Побеждать на льду и за партой

Леонид Михно: «Для хоккеиста самое важное – характер и трудолюбие, и только затем талант. А для тренера – любить детей и людей вообще, любить свою работу и быть образованным человеком»

ФОТО: архив «эксперт с-з»

В этом году Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта отмечает свое 120-летие. Это не просто старейший физкультурный вуз России, но и по сей день настоящая кузница спортивных, и в том числе хоккейных, кадров России, стран СНГ и всего мира. Об учебном процессе и развитии хоккея в Санкт-Петербурге в интервью «Эксперту Северо-Запад» рассказывает заведующий кафедрой теории и методики хоккея университета, д.п.н., профессор, заслуженный тренер России Леонид Михно.

– Как Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта сегодня готовит хоккейных специалистов?

– Хоккей в последние годы – очень модный и востребованный вид спорта. Мы не жалуемся на число абитуриентов, у нас очень приличный конкурс. Кафедра теории и методики хоккея факультета зимних олимпийских видов спорта обособленно существует уже 13 лет, а в рамках кафедры спортивных игр существует с 1934 года. До перехода на Болонскую систему мы готовили тренеров в рамках специалитета, сейчас основные академические формы – бакалавриат четыре года и два с половиной года магистратуры.

Кафедра теории и методики хоккея готовит в первую очередь тренерский и преподавательский состав разных категорий. Также в рамках различных факультетов ведется подготовка специалистов по направлению менеджмент, юриспруденция и правовое регулирование в отрасли физической культуры и спорта, связи с общественностью и многих других, выпускники которых могут развиваться как профессионалы в разных видах спорта, в том числе и в хоккее.

В этом году кафедра теории и методики хоккея впервые в истории университета начнет готовить и судей в хоккее – мы подписали контракт с КХЛ. Мы уже разработали учебную программу на основании наработанных методик, провели тестовые краткосрочные курсы и с осени 2016 года запустим полноценную образовательную программу – это очень важный шаг в развитии кафедры.

В университет приезжают учиться студенты из самых разных регионов России. Только из Республики Татарстан в рамках специальной программы мы выпустили уже 130 тренеров и менеджеров.

– Расскажите о Высшей школе тренеров, созданной в университете.

– В мае у нас состоится уже 11-й выпуск Высшей школы тренеров по хоккею с шайбой имени Николая Георгиевича Пучкова (легендарного вратаря, олимпийского чемпиона, заслуженного тренера СССР, на протяжении почти 20 лет главного тренера ленинградской команды СКА). За 12 лет с того момента, как мы вместе с ним образовали эту школу, ее окончили уже 350 человек. Не просто из Санкт-Петербурга и России, стран СНГ, но со всего земного шара: с Украины, из Белоруссии, Голландии, Мексики, Новой Зеландии. Высшая школа тренеров работает по очно- заочной форме обучения с использованием дистанционных форм обучения. Например, в начале мая Игорь Владимирович Захаркин (бывший старший тренер сборной России по хоккею, заслуженный тренер России) читал свою лекцию по Skype из Испании, его слушал 31 человек.

А уже 16-18 мая слушатели нового 12-го набора будут участвовать в работе третьего международного инновационного форума «Хоккей будущего», в формате которого будут проведены научно-практическая конференция, практические занятия и мастер-классы, а также круглый стол, который обсудит итоги выступления национальной, молодежной, женской и юниорской сборной в официальных соревнованиях проходящего сезона 2015-2016 годов.

В работе Академии хоккея проводятся краткосрочные 72-часовые недельные курсы, которые дают основы необходимых знаний. В этом году это четыре набора: в марте и апреле, октябре и ноябре. Опытные тренеры обучаются по программе ВШТ, рассчитанной на 502 часа по очно-заочной форме обучения. При этом учебный процесс спланирован максимально удобно для практикующих спортсменов и тренеров. Сюда мы принимаем абитуриентов с высшим образованием по любому профилю, а по окончании обучения выдаем дипломы выпускников университета, так как Высшая школа тренеров – это организационная структура ФГБОУ ВПО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта».

Обучение платное, оплачивают его либо клубы, либо сами слушатели. А 15 мест условно бесплатные и финансируются Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко, в этом году на них претендовал 31 человек. В целом школа востребована и эффективна. Среди специалистов, которых мы подготовили в ее рамках, более половины трудятся в профессиональных клубах КХЛ, Высшей лиги, Молодежной лиги, остальные работают в детско-юношеском хоккее.

– Каким должно быть соотношение теории и практики при подготовке игроков и тренеров в хоккее, по вашему опыту?

– Великий русский полководец А.В. Суворов в своем трактате «Наука побеждать» писал: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа». И то, и другое важно. Спортсмен должен быть образованным и разносторонним человеком: чем ограниченнее человек, тем сложнее он понимает и хоккейную премудрость. А если рассуждать о дисциплинах в рамках теории, о чем в профессорской среде часто ведутся дискуссии, то я бы 70% времени уделил хоккейной специализации, а 30 – общим наукам (биомеханика, физиология, психология и т.д.), которые тоже очень важны.

– Есть стереотип, что хоккей – мужской вид спорта. Среди студенток кафедры много представительниц прекрасного пола?

– Во-первых, отмечу, что в начале апреля завершился чемпионат мира по хоккею с шайбой среди женских команд. В составе женской сборной России, завоевавшей бронзовые медали, есть и студентки НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Девушки-хоккеистки прекрасно выступают и активно у нас учатся на тренеров разных направлений, судей, менеджеров.

– Как университет, специалисты кафедры участвуют в развитии хоккея в России?

