы не только создают продукцию, которая раньше производилась исключительно в Европе, но и находят для нее новые рынки сбыта
Фото: Ижорские заводы

Генеральный директор ПАО «Ижорские заводы» (предприятие в числе прочего производит оборудование для нефтяной сферы) Олег Урнев рассказал «Эксперту С-З», что в условиях реализации программы импортозамещения предприятие нацелено на создание новых продуктов для потенциальных клиентов. «В частности, в наших планах – производство внутрикорпусных устройств для реакторов гидрокрекинга и реакторов гидроочистки – изделий, которые ранее выпускались только в Европе. Мы уже изготовили опытные образцы для одной из компаний-лицензиаров и прошли аттестацию, в результате которой Ижорские заводы были включены в список поставщиков компании Shell.

Аналогичная работа ведется и с другими лицензиарами, такими как Chevron, AXENS, ExxonMobil», – объясняет он.Интересно, что перечисленные выше предприятия объединяет друг с другом своевременно осуществленное перевооружение производства, благодаря чему они теперь располагают резервными мощностями. «За последние несколько лет на Ижорских заводах была реализована обширная инвестиционная программа, которая позволила нам модернизировать производство, улучшить условия труда, повысить качество нашей продукции и, как следствие, ее конкурентоспособность. В этом смысле мы сделали большой задел еще до начала серьезных кризисных явлений в экономике, и сегодня сокращение инвестиций практически во всех отраслях промышленности сказывается на нас наименьшим образом. Это позволяет нам сегодня не только изготавливать в привычном для нас темпе оборудование для отечественных НПЗ и российских, и зарубежных АЭС, но и осваивать инновационные продукты и вести переговоры по выходу на принципиально новые для нас рынки», – подчеркивает Олег Урнев.

«Цикл производства продуктов питания, скажем, овощей, – не менее года, а цикл в области фармпроизводства – не менее пяти лет. Таким образом, эффект в нашей сфере будет заметен воочию не ранее 18-20-го года, и то потому, что мы не ждали появления санкций, а строили, невзирая на сложную конкурентную среду», – уверен Дмитрий Дергачев.

Контрольная закупка

Впрочем,  нехватка  производственных мощностей остается «ахиллесовой пятой» городской промышленности, что в свою очередь тормозит импортозамещение. Проблема заключается в том, что расширение производства требует существенных вливаний, которым просто неоткуда взяться в условиях урезания инвестиционных программ и неопределенности в экономике.  Городские власти пытаются разорвать этот замкнутый круг с помощью стимулирования спроса (госзаказ) и предложения (создание промышленных зон). Систему госзаказа  собираются  постепенно  переориентировать на закупки у отечественных и, прежде всего, петербургских предприятий. Председатель Комитета по государственному заказу Дмитрий Сачков сообщал, что в прошлом году объем госзаказа составил 359 млрд рублей, с учетом закупок государственных унитарные предприятий и организаций с государственным участием – 600 млрд рублей.

Согласно его недавнему заявлению, в первом полугодии 2015 года объем закупок у петербургских предприятий составил 87 млрд при общем объеме госзаказа в 103 млрд рублей. Михаил Лобин отмечает, что реализации курса на импортозамещение мешают бюрократические трудности, которые возникают в том числе при реализации закона  о  контрактной  системе.  «Хотелось бы исключить неоправданные потери времени и, следовательно, средств при реализации отдельных федеральных целевых программ при закупках средств производства, не имеющих аналогов в Российской Федерации», – уточняет он. Кроме того, в скором времени должен заработать городской фонд поддержки промышленности. На функционирование структуры планировалось выделить 1 млрд рублей. Максим Мейксин ранее отмечал, что на первом этапе деятельности фонда акцент будет сделан на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса.

