Гостеприимство, как и театр, не только бизнес, но и еще кое-что!

Русский бизнес
Москва, 28.09.2015
«Эксперт Северо-Запад» №40 (715)
Юлия Ветрова, заместитель генерального директора отеля «Амбассадор», рассказала корреспонденту журнала «Эксперт Северо-Запад» о тенденциях петербургского гостиничного бизнеса и философии событийного отеля

Фото: Архив «Эксперт С-З»

Петербургский гостиничный бизнес, переживший период спада, фиксирует восстановление туристических потоков. Внутренний туризм и увеличение количества гостей из азиатских стран практически заменили гостиницам европейских постояльцев. С начала года отельеры заметили несколько новых тенденций, которые были вызваны снижением курса рубля и переориентированием деловых связей.

– «Амбассадор» предлагает своим гостям не только проживание в отеле, но и возможности для проведения различных мероприятий. Насколько востребованы сейчас услуги по организации мероприятий делового характера?

– Они очень востребованы. Деловая активность за последние 20 лет возросла в десятки раз. Мир изменился, и люди поняли, что общение может принести значительную выгоду. Поэтому количество всевозможных семинаров, конференций и встреч сильно увеличилось. Раньше организация подобных мероприятий была уделом турфирм. А теперь это отдельный мир, отдельная наука, у которой есть свои особенности. Я считаю, что в данном случае конкуренция приобретает эмоциональную окраску. Например, сейчас некоторые отели строят большое количество похожих стандартных бизнес-залов, многие из которых «утапливаются» в полуподвальные помещения. Но почему бы, например, не сделать видовой зал на крыше? Ответ прост. Есть стереотип, что деловая атмосфера – это когда человек сидит себе с планшетом да смотрит на экран, и все. Зачем ему вид на город? Но на самом деле он очень нужен, поскольку создает определенное эмоциональное настроение. К примеру, приезжает гость на конференцию утром, и есть разница, в какой атмосфере он будет пить кофе. Гораздо приятнее делать это, глядя, как встает солнце и как сверкает город. У человека создается особый настрой, он запоминает эти ощущения и хочет снова и снова сюда возвращаться.

– С какими трудностями приходится сталкиваться в сфере гостиничного и туристического бизнеса?

– В Петербурге в этом смысле одна большая трудность – неравномерные сезонные туристические потоки. Раскрученный бренд «белых ночей» диктует рынок, хотя мы уверены, что наш город имеет огромное количество преимуществ, например, зимой. Вообще, Петербург всегда был «зимним» городом. Летом все обычно разъезжались. Да и наше лето тяжеловато с точки зрения климата. То ли дело зимой – балы, театры, сезоны, концерты, музеи. А людям из южных стран, я считаю, просто необходимо побывать в других условиях. Туризм должен дарить впечатления. В городе уже было реализовано несколько проектов, направленных на то, чтобы презентовать Петербург в другие сезоны. Но пока результата они не достигли. Это глобальная трудность, которую надо преодолевать сообща. Ведь такие перепады, которые бывают несколько раз в год – то острая конкуренция, то ее отсутствие, – создают сложности и внутри коллектива. Приходится постоянно переключаться и перестраивать весь бизнес-организм.

– Повлиял ли на ваш бизнес нынешний кризис с его политической напряженностью и экономической нестабильностью?

– Действительно, на нас кое-что отразилось, но это даже несколько забавно. Например, иностранные гости, которые не поехали к нам из соображений политического характера, сейчас с завистью смотрят на тех, кто все же поехал, воспользовавшись хорошим валютным курсом. В какой-то момент был действительно период спада, но сейчас потоки начинают восстанавливаться. Кроме того, открылись новые рынки – азиатские. Приезжает большое количество китайцев, которых раньше не было, приезжают гости из Латинской Америки. Плюс вырос интерес со стороны наших сограждан, которые отказались от отдыха за рубежом и стали смотреть, какие интересные места есть в нашей стране. Кризис оказался основным толчком и для москвичей в их решениях на майские праздники или на выходные съездить в Петербург.

– Из каких стран к вам сейчас приезжает больше всего гостей?

– Сегодня половина наших гостей – это россияне, и половина – представители других стран. Много латиноязычных гостей – испанцев, итальянцев, бельгийцев, французов. Их стало даже больше, чем раньше. Может чуть меньше сейчас англоязычных гостей. Но сказать, что все радикально поменялось, я не могу.

«Амбассадор» пытается стать идеальным отелем, в котором гость получает больше, чем рассчитывает 025.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
«Амбассадор» пытается стать идеальным отелем, в котором гость получает больше, чем рассчитывает
Фото: Архив «Эксперт С-З»

– Вы позиционируете себя как событийный отель, расскажите, пожалуйста, что это значит.

– Мы всегда рады людям, которые останавливаются у нас просто так – с какими-то своими целями. Но если с приездом гостей, особенно групп, связаны еще и определенные события, мы это всячески приветствуем. Сейчас в нашем отеле проходит много событий, причем не только из области бизнеса.

