Перенять, Произвести и Перегнать

Тема недели
Москва, 21.12.2015
«Эксперт Северо-Запад» №1-3 (722)

Механизм специальных инвестиционных кон­трактов, который со следующего года можно будет увидеть в действии во всех уголках страны, олицетворяет собой жела­ние взглянуть на тему импортозаме­щения, звучащую из каждого утюга, под углом поиска технологий.

Действительно, если проявить вни­мание, то ряд вполне работоспособ­ных технологий можно обнаружить неподалеку в виде вузовских НИОКР или проектов советских НИИ. Но для полноценного технологического рыв­ка их, очевидно, не хватит.

Увы, но компании, вырастающие исключительно на домашних дрож­жах, как правило, получаются чахлы­ми и неспособны без протекционизма конкурировать с кем бы то ни было даже на внутреннем рынке, не говоря уже о внешнем. А закон современной экономики между тем гласит, что тот, кто неспособен конкурировать на внешних рынках, неспособен кон­курировать вообще. Можно сколько угодно «подковывать блоху», выпуская разные безделушки, вроде йотафона, предназначенные для внутренних нужд, но Apple так не обгонишь, а бу­дешь плестись у него в хвосте.

Но есть и другой путь, предпола­гающий импорт технологий. Прихо­дя в страну, зарубежные инвесторы приносят с собой конструкторскую документацию, создают центры разработок, организуют сборку. Как показывает практика, у та­ких компаний есть чему поучиться. Хрестоматийный пример – корей­ский Samsung, который начинал с заимствования технологий у Sony, а теперь ушел в такой отрыв, что оставил позади и Sony, и тот же Apple.

Именно такая задача и стоит на ближайшую пятилетку перед рос­сийскими производителями, это «задача трех П» – Перенять, Произ­вести и Перегнать.

У партнеров

    Реклама