По словам председателя Комитета по энергосбережению и энергоэффективности СПб РО «Деловая Россия» Даниила Талюкина, на сегодняшний день такие крупные поставщики ресурсов, как Водоканал Санкт-Петербурга, ЗАО «БИОКАД», ереориентируют свой взгляд от импортного оборудования к российскому. «Здесь есть существенный потенциалдля российских производителей оборудования данной отрасли. Причем данный потенциал позволяет производственникам не только наращивать свой оборот за счет уже выпускаемой продукции, но также и обращает их внимание на новые разработки создания новых высокотехнологичных производств, привлечение инвестиций в отрасль и создание новых рабочих мест», – уверен он. Взаимодействие  с  инвесторами,  намеревающимися строить предприятия в Санкт-Петербурге, курирует Городское агентство по промышленным инвести-циям (ГАПИ), подведомственное КППИ. В течение года агентство намереваются преобразовать в Дирекцию по сопровождению промышленных проектов, основной задачей которой станет ведение промышленных проектов с момента прихода на площадку и до окончания строительства производства.

КППИ сейчас ведет переговоры о строительстве 20 тыс. кв. м. в индустриальном парке «Марьино». По  мнению  Елены  Ткаченко,  достаточной мерой для стимулирования импортозамещения являются дотации на привлечение кредитных ресурсов, компенсирующие разрыв между приемлемой для промышленников ставкой в 5-6% и существующей рыночной ставкой.

Фармацевтический кластер Санкт-Петербурга давно и последовательно идет по пути импортозамещения 010_1.jpg Фото: gov.spb.ru
Фармацевтический кластер Санкт-Петербурга давно и последовательно идет по пути импортозамещения
Фото: gov.spb.ru

Локализируй это

Вместе с тем, импортозамещение вовсе не повод замыкаться в собственных границах, пытаться произвести все, что только можно. Гораздо важнее встраиваться в глобальные цепочки добавленной стоимости. «У нас не должно быть импортозамещение ради импортозамещения. Вопрос в том, чтобы поддерживать отрасли с высоким экспортным потенциалом при относительно низкой зависимости от комплектующих. В Санкт-Петербурги к числу таких отраслей относится уже локализовавшееся автомобильное производство, энергетическое машиностроение, медицинские приборы и оборудование, ИТ (разработка программного обеспечения, систем безопасности)», – убеждена Елена Ткаченко.

Кроме того, ввиду технологического отставания в импортозамещении не получится обойтись и без привлечения зарубежных технологий. Решающее значение здесь приобретает локализация производства и трансферт технологий. В качестве примеров работы данной модели опрошенные эксперты приводят автопром и фармацевтику.

Процесс  локализации  в  автопроме обеспечило соглашение о промсборке, введенное  в  2005  году.  Автопроизводители, импортирующие компоненты, получали  льготные  таможенные  ставки, а в ответ обязывались сократить ввоз автокомпонентов и выполнить частичную локализацию производства натерритории России. Благодаря этому в Петербурге и Ленинградской области сложился автокластер, включающий производителей автомобилей (заводы «Форд»,«Дженерал моторз», «Тойота», «Ниссан»и «Хендэ) и автокомпонентов (Faurecia,Nokian Tires, Stadco, Tenneco Automotive ,ThyssenKrupp).

По мнению менеджера PWC Сергея Попова, на внутреннем рынке условия автопроизводителей ухудшаются, тогда как компании, способные оптимизировать производство, и в том числе на внешние рынки, получат преимущество.

К слову, подразделение Hyundai – «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (расположено

в Санкт-Петербурге) неделю назад объявило о планах экспорта автомобилей

российской сборки в Египет и Ливан, в прошлом году компания начала поставки машин в страны ближнего зарубежья (Армения, Молдавия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия).

Свидетельства локализации можно наблюдать и в фармацевтике. В июне завершилось строительство завода полного цикла компании «Новартис Нева» (структура компании «Новартис»), начатое в 2011 году. При этом объем инвестиций в создание и оснащение производства по выпуску лекарственных средств составил 138 млн долларов США. Новое предприятие будет производить примерно 1,5 млрд

единиц продукции, которая в первую очередь будет предназначена для российского рынка.

