Тяжелые плоды «платонической» любви государства

Тема недели
Москва, 07.12.2015
«Эксперт Северо-Запад» №50-51 (721)

В конце ноября Северная столица неожиданно оказалось в эпицентре протеста против введения системы «Платон» – дорожного сбора за проезд по федеральным трассам.

Выступая против него, дальнобойщики проводили акцию «Улитка», в ходе которой фуры организованно выезжали на магистрали города и двигались колонной по спланированному маршруту на скорости 10 км/ч, создавая транспортный коллапс, и даже организовывали марш на Смольный, чтобы прорваться к губернатору, чем смогли обратить на себя внимание властей. В итоге на переговоры с протестующими приехал сам министр транспорта Максим Соколов (по случаю оказавшийся в эти дни в Петербурге). Правда, самых ярых участников протестных акций (выступающих за полную отмену налога) в итоге на встречу с Соколовым не пустили. В ней приняла участие лояльная группа перевозчиков, настроенная не столько на отмену системы, сколько на ее улучшение. Похоже, что произошедший раскол в рядах перевозчиков власти только на руку. Теперь государство может козырять тем, что не отказывается от диалога с сообществом, обвиняя протестующих в радикализме и тем самым готовя почву для пресечения их акций.

Впрочем, резонансная история противостояния властей и дальнобойщиков в чем- то сослужила хорошую службу рынку автоперевозок, так как запустила дискуссию о положении дел в этой отрасли. И проблем в ней оказалось гораздо больше, чем сырая и работающая из рук вон плохо система взимания платежей. Так что потребность в переформатировании рынка грузоперевозок назрела действительно давно. И властям лучше вовлечься в этот процесс по полной программе, чем действовать полумерами, не приближающими наведение порядка в отрасли.

Кстати, ситуация с дальнобойщиками до боли напоминает борьбу с ларьками, которая активизировалась в Санкт-Петербурге около десяти лет назад. Тогда на места стихийно сформировавшихся в 90-х на самых проходных местах ларечных рынков (как правило, у метро) стали претендовать крупные девелоперы. Последние намеревались возвести на месте «лоточных Шанхаев» современные многофункциональные комплексы и в этом нашли поддержку городских властей. Однако выселить бойких торговцев с насиженных мест оказалось не так-то просто. Тогда проходили и акции протеста, на которых сыпались обвинения в адрес государства, что оно, дескать, «губит малый бизнес ради сверхбарышей мироедов- девелоперов», причем аргументы звучали схожие нынешним – мол, «все подорожает в разы», и бедный средний петербуржец, у которого якобы не будет денег закупаться в дорогущих супермаркетах, вынужден будет чуть ли не «сложить зубы на полку». Однако ларьки снесли, ТК построили, эмоции поутихли, и все привели к тому, что часть «ларечников» приобрела цивилизованные формы и перекочевала в те же торговые центры. Потребители тоже не остались обиженными, так как получили под боком торговые центры и сетевые магазины с приемлемым уровнем цен вместо нагромождения киосков, ларьков и контейнеров. Правда, нововведение оказалось обоюдоострым, и предприниматели, потратившие сотни тысяч на создание ларьков, неожиданно для себя оказались крайними и вынуждены были покинуть рынок, а в отдельных местах города активизировалась нелегальная торговля с рук, которая, впрочем, не приобрела массового характера.

Но, возвращаясь в наше время, особенно интересно становится наблюдать за «платоновским» прессингом автоперевозчиков в контексте содержания состоявшегося на прошлой неделе Послания Президента РФ Владимира Путина, где он заявил, что «нужно и дальше укреплять доверие между властью и бизнесом», и снова отметил, что «налоговые условия для бизнеса меняться не должны». Может быть, за этим последуют комплексные и системные шаги по более цивилизованному выведению в свет теневого сектора, причем не только в сфере автоперевозок.

Санкт-Петербург 

Новости партнеров

Реклама