Мурманский плацдарм сообразили на двоих

«Роснефть» и «Новатэк» вынашивают планы развернуть в Мурманской области производственные мощности для обеспечения проектов на арктическом шельфе, которые могут суммарно принести в копилку региона более 100 млрд рублей

ФОТО: mirbelogorya.ru
И глава «Роснефти» Игорь Сечин, и совладелец «Новатека» Леонид Михельсон увидели друг в друге партнеров по развитию мурманского арктического направления

Компания  «Роснефть»  уже несколько лет присматривается к регионам Северо-

Запада  как  опорной  базе для освоения Арктики. На первом  этапе  компания

рассмотрела  15  потенциальных площадок в Мурманском и Архангельском регионах, после чего все же остановила свой выбор на поселке Росляково в Мурманской области на

восточном берегу Кольского залива.

В планах компании оборудовать здесь береговую инфраструктуру по освоению месторождений на арктическом шельфе на базе судоремонтного завода

(ОАО «82 СРЗ»), а также создать промышленный кластер нефтесервисных

производств. Согласно годовому отчету компании за 2014 год, в состав кластера войдут многофункциональные сухие доки для производства бетонных

оснований добычных платформ, площадка по модульной сборке верхних

строений платформ, завод по изготовлению подводных добычных комплексов, прибрежная инфраструктура для стыковки верхних строений и бетонных  оснований  буровых  платформ.

Главный конструктор петербургского ФГУП «Крыловский государственный

научный  центр»  А лександр  Зимин считает создание такого производства на Северо-Западе перспективным. По его словам, верхние строения и бетонные основания в России практически  не  изготавливаются.  «Бетонные основания производятся на Дальнем Востоке, но перегон – вещь довольно дорогая», – констатирует он.

Официальных заявлений о стоимости подобного проекта пока не было,

однако  в  ряде  СМИ  со  ссылкой  на источник в профильном ведомстве сообщалось, что его стоимость составит 98,5 млрд рублей.

Снятие барьеров

Примечательно, что еще в начале 2015 года на пути проекта был устранен целый

ряд препятствий. Так, с 1 января 2015 года Указом  Президента  РФ  поселок  Росляково был выведен из состава закрытого административного-территориального

образования (ЗАТО) Североморск. Это позволит снять ограничения на ведение

хозяйственной и предпринимательской деятельности на данной территории и

въезд на нее российских и иностранных граждан. Губернатор Мурманской области Марина Ковтун в начале июля подтвердила «Эксперту С-З», что выделение

поселка Росляково из состава ЗАТО города Североморска фактически завершено.

Территория поселка была присоединена к городу Мурманску, вопрос же о переносе

контрольно-пропускного пункта в ЗАТО может быть решен до конца года.

Вдобавок, в феврале текущего года правительство  распорядилось  передать  пакет  акций  «82  СРЗ»,  принадлежащий  Объединенной  судостроительной  корпорации  (ОАО  «ОСК»), дочернему предприятию «Роснефти» ЗАО «РН-Транс» по цене, не ниже рыночной. В итоге сделка была закрыта.

Глава ОСК Алексей Рахманов заверял, что завод продолжит выполнение гособоронзаказа, арендуя судоремонтные мощности у нового собственника в течение трех-пяти лет с момента совершения сделки.

В  том  же  разговоре  с  «Экспертом С-З» Марина Ковтун отметила, что реализация проекта будет означать для региона становление новой отрасли, а также приведет к созданию около 1,5 тыс.  новых  рабочих  мест  и  притоку инвестиций  в  объеме  более  20  млрд рублей.

Заводы на воде

Кроме того, на Мурманскую область пал выбор еще одного гиганта – компании

«Новатэк»,  которая  готовится  развернуть в Белокаменке, на западном берегу

Кольского залива, производство плавучих платформ по сжижению природного газа

(центр строительства крупнотоннажных морских сооружений) для обеспечения

своих проектов на Ямале. С этой целью «Новатэк» создал дочернюю компанию

ООО «Кольская верфь». По данным администрации Мурманской области, до

2020 года на мощностях верфи собираются построить три плавучих СПГ-завода

мощностью 6,5 млн тонн каждый. Капитальные затраты на развитие производства составят порядка 25 млрд рублей. В соответствии с планами компании стадия

проектирования продлится до середины 2016 года, начать работу центр должен не

позднее четвертого квартала 2017 года. Плавучие СПГ-комплексы на сегодняшний  день  рассматриваются  как один из главных драйверов индустрии сжижения  газа.  Британская  консалтинговая компания Douglas-Westwood прогнозирует, что в 2015-2022 годах суммарные капитальные вложения в плавучие  СПГ-заводы  составят  35,5 млрд долларов, в плавучие регазификационные терминалы за тот же период инвестируют еще 22,8 млрд долларов.