По мнению генерального директора компании ОСТ Дмитрия Шарова, курс на импортозамещение в фармацевтической отрасли мотивирует международных

фармпроизводителей на локализацию производства, как это сделали компании

Novartis, Takeda, AstraZeneca, Bayer. «В данный момент местный рынок действительно комфортнее для локальных производителей и сложнее для зарубежных.

Это во многом связано с тем, что госзакупки составляют существенную часть фармацевтического бизнеса в России. В этом контексте особую роль приобретают

инструменты, позволяющие локализировать производство со знанием всех нюансов этого рынка», – объясняет эксперт.

Таким образом, импортозамещение – бег на длинную дистанцию, и большинство отраслей находится только в начале долгого пути. Как отмечают эксперты, даже в низкотехнологичных отраслях на импортозамещение уйдет от трех до пяти лет, не говоря уж о высокотехнологичных отраслях, где этот процесс может занять не меньше 15 лет.

Благодаря импортозамещению растет спрос на кредиты со стороны сельхозпредприятий

Дмитрий Курдюков, председатель Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк»:

– Говоря о динамике корпоративного портфеля, отмечу, что портфель кредитов, выданных Северо-Западным Сбербанком корпоративным клиентам, по итогам первого полугодия составил 524 млрд рублей, сократившись с начала 2015 года на 8% (или 42 млрд рублей). При этом за год (с июня 2014-го по июнь 2015 года) рост портфеля составил 1%. При этом объективными причинами такого снижения можно назвать осторожность самих заемщиков, приспосабливавшихся к новой экономической реальности и взвешенно подходящих к выбору новых кредитов. Также ощущается, что начала работать государственная поддержка оборонно-промышленного комплекса (ОПК), за счет которой предприятия этого сектора произвели досрочное погашение задолженностей по прежде выданным им кредитам.

Начиная с весны 2015 года, наш банк фиксирует возобновление роста порфеля кредитов, выданных корпоративным заемщикам, примерно на 3-5% ежемесячно. Ежедневно банк кредитует предприятия на среднюю сумму 1,5 млрд рублей. Объемы выдач сохранились на уровне 2013-2014 года. По итогам года ожидается объем портфеля корпоративных кредитов на уровне 880-900 млрд рублей.

Структура кредитного портфеля состоит из всех предприятий, занятых в экономике Северо-Западного региона – предприятий оборонно-промышленного комплекса, крупнейшего бизнеса, крупного и среднего, малого бизнеса и госсектора. Если оценивать по объему выдач в первом полугодии 2015 года, то наибольшую активность проявил крупнейший бизнес (31%), средний (22), крупный (17), ОПК (12), госсектор (11). При этом мы видим увеличение доли Северо-Западного банка на рынке кредитования юридических лиц до 30,9% по Северо-Западному федеральному округу.

Если говорить о программах импортозамещения, то мы отмечаем возросший спрос сельскохозяйственной отрасли на кредитные продукты Северо-Западного банка Сбербанка. Доля кредитов сельскохозяйственным предприятиям в общем кредитном портфеле банка достигла 9%. Для агропромышленного комплекса наш банк предлагает широкую линейку кредитных программ: под залог будущего урожая на финансирование затрат на проведение посевных и комплекса сезонно-полевых работ, на приобретение сельхозживотных основного стада, проектное финансирование. Также Северо-Западный банк активно сотрудничает с различными фондами по программам государственных гарантий и программам субсидирования ставки.

Поддержка для местных производителей

 008_1.jpg
Максим  Мейксин , председатель  Комитета  по  промышленной  политике  и  инновациям Санкт-Петербурга:

– По нашим предварительным оценкам, наиболее успешно импортозамещение сейчас происходит в следующих отраслях городской экономики – сельхозмашиностроении, энергомашиностроении и фармацевтической отрасли.

