Попасть под раздачу

Русский бизнес
Москва, 07.12.2015
«Эксперт Северо-Запад» №50-51 (721)
Услуги по предоставлению управляемых хот-спотов Wi-Fi корпоративным клиентам по-прежнему кажутся лакомым куском рынка для провайдеров

Сегодня точками беспроводного доступа в Интернет по сети Wi-Fi центр Санкт-Петербурга покрыт практически целиком. Только вдоль Невского проспекта сосредоточено не менее 500 мест, где можно воспользоваться ими – либо совершенно бесплатно, либо на определенных условиях (например, заказать что-либо в кафе). По мере удаления от центра количество Wi-Fi зон, разумеется, становится меньше.

Сами по себе точки доступа к сети Wi-Fi на Северо-Западе можно разделить на три категории – в зависимости от их заказчика и целей установки. Первая категория – социальные проекты, осуществляемые под эгидой правительства Санкт-Петербурга. Это, например, все начинания, связанные с зонами Free Wi-Fi в парках и учреждениях культуры (самые крупные исполнители – ОБИТ, «ЭР-Телеком», «ВестКолл»). К ним можно отнести также проекты на транспорте (МТС), а также организацию беспроводной сети в Петербургском метрополитене: на верхних станциях, в вестибюлях и в том числе предполагаемые работы по установке базовых станций в тоннелях («Максима Телеком»). Для компаний-инсталляторов такие социальные проекты носят прежде всего имиджевый характер.

Отдельно ко второй категории следует отнести «масштабную стройку» Ростелекома в Ленинградской области: в рамках программы по устранению «цифрового неравенства» федеральный оператор связи в 2015 году начал устанавливать точки доступа в Интернет по сети Wi-Fi в населенных пунктах с числом жителей от 250 до 500 человек. Несмотря на то что Ростелеком взимает небольшую плату за безлимитное пользование сетью (свободный доступ оставлен для посещения федеральных интернет-ресурсов), данный проект также скорее социально-ориентированный, чем нацеленный на окупаемость.

Наконец, самая многочисленная по количеству точек доступа Wi-Fi (хот-спотов) категория – точки доступа в общественных местах (ресторанах и кафе, торговых центрах, фитнес-клубах, гостиницах, медицинских учреждениях, офисах и пр.), которые предоставляются операторами связи корпоративным клиентам как сервис. «Wi-Fi является одним из самых востребованных телеком-решений среди предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса и используется не только для организации зон беспроводного доступа для гостей кафе и ресторанов, но и для решения бизнес-задач, связанных с обслуживанием терминалов и передачей информации в корпоративную учетную систему», – говорит генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин.

Крупнейшими игроками не этом рынке в Петербурге являются: ОБИТ (услуга «Аренда WiFi-сети»), «Дом.ru Бизнес» («WiFi Hotspot»), «МегаФон» («Wi-Fi для корпоративных клиентов») и «Билайн» Бизнес («WiFi Hotspot для бизнеса»). Сейчас к этому списку присоединился и ТТК. В зависимости от тарифа, организация может настроить платную или бесплатную для пользователей (гостей, сотрудников) сеть на арендованном оборудовании. Провайдеры при этом зарабатывают на подключении, управлении и обслуживании таких Wi-Fi зон: взимают плату за организацию точки и установку оборудования, ежемесячную абонентскую плату за интернет-канал и за обслуживание.

«Предоставление Wi-Fi сервиса все чаще становится не только необходимостью, но и «правилом хорошего тона» и позволяет повысить лояльность клиентов», – добавляет Юрий Брюквин. По его словам, дополнительный функционал Wi-Fi помогает расширить возможности бизнеса и коммуникаций с клиентами. В первую очередь это привлечение большего числа клиентов и увеличение времени их пребывания в торговой точке – если речь идет, например, о магазине. Кроме того, функциональность данного сервиса позволяет персонализировать рекламу (делать целенаправленные рассылки рекламных уведомлений с учетом индивидуальных потребностей клиентов: интересов, местоположения), повышать лояльность и удовлетворенность клиентов за счет предоставления полезной информации во время совершения покупки, повысить узнаваемость и дифференциацию той или иной торговой марки. Сбор аналитической информации способствует оптимизации использования торговых площадей и раскладки товаров, лучшему планированию численности персонала в часы наибольшего количества покупателей.

Такого же мнения придерживаются в «ЭР-Телекоме» (бренд «Дом.ru Бизнес»). Услугу «WiFi Hotspot» в компании рассматривают как дополнительный сервис – инструмент повышения продаж и лояльности клиентов. «Мы обладаем развитой Wi-Fi сетью в России с возможностью размещения информации или рекламы на всех точках. Это отличный канал коммуникаций для федеральных сетей. Как правило, услугу приобретают новые клиенты: кафе, рестораны, фитнес-клубы», – рассказывают в пресс-службе оператора. Услуга предлагает гостевой доступ на фиксированной скорости – 3 Мбит/с. независимо от числа посетителей, а пользователи домашнего Интернета «Дом.ru» при подключении к «WiFi Hotspot» получают дополнительный бонус – доступ к ресурсам без гостевого ограничения скорости.

Один из последних проектов «ЭР-Телекома» – развертывание «WiFi Hotspot» на заправочных станциях одного из крупнейших операторов продажи горючего в Петербурге. Помимо повышения лояльности клиентов, заказчик отмечает увеличение суммы чека в кафе и магазинах АЗС.

В ТТК также с оптимизмом смотрят на развитие данного направления бизнеса, указывая на особую актуальность услуги по организации хот-спотов в складских помещениях, на предприятиях сферы развлечений и спорта, гостиничного бизнеса, при организации массовых мероприятий – от концертов до форумов. «Публичный Wi-Fi используется бизнесом в ситуациях, когда необходимо предоставить Интернет большому количеству пользователей, рассредоточенных на большой площади. Плюсы услуги – в возможности одновременного подключения большого количества пользователей, бесшовный роуминг при переходе от зоны действия одной точки к другой, отсутствие внутренней разводки по зданию. Последнее значительно упрощает развертывание сети в помещении, то есть избавляет от большого количества проводов», – комментирует заместитель директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» компании ТТК Кирилл Марков. Для небольших помещений (рестораны, кафе) возможность организации услуги прорабатывается оператором индивидуально, для больших площадей (гостиницы, стадионы) есть специализированное партнерское решение.

Провайдеры и эксперты одинаково позитивно оценивают перспективы услуг по установке хот-спотов на Северо-Западе, отмечая высокую востребованность сервиса у бизнес-клиентов, рост доходов и маржи провайдеров. Агентство «Рустелеком» оценивает региональный рынок управляемых операторами публичных точек доступа за 2014 год в 638 млн рублей. Прогноз на 2015 год – 808 млн рублей. Причем крупнейшими рынками в России являются Приволжский и Центральный федеральные округа, а на долю СЗФО приходится только 5-6%. Это означает, что на Северо-Западе имеется потенциал для существенного развития услуги.

У партнеров

    Реклама