– К сожалению, в Санкт-Петербурге и в целом в стране пока недостаточное количество катков, но тяга к хоккею большая. Работа в направлении развития хоккея в России активно ведется, в том числе на самом высоком уровне, при участии Президента России Владимира Владимировича Путина. В частности, я принимал участие в деятельности рабочей группы при президентском совете по спорту под руководством председателя правления ФХР Аркадия Романовича Ротенберга, и на заседании совета, который проходил в Казани 22 апреля, был представлен и принят ряд выработанных предложений. Также в университете разрабатывали Программу развития хоккея в России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие физкультуры и спорта на 2016-2020 годы», также представленную президенту.

В целом НГУ им. П.Ф. Лесгафта является лидером в России по подготовке научной и учебно-методической литературы спортивной отрасли, а также входит в первую пятерку среди всех университетов по количеству выпускаемой учебной литературы. Специалистами кафедры теории и методики хоккея ведется активная научная исследовательская работа. При поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко создан специальный Научно-аналитический центр.

Но, к сожалению, государственного финансирования на реализацию всех наших проектов недостаточно – в России вообще в науку ежегодно инвестируется столько средств, сколько в одном лишь Гарвардском университете. И мы еще удивляемся таким скандалам, как с мельдонием – почему они происходят? Потому что пока мы возимся с мельдонием, другие страны давно уже технологически убежали вперед.

– Расскажите об университетской хоккейной команде «Лесгафтовец»?

– Сразу отмечу, что для нас это не просто вузовская спортивная команда, у нее совершенно другая концепция: здесь практически готовятся тренеры. Около 70% студентов из числа игроков студенческой команды университета обязательно работают тренерами в детских школах. Поэтому даже по завершении бакалавриата выпускники имеют не только игровую, но и тренерскую практику.

Но самое главное – университетский хоккей – это огромнейший резерв для профессионального хоккея. Если взять, например, североамериканский хоккей, то 31% комплектования национальной хоккейной лиги идет из студенческих команд. И мы такой эксперимент сейчас проводим – за прошлый год у нас состоялось 52 игры в рамках первенств вузов и разных других соревнований, и для этого не пришлось далеко ездить. В Санкт-Петербурге есть восемь-десять сильных студенческих команд, в том числе у Политехнического университета и Лесотехнической академии. Команда участвовала в финале чемпионата России среди студентов как чемпион города и заняла почетное пятое место. И уже два человека из команды нашего университета стали кандидатами для Высшей лиги – команды «Динамо» Санкт-Петербург.

А сейчас вся команда принимает участие в организации и проведении в городе чемпионата мира по хоккею с шайбой – 2016, в том числе участвует в тестовых матчах. Таким образом, у нас многофункциональная команда, мы готовим реальных профессионалов хоккея.

– Есть ли у университета вся необходимая хоккейная инфраструктура?

–У нас база есть, но, к сожалению, нет своего ледового стадиона, только небольшая крытая хоккейная площадка 9 х 20 м с синтетическим льдом на территории вуза, созданная при поддержке фонда Тимченко. Этого недостаточно, и, откровенно говоря, стыдно и больно говорить о том, что ведущая школа хоккейных тренеров в России, которая минимум на 50% питает кадрами весь российский хоккей, не имеет своего ледового стадиона – это, конечно, позор.

Ведь для подготовки игроков, как и тренеров хоккея, нужны три фактора. Это «где» – ледовая площадка и другие спортивные объекты, «кто» – его величество тренер и другие профильные специалисты и их профессиональная подготовка, а также «как» – система соревнований. Сейчас у нас около 500 молодых ребят играют «за рубежом» – это не худшие, а лучшие и средние.

– Каким должно быть соотношение российских, петербургских хоккеистов и легионеров в СКА, на ваш взгляд? Нужно ли скорректировать сегодняшнюю ситуацию?

– К сожалению, ни одного петербургского молодого хоккеиста за последние лет 15 не закрепилось в основном составе «СКА Санкт-Петербург». То, что Александр Барабанов провел здесь несколько игр, как Вячеслав Солодухин-младший и Андрей Иванов, – это реально ничего не значит. Пожалуй, из последних можно назвать Максима Сушинского и Максима Соколова, пришедших в команду еще в 1992 году. Если посмотреть на фотографии СКА сезона 1994 года, когда я был генеральным директором АО «СКА-Хоккей», то в команде чуть ли не 80% петербуржцев. А сейчас в основном составе – только Александр Барабанов, и тот пока на своего рода испытательном сроке. Так что сейчас в первой команде «СКА Санкт-Петербург» ни одного петербуржца нет, ни одного. Конечно, это плохо, что и говорить. Значит, видимо, не работают школы, не работает система. Проще всего заплатить деньги и купить где-то игрока готового, зрелого. Но это стоит больших денег, да и бюджет команды увеличивается. А чтобы своего хоккеиста из ребенка подготовить, необходима огромная кропотливая работа профессионалов.

– Какими самыми важными качествами должен обладать спортсмен-хоккеист и тренер-хоккеист?

– Для хоккеиста самое важное – характер, это основа основ, без него в хоккее делать нечего. А также трудолюбие. Да, важен и талант, но он дается единицам, и без трудолюбия его легко упустить. А если есть трудолюбие, то и небольшой талант можно развить до профессионализма высочайшего класса. Мне посчастливилось работать в тренерском штабе юниорской и молодежной сборной России в 2000-2002 годах три года подряд. Эта команда благодаря характеру и трудолюбию, таланту игроков завоевала три золота подряд.

А для тренера самое важное – любить детей и людей вообще, любить свою работу. А также быть образованным человеком, иначе ты не станешь авторитетом ни среди детей, которых не обманешь, ни среди взрослых спортсменов. И еще очень важно для детского тренера – не загубить ребенка, его здоровье.

Санкт-Петербург