Музыка – и большего не надо

Креативность невозможно остановить. Надо приспособиться к обстоятельствам. Жить и творить, невзирая на кризисы

Фабио Мастранджело, дирижер и пианист

Известный дирижер Фабио Мастранджело – человек мира, который успевает утром репетировать в Москве, а вечером дирижировать в Италии, у которого каждый час расписан по минутам, а свой успех он объясняет просто – кураж и труд. В этом году Фабио празднует юбилей. В преддверии праздника музыкант поделился с журналом «Эксперт Северо-Запад» историей своего успеха.

– Вы являетесь и дирижером, и пианистом, и руководителем... Как удается совмещать все должности, и какая из них доставляет большую радость?

– В первую очередь я дирижер. Мне повезло – удалось найти свое призвание. Как пианист я сейчас выступаю редко. Хотя во время закрытия конкурса Елены Образцовой я снова сел за рояль, поработал с молодыми певцами, испытал огромное удовольствие. Но 99% времени занимаюсь дирижированием. Другое дело – руководить театром. Мечта любого дирижера иметь площадку, где можно ставить те спектакли, которые тебе близки, иметь свой коллектив, свой оркестр, свой хор и даже свой балет. Два года назад меня назначили художественным руководителем театра «Мюзик-холл». На тот момент в театре не было труппы, оркестра, репертуара, а были только долги, отсутствовало видение, в каком направлении театру развиваться. Театр терял лицо, как будто только здание существовало, а внутренней начинки не было. Сейчас вместе с директором театра Юлией Стрижак мы активно занимаемся его преобразованием. В апреле этого года создали камерный оркестр «Северная симфониетта». Коллектив активно задействован в концертах в рамках абонементов на сцене театра, побывал на гастролях в Италии, Турции, Финляндии, выступил на моем фестивале «Опера – всем». Нам удалось буквально заново создать детский репертуар; на сцене Мюзик-холла идут сверхпопулярные мюзиклы «Мастер и Маргарита» и «Онегин»; мы выпустили яркий спектакль «Опасные связи», который очень любим молодежной аудиторией.

Мои первые слова благодарности, безусловно, губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, который, назначая меня на должность, сказал, что хочет, чтобы Мюзик-холл обрел новое лицо, чтобы в нем возродилась жизнь. И сейчас он активно помогает нам, находится в курсе наших удач и трудностей. На одной из недавних встреч губернатор выразил поддержку тому, что театр во многом меняет направление деятельности. Мюзик-холл будет и уже стал музыкальным театром, но обладающим совершенно другим репертуаром, нежели Мариинский и Михайловский театры. Конечно, для этого нам необходимо увеличить оркестр, собрать хор и балетную труппу. В этом губернатор обещал помочь. Это интересные перспективы для театра, для города и, разумеется, для меня лично. Когда этот процесс совершится, начнется полноценная жизнь театра.

– Чем пополнится репертуар театра? Какова будет основная концепция?

– Вместе с директором театра Юлией Стрижак в октябре 2014 года мы защитили концепцию театра на коллегии Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Наши коллеги, уважаемые руководители театров и концертных организаций города, оказали нам большое доверие, единогласно поддержав наше предложение о развитии театра как музыкального. В соответствии с этим в сезоне 2015-2016 годов в Мюзик-холле впервые в истории театра появились абонементы симфонической и камерной музыки с солистами, с оркестром, с певцами. Это абонементы: «Чайковский. Известный и неизвестный», «Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело» и детский абонемент «Музыка и Сказка». Оперный репертуар, который мне видится на сцене театра, включает оперы, которые неизвестны или малоизвестны в России. Меня поразило, что постановка «Ромео и Джульетты» Ш. Гуно, которая осуществилась в московском театре «Новая Опера» в прошлом году, стала первой постановкой этой оперы на оригинальном языке в России. Мне хотелось бы, чтобы и на сцене моего театра мы поставили этот спектакль.

Другое направление – включить в репертуар более легкие по сюжету оперы, комические, но серьезные по исполнению музыки. Такие, как Дж. Верди «Король на час», «Ласточка» Пуччини, «Флорентийская соломенная шляпка» Нино Рота. Мне хочется, чтобы с нашим оркестром в Мюзик-холле выступали лучшие солисты – Денис Мацуев, Мария Гулегина, Василий Ладюк; чтобы на нашей сцене был современный балет, ставились как популярные мюзиклы, так и написанные в наши дни. Моя мечта сделать из Мюзик-холла одну из самых популярных театральных площадок города, чтобы здесь было интересно людям всех возрастов, профессий, чтобы сюда стремилась разная публика и все зрители находили в нашем репертуаре концерт или спектакль по душе.

– У Мариинского театра появится конкурент?

– Мы, конечно, все до какой-то степени конкуренты, но это белая конкуренция, мы не пытаемся украсть публику друг у друга, а просто создаем свою нишу. Наоборот, я надеюсь, мы будем друг другу помогать. Например, я давно мечтаю осуществить совместную постановку с участием солистов из Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.

– Вы человек искусства, как совмещаете коммерческие нотки с искусством?