Что же касается поддержки предприятий реального сектора (в том числе и готовых участвовать в программах по импортозамещению), то, действительно, в настоящее время ведутся переговоры с представителями индустриального парка «Марьино» о строительстве там 20 тыс. кв. м площадей под цели аренды, где город будет субсидировать арендную плату малым и средним промышленным предприятиям.

И мы планируем, что через 14 месяцев этот проект уже будет реализован.

Однако данная площадка не является единственной, и подобная работа проводится и на других промышленных территориях. Так, например, нами рассматривается уже готовый промышленный корпус в промзоне «Красносельская». На мой взгляд, этот проект может стать одной из эффективных мер господдержки малых и средних промышленных предприятий.

Малая и средняя индустриализация

 008_2.jpg
Мария Хомич, исполнительный директор Tellus Group:

– Планы властей Санкт-Петербурга по созданию индустриальных площадок для малого и среднего бизнеса, который или уже участвует в программах по импортозамещению, или имеет такой потенциал, очень правильные! Наша компания, как девелопер, реализующий ряд проектов индустриальных парков, постоянно взаимодействует с этим сегментом и даже, несмотря на кризис, ощущает спрос на готовые производственные площади от 3 тыс. кв. м и более.

Также в планах компании стоит строительство индустриального парка на участке площадью 85,987 га, который расположен на 22-м км Киевского шоссе (участок 5), где как раз и могли бы разместиться средние предприятия различной производственной направленности. В связи с этим субсидирование кажется нам очень своевременным и важным шагом для развития малого и среднего бизнеса в непростой экономической ситуации. Кроме того, на сегодняшний день мы реализуем еще два проекта индустриальных парков: «Кола» – общей площадью 128,7 га, который находится на территории Ленинградской области на пересечении КАД и Мурманского шоссе, и «Приневский» – площадью 12,7 га, во Всеволожском районе Ленобласти, где, в частности, предусмотрены площади под средний бизнес. И мы готовы предложить их для развития городских и областных производственных кластеров.

Госзаказ – основа поддержки импортозамещения

 010_2.jpg
Арина Слынко, заместитель генерального директора «БТК холдинг»:

– Для развития промышленности необходимы технологии, которые чаще всего приходится импортировать. А в условиях девальвации национальной валюты стоимость этих технологий возрастает в разы. Выход из ситуации я вижу в обращении к ресурсам и экспертизе, уже имеющимся в с тране в достатке. Так, после проведения комплексного анализа нашей отрасли, эксперты пришли к выводу, что наиболее перспективными рыночными нишами для РФ являются технический текстиль и производство синтетических волокон и тканей. В том числе по причине наличия ресурсной базы, развитой нефтехимической промышленности, на основе которой можно развивать производство и, конечно, уже сложившегося высокого спроса на продукцию.

Еще одной мерой, подготовленной правительством, стало приоритетное размещение государственного заказа у российских предприятий. Основная цель этого шага – стимулирование процесса импортозамещения и увеличение доли на внутреннем рынке отечественных товаров. Однако зарубежные предприятия, локализовавшие свои производства на территории России, также получают преференции. А значит, мера становится также и инструментом привлечения иностранных инвестиций.

В масштабах страны это будет способствовать увеличению налоговых отчислений в бюджет, а также выступит «страховкой» отрасли от колебаний курса доллара.

