Тест без драйва

28 марта 2016, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Российский автопром переживает тяжелейший за последние 15 лет кризис. Схлопывание внутренних продаж новых легковых автомобилей продолжается уже четвертый год подряд, меры господдержки пока лишь слегка тормозят спад, а соседние рынки недостаточно велики, чтобы компенсировать сжатие внутреннего спроса. К тому же Беларусь и Казахстан даже в условиях единого таможенного пространства умудрились в этом году фактически закрыться от наших поставок (утильсбор и др.). По сути, мы имеем ярко выраженный мощностный пузырь, подобный тому, что надулся в отрасли по производству грузовых ж/д вагонов.

Дело усугубляется тем, что процесс локализации сборочного производства машин иностранных брендов фактически застопорился. Для качественной модернизации и достройки отечественной отрасли по производству автокомпонентов не хватает ни ресурсов, ни технологических и менеджерских компетенций. Пример «АвтоВАЗа» показывает, что расчет на то, что эффективные западные менеджеры будут заниматься скрупулезной каторжной работой по облагораживанию и повышению национального содержания в продукции отечественных поставщиков для автопрома, не оправдался. Очень трудно избежать соблазна работать с эффективными и проверенными международными поставщиками.

Опыт Турции показывает, что локализация автокомпонентной отрасли – существенно более сложная и затратная задача, чем перенос в страну собственно конечной сборки машин. Они начали еще в 1960-е. Устанавливали различные режимы особого благоприятствования, беспошлинные условия и прочее. Попали в хорошую струю: в 1960-е и 70-е в мировом автопроме наблюдался подъем, спрос на автомобили в Европе устойчиво рос. Производство автомобилей в Турции изначально ориентировалось на поставки в Европу – более 80% автомобильной продукции идет на экспорт. Затем удалось создать и мощную экспортоориентированную автокомпонентную отрасль. На эту работу туркам потребовалось порядка 40 лет и десятки миллиардов долларов собственных и зарубежных инвестиций.

Осилит ли российский автопром подобный путь, да еще в существенно менее благоприятных внешних условиях? Сегодня в недрах Минпромторга зреет очередная долгосрочная стратегия развития отрасли. Возможно, она будет содержать хотя бы набросок «дорожной карты» по решению этой задачи.