– Мне кажется, что любой успешный дирижер должен иметь склонности к бизнесу. Руководство театром похоже на руководство большой фирмой, поэтому невозможен только творческий подход, требуются знания бизнеса и экономики. Так что хочешь или нет, лучше приобрести эти качества. Мне удалось это сделать очень рано. Молодым дирижером я жил в Канаде, закончил там Университет города Торонто, создал свой оркестр «Виртуозы Торонто», и, чтобы он существовал, надо было искать частное спонсорство, так как финансирование от государства было нулевым. Я был вынужден выучить коммерческие подходы. Когда знаешь, как использовать знания, легче руководить, в жизни это всегда пригодится. Поэтому сейчас я решил открыть свой Благотворительный фонд. Это будет мобильный инструмент, позволяющий обеспечивать активный рост нашего театра и его деятельности.

– Вы живете в Петербурге 13 лет, как складывалась ваша судьба в этом городе?

– Я приехал в Петербург даже раньше – 16 лет назад, в 1999 году, чтобы посетить мастер-класс для молодых дирижеров. Мне тогда очень повезло. Дирижер Александр Канторов, который руководил процессом, увидел во мне такие качества, которые, видимо, убедили его, что я могу быть успешным дирижером. Он поддержал меня, а я сразу влюбился в город. Может быть, это странно прозвучит, но я сразу решил, что останусь в Петербурге и буду здесь жить. Частично кураж, частично удача помогли осуществить эту мечту. На сегодняшний день я уже 13 лет постоянно живу в Петербурге. Хотя у дирижеров слово «постоянно» не употребляется. У меня здесь квартира, семья, а я нахожусь в городах России, Италии, Кореи, Франции, Германии, Швейцарии. Это радует, но такова цена, которую дирижер должен заплатить за карьеру – не иметь шансов часто бывать дома. Несколько лет назад я стал гражданином России, получил российский паспорт. Я этим горжусь.

– У Вас своя методика работы с каждым оркестром или вы со всеми работаете одинаково?

– Разница есть всегда, но надо достигать самых высоких результатов независимо от того, с какими музыкантами работаешь. Мне кажется, не стоит сравнивать один оркестр с другим. Это не на пользу. Наоборот, надо вытягивать из коллектива максимум. Делать это с любовью к музыке и понимать, какие музыкальные результаты ты хочешь получить. Часто бывает, что коллективы даже не первого класса, работая со мной, очень сильно профессионально подтягиваются. И они сами это замечают. Это мое личное достижение, и очень приятно это осознавать.

– Вы даете путевку в жизнь многим начинающим певцам. Например, программа «Большая опера»...

– Да, это один из самых моих любимых проектов! Огромное спасибо генеральному директору телеканала «Культура» Сергею Шумакову за инициативу воплотить такую программу в жизнь. Мы три сезона были в эфире и, что важно, имели очень приличные рейтинги. Мне посчастливилось быть и членом жюри проекта, и дирижером. «Большая опера» – это популяризация классической музыки. Проект дал молодым певцам большие возможности показать себя на рынке. Я очень надеюсь, что «Большая опера» вновь вернется на экраны; что в следующем сезоне многие одаренные исполнители получат шанс заявить о себе.

Кроме того, много молодых оперных певцов – студентов Санкт-Петербургской консерватории – принимают участие в фестивале «Опера – всем». У них появляется возможность выступить на одной сцене с уже состоявшимися мастерами. И главное, что их слышат и видят тысячи людей, так как наш фестиваль носит глубокую социальную направленность – совместно с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга мы предоставляем свободный вход на постановки open air. За четыре года фестиваль посетили около 50 тыс. петербуржцев и гостей города.

– Привносите ли итальянское восприятие культуры в Россию?

– Я далеко не первый итальянец, который приехал в Россию, полюбил страну и остался здесь жить, по сути, став русским. Это процесс, который давно происходит – вспомним архитекторов Растрелли, Росси, Ринальди. Я хотел бы надеяться, что попал в эту струю и продолжаю то, что было начато великими предшественниками.

– А что сейчас происходит с современной итальянской культурой?

– Я не могу точно сказать, что происходит в Италии, потому что 25 лет из 49 я не живу там постоянно. Я боюсь ошибиться. Бываю в Италии довольно часто по работе. Не радует кризис, который происходит в Европе. Государство снижает финансирование театров, оркестров. Но люди искусства продолжают действовать и создавать постановки на высоком уровне, креативность невозможно остановить. Надо приспособиться к обстоятельствам. Жить и творить. В русской культуре есть рост, она становится все более и более интересной. Классическая музыка на то и классическая, потому что несовременная. В классической опере новой может быть только постановка, потому что музыка была написана 50 или 250 лет назад. Традиции по исполнению тоже были созданы раньше. Я хочу отметить, что правительство России, несмотря на сложности, поддерживает культуру и продолжение ее традиций.

– Какие мероприятия планируются в рамках юбилея, который состоится в ноябре?

– Вы знаете, сначала надо осознать, что я подошел к такому юбилею (улыбается). Во-первых, 27 ноября, непосредственно в мой день рождения, на сцене Мюзик-холла я встану за дирижерский пульт нашего оркестра, то есть буду работать. И это меня радует, это, поверьте, лучший подарок для дирижера. В этот вечер я жду в гости своих друзей-музыкантов – солистов Мариинского театра: Марию Максакову, Евгения Акимова, Викторию Ястребову, Аскара Абдразакова, скрипачку Марию Солозобову. А 29 ноября у меня концерт в Большом зале Московской консерватории с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова. И рядом со мной также будут друзья, и будет звучать музыка. Большего мне и не надо.

Санкт-Петербург