В рамках проекта по морской добыче углеводородов на континентальном шельфе Арктики транспортировку нефти уже осуществляет принадлежащий компании «Совкомфлот» арктический челночный танкер «Михаил Ульянов», и потребность в таких судах растет 008.jpg Фото: Газпром
В рамках проекта по морской добыче углеводородов на континентальном шельфе Арктики транспортировку нефти уже осуществляет принадлежащий компании «Совкомфлот» арктический челночный танкер «Михаил Ульянов», и потребность в таких судах растет
Фото: Газпром

Пальма первенства в строительстве подобных заводов принадлежит Shell. На

счету компании первый в мире плавучий СПГ-завод, который располагается

у берегов Австралии. Представители Shell отмечали, что компания собирается  построить  такой  же  объект  для размещения в арктическом регионе.

«Целесообразность  строительства плавучих СПГ-заводов состоит в том,

что в отдаленных районах с необорудованной береговой зоной возводить

такие объекты тяжело. Поэтому вначале строится готовый завод, а затем доставляется на место эксплуатации.

Тогда отпадает необходимость организовывать огромный вахтовый поселок

строителей, проводить строительные работы в суровых климатических условиях и временных ограничений. Кроме того, это позволяет повысить качество

производства продукции, которое изготавливается на заводе, а не на открытой площадке в условиях непогоды», – объясняет Александр Зимин. «В России почти не занимались проектами береговых заводов СПГ, не говоря уже о плавучих заводах. Подобная технология у нас в стране используется при строительстве плавучих атомных блоков», – добавляет конструктор.Морские СПГомплексы могут сократить  время  загрузки  газовозов, что  позволит  увеличить  количество рейсов,  которые  они  могут  сделать, а  значит,  компания  сможет  продать

больше СПГ и увеличить свою выручку, считает ведущий эксперт УК «Фи-

нам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Если потребуется, то «Новатэк» может

привлечь к участию в строительстве таких комплексов иностранные компании, но основной объем работ будут выполнять  российские  подрядчики,

так как у наших машиностроителей и судостроителей есть огромный опыт

создания самых сложных судов, и его обязательно надо использовать», – продолжает он.

План первоочередных мероприятий по  созданию  центра  строительства

крупнотоннажных морских сооружений утвержден правительством. Там

содержатся рекомендации федеральным и региональным органам власти

содействовать проекту в сокращении сроков оформления земельных участков для строительства объектов центра, проведения экспертиз и выдачи разрешений, предоставлении налоговых льгот для организаций, осуществляющих  строительство  и  эксплуатацию центра.

Особый статус

Не исключено, что территориям, на которых будет расположено производство

«Роснефти» и «Новатэка», присвоят статус дополнительных участков Мурманской  портовой  особой  экономической зоны (ПОЭЗ). Марина Ковтун отмечала,

что  компании  «Роснефть»  и  «Новатэк» подтвердили готовность рассматривать

вариант вхождения в ПОЭЗ в качестве резидентов.

Стоить отметить, что оба проекта подразумевают  импортозамещение.

По данным Минэнерго, в сфере производства СПГ доля импортного оборудования составляет 80%, в шельфовых проектах доходит до 90%. Снижение

доли  импортного  оборудования  для СПГ  ведомство  считает  возможным

к 2018 году, шельфовых проектов – к 2020-му.

Претворение планов «Роснефти» и «Новатэка» в жизнь во многом будет

зависеть от логистического обеспечения. В этой связи решающее значение

для  компаний  имеет  строительство железнодорожной  инфраструктуры,

ведущей на западный берег Кольского залива (является составной частью

проекта  по  развитию  Мурманского транспортного узла). Расширение подходов к Мурманскому порту фигурирует в инвестпрограмме РЖД до 2020

года,  его  значимость  в  своем  выступлении на ПМЭФ подтвердил первый

вице-президент  железнодорожной компании Александр Мишарин. Стоит  отметить,  что  «Роснефть»  и  РЖД являются акционерами управляющей компании «Мурманский транспортный узел». Им принадлежит 15 и 25% акций соответственно,  а  совет  директоров компании возглавляет вице-президент РЖД Виктор Степов.

По мнению Дмитрия Баранова, проекты «Роснефти» и «Новатэка» являются перспективными, и производимая продукция будет востребована: «Задача  добычи  полезных  ископаемых  на шельфе,  в  том  числе  углеводородов,

поставлена государством, и этого со временем потребует сама жизнь и экономическая ситуация. Очевидно, что понадобятся самые разные машины,

механизмы  и  оборудование.  Так  что этот проект, безусловно, важен, и его

необходимо реализовывать». Точный срок  окупаемости  проектов  эксперт

назвать затруднился, так как точно неизвестна сумма вложений и то, какой

будет цена на нефть, но для него очевидно, что они смогут окупиться.