Необходима лекарственная независимость России

 011.jpg
Георгий Побелянский, генеральный директор ЗАО «ВЕРТЕКС»:

– Импортозамещение во многих отраслях промышленности – логичная закономерность и правительственный курс последних лет. Пока не во всех из них российские  предприятия  готовы  составить  конкуренцию иностранным производителям. Однако фармацевтика – одна из рыночных сфер, где импортозамещение иностранных препаратов отечественными действительно активно развивается. Об этом говорят как открытие новых фармацевтических заводов, в частности «ВЕРТЕКСА», в особой экономической зоне «Санкт-Петербург» на участке «Новоорловская», так и развитие направления контрактного производства и высокий интерес со стороны потенциальных иностранных заказчиков. Импортозамещению в фармотрасли способствуют тенденции к унификации международных стандартов организации фармпроизводств, в частности GMP, гармонизация общих  требований  в  преддверии  формирования  единого  фармрынка  в рамках Евразийского экономического союза, необходимость лекарственной независимости  России  и  наращивание  потенциала  производителей  лекарств. Особенно важно повышать долю лекарственных препаратов в сегменте жизненно важных, входящих в перечень ЖНВЛП. Это стратегический план правительства, который оно успешно реализует. Более половины лекарств компании «ВЕРТЕКС» входят в этот перечень. Выход импортозамещения на новый уровень в нынешних экономических условиях возможен только при поддержке отечественных производителей со стороны государства.

Нужна серьезная модернизация мощностей

 012.jpg
Михаил Лобин, генеральный дректор ОАО «ЗВЕЗДА»:

– Наше предприятие, являясь одним из крупнейший в России производителей высокооборотных дизельных двигателей  многоцелевого  назначения, активно участвует в правительственных программах импортозамещения, причем своей задачей мы видим предложить российскому рынку продукт, абсолютно конкурентный на глобальном мировом рынке.

Так, в соответствии с ФЦП «Национальная технологическая база» нами разработано принципиально новое семейство дизельных двигателей, имеющих самые широкие сферы применения – от судостроения и малой энергетики до тяговой техники и железнодорожного транспорта. Я с уверенностью могу сказать, что новые двигатели «ЗВЕЗДЫ» в своем мощностном диапазоне (от 400 до 1700 кВт) будут иметь значительные преимущества над действующими аналогами как российского, так и зарубежного производства. Это касается как их экономичности, так и ресурса, надежности и экологических параметров.

На сегодняшний день это самые современные дизельные двигатели, созданные в России за последние десятилетия и на перспективу многих лет вперед. При их разработке мы опирались на лучшие достижения как российской инженерной мысли, так и на передовые решения зарубежных инженеров. Не секрет, что при изготовлении первого образца были задействованы в том числе западные производители компонентов с максимальным опытом и наибольшим соответствием нашим требованиям – это было обусловлено крайне сжатыми сроками, в которые мы должны были выполнить поставленную задачу.

Уже в июле 2015 года мы смогли продемонстрировать результат своей работы на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Появление реальной альтернативы зарубежным поставкам вызвало живейший интерес со стороны судостроителей и проектантов, представителей промышленности, транспорта, энергетики.

Сейчас помимо доводочных испытаний одной из важнейших задач в силу внешнеполитической ситуации является обеспечение локализации нового двигателя на территории Российской Федерации и стран Таможенного союза – мы работаем над ее решением. Есть поэтапный план, и наши специалисты ведут активную работу с потенциальными поставщиками. Конечная цель этого плана – обеспечение 70%-й локализации нового семейства к 2020 году.

Безусловно, организация производства двигателей нового поколения потребует серьезной модернизации мощностей. Сегодня ОАО «ЗВЕЗДА» ведет переговоры с несколькими банками, в том числе Сбербанком, о совместном участии в реализации инвестиционного проекта по строительству на своей площадке производственного комплекса для серийного выпуска двигателей нового поколения. Нами подготовлен комплексный проект строительства нового производства, включая технологические линии, со сроком реализации 30 месяцев и общей стоимостью в несколько млрд рублей.

По другим направлениям нашей деятельности также есть программы модернизации. Мы продолжаем эту работу, несмотря на всю совокупность сдерживающих факторов, – негативное влияние экономического кризиса, инфляцию, постоянный и не всегда оправданный рост тарифов и т.д.

Новости партнеров

Реклама