Дело в том, что для проведения мероприятий на высоком уровне, будь то конференции, встречи, переговоры, форумы, конгрессы, дни рождения или свадьбы, требуется серьезная инфраструктура и обученный персонал, поскольку эта работа отличается от обычного приема туристической группы. И если отель объявляет себя подходящим местом для их проведения, значит, он много чего гарантирует. В первую очередь – достойные и приятные площадки, что, кстати, встречается редко, потому что на местах общего пользования в отелях всегда экономят.

Наши события для нас не только бизнес. Когда в отеле что-то происходит, то остается исторический и новостной шлейф порой на многие годы. Сейчас, например, нас нередко избирают местом проведения крупных международных переговоров, таких как встречи министров иностранных дел. Но для того чтобы больше подчеркнуть свою событийность, мы и сами организуем мероприятия, которые наполняют стены отеля особой атмосферой. Эти события уже из области культуры. Причем это не отдельные тематические мероприятия, а коллекции событий.

Так, например, мы укрепляем взаимоотношения с нашими географическими соседями, предоставляя им возможность презентовать себя и установить новые связи в бизнесе и культуре. В рамках проекта «Города-партнеры Петербурга в «Амбассадоре» представляем те города Финляндии, Эстонии, Литвы, Латвии, Польши и других стран, которые заинтересованы в таком партнерстве. Также обеспечиваем презентации присутствием достойной публики – людей, которые, с одной стороны, активно влияют на культурную жизнь Петербурга, а с другой – интересуются искусством. И, кстати, делаем это не на коммерческой основе.

Что касается других проектов, у нас была коллекция «Вернисаж искусств в «Амбассадоре» (тридцать концертов совместно с итальянским дирижером Фабио Мастранджело). Сейчас идет проект «В гостях у «Амбассадора». Здесь мы не только продолжаем музыкальную тему, но и обращаемся к разговорному жанру встреч, творческих бесед. Мы приглашаем людей, которым есть чем поделиться, и тех, кто, возможно, хочет представить публике своих молодых друзей. В результате отель превращается в своеобразный коллайдер, где двигаются люди, завязываются связи. И в таком немного хаотичном движении рождается что-то новое. Интересно, что подобные проекты, не будучи коммерческими по сути, оказывают непосредственное воздействие на наш бизнес, которое можно измерить не только в качественных, но и в количественных показателях.

– Каким образом можно стать участником событий из ваших коллекций?

– Подружившись с нами. Как правило, мы организуем их на клубной основе и приглашаем людей, которые с нами каким-то образом связаны – партнерскими отношениями, давним знакомством и т.д. Конечно, дружба – энергозатратная вещь. Порой легче просто купить билет и ни с кем не общаться. Но я считаю, что иногда надо уметь дружить. На самом деле это не так сложно, хотя и требует некоторых усилий.

– В чем основа философии событийного отеля?

– Сегодня некоторые отели пользуются славой, которую приобрели когда-то. Они знамениты тем, что в них кто-то жил, происходили какие-то встречи или исторические события. Случайно это было или заранее спланировано, вряд ли мы сможем узнать.

В нашем случае работать на свое имя приходится в настоящем. В этом году «Амбассадору» исполнилось десять лет. И мы стараемся сделать из отеля не просто место, где можно переночевать и поесть, а превратить его в интересное пространство, нахождение в котором усилит впечатление от города. Это возможно, если «преломить» некоторые законы жизни в сферу бизнеса. Например, театр – это бизнес? Конечно. Но ведь и еще кое-что. Также и с гостеприимством.

– Расскажите, пожалуйста, по каким критериям гости выбирают ваш отель?

– Важно, кто выбирает, поскольку рынок очень многообразен (частные лица, туристические фирмы, организации и т.д.). Главный критерий, пожалуй, – особая атмосфера. Кроме того, «Амбассадор» – это российский независимый отель, который не находится ни в одной из международных цепочек. Конечно, с одной стороны, нам приходится стараться соответствовать конкурентам и нивелировать мнение, что национальное должно быть хуже, чем импортное. Но с другой стороны – некоторые российские компании для своих делегаций выбирают именно нас, понимая, что отечественная инфраструктура более заинтересована в жизни города, чем иностранная, которая часто бывает временной.

– Каким вы представляете себе идеальный отель?

– Конечно, в каждой ценовой категории свои идеалы. Главное заключается в том, что в любом отеле человек должен встретиться со своими ожиданиями. Звездность, места в рейтингах создают у гостя определенные ожидания. Может быть, он ждет от отеля какой-то необыкновенной роскоши, или чтобы все было скромно, но со вкусом, или минимальных удобств по минимальной цене. Тем более человеку будет приятно, если он получит что-то сверх того, на что он рассчитывал. Когда отель делает чуть больше, чем гость ожидает, – это и есть идеальный отель.

У партнеров

    Реклама