Инновации для привычек

Русский бизнес
Москва, 13.06.2016
Валерия Соловьева
«Эксперт Северо-Запад» №23-24 (732)
Одним из главных общественных трендов в развитых странах сегодня является концепция Wellness, сочетающая физическое и ментальное здоровье человека, правильное питание, физические нагрузки и отказ от вредных привычек – это ультрамодно. И не только по разумным соображениям, но и потому, что вокруг тренда выстроены гигантские бизнес- индустрии, работающие на его продвижение

ФОТО: АРХИВ «эксперт с-з»

Однако человеческий фактор никто не отменял, и вредных привычек по-прежнему придерживаются миллионы людей. Пока чиновники обсуждают введение акцизов на продукцию с избыточным содержанием сахара и жира, в том числе на налоги на газированную воду и чипсы, на использование пальмового масла в пищевой продукции, а также ужесточение мер госрегулирования для табачной и алкогольной продукции, производители инвестируют значительные средства в инновационные разработки и улучшение качества продукции.

Какое влияние на экономику оказывают вредные привычки граждан, возможно ли их полностью искоренить и какие мировые тренды по снижению рисков являются самыми перспективными? Для обсуждения концепции снижения вреда для здоровья населения от потребления различной «неполезной» продукции «Эксперт Северо-Запад» пригласил представителей бизнеса, науки и общественных организаций за дискуссионный круглый стол конференц-зала отеля Domina Prestige St. Petersburg 5*.

Здоровье нации стоит денег

Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проводимого в том числе и в России, три главных фактора риска, повышающие вероятность неблагоприятных последствий для здоровья, определяют до 70% экономического бремени от болезней граждан: нерациональное питание, злоупотребление алкоголем и повышенное артериальное давление. Существенны также табакокурение, повышенный уровень сахара в крови, недостаточная физическая активность, избыточный вес и ожирение и другие. Доказано, что все эти факторы влияют на заболеваемость населения вне зависимости от уровня дохода и в целом от степени развитости страны проживания.

Во многих странах сейчас большое внимание уделяется пересмотру концепции питания и минимизации в рационе «нездоровой» пищи. Так, считается, что обработка продуктов, направленная на усиление вкусовых качеств пищи, и добавление неестественных ингредиентов способствуют повышению калорийности блюд. Экономисты отмечают, что в структуре затрат на производство «вредных» продуктов очень большая доля приходится на рекламное продвижение и маркетинг, и в сравнении видно, что полезные продукты почти не рекламируются.

В информационном бюллетене ВОЗ отмечается, что одним из проявлений здорового питания является ограничение потребления свободных сахаров до уровня ниже 10% от суммарной поступающей энергии. Во всем мире наблюдается глобальная эпидемия диабета: в 2014 году число пациентов с этим диагнозом достигло 387 млн человек, а к 2035 году ожидается рост показателя до 600 млн. Сахарный диабет страшен не только сам по себе – он приводит к значительному числу заболеваний-осложнений. Значительная нагрузка ложится на государство и от алкоголизма: это и травматизм, и гибель граждан в ДТП с участием пьяных водителей, и обеспечение детей из неблагополучных семей. «Экономическое бремя от алкоголизма суммарно оценивается на уровне 1,98% от годового ВВП России. При этом на здравоохранение мы тратим порядка 3,5% ВВП. Еще хуже ситуация с табакокурением: оказалось, что до 7% от ВВП государство теряет от активного курения и 1,7% ВВП – из-за пассивного курения. Это расходы, сопоставимые с затратами на национальную безопасность страны», – уверена профессор, директор Центра экономической оценки и моделирования факторов риска ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Роза Ягудина.

На эти проблемы обращают все большее внимание и медики, и экономисты, и законодатели. Так, в США решили пересмотреть требования к полезным для здоровья продуктам, и не только по содержанию жира, но и сахара. В Великобритании намерены ввести налог на сахар в безалкогольных напитках. Там предлагают указывать на продуктах калории в спортивном эквиваленте – показывать, сколько физической активности необходимо, чтобы организм истратил энергию, например, от съеденной шоколадки.

Смотреть шире

Однако меры законодательного регулирования должны быть тщательно взвешенными, да и их одних недостаточно, уверены эксперты. Казалось бы, простое введение акциза и принесет дополнительные финансовые средства для возмещения ущерба экономике, и снизит объемы потребления. Но, чтобы ввести акциз правильно, требуется произвести сложные обширные расчеты. Так, коллективом ученых из Академического центра при Университете Джорджа Мейсона (США) было убедительно доказано, что введение выборочного дополнительного налогообложения товаров потребления неизбежно приводит к повышению их цены с последующим снижением качества. При этом никаких данных об изменении характера пищевого поведения потребителей под влиянием этих мер получено не было. Единственным достоверным результатом оказалось обеднение малообеспеченных потребителей из-за увеличения расходов на питание.

«На протяжении десятилетий за рубежом развивается концепция снижения вреда здоровью. Очевидно, что часть потребителей не готова отказываться от своих сложившихся привычек, называемых вредными. И вопрос в том: оставить их в этой ситуации или предложить различные альтернативные продукты и технологии, чтобы минимизировать риски для их здоровья. Но эта минимизация не должна быть голословной, она должна быть подтверждена научными исследованиями, должна быть убедительной. При этом важно оценивать поступающие предложения до их принятия, а не признавать их неэффективность после многолетнего применения», – считает Роза Ягудина.

Разработка и продвижение инновационных продуктов со сниженным вредным эффектом и повышение качества продукции сегодня полностью в зоне ответственности самих производителей. «В сфере минимизации вреда от курения мы разрабатываем и внедряем новые технологии, которые призваны дополнить государственные меры. Мы стремимся предложить тем, кто не отказывается от курения, альтернативу традиционным сигаретам. Важно, чтобы новый продукт был доступен на рынке, приемлем и с экономической точки зрения, и по потребительским характеристикам. При этом информация о нем не должна побуждать некурящих граждан приобщаться к табаку. А сам сниженный риск от инноваций должен быть строго научно доказан», – отмечает управляющий по научно-исследовательским вопросам «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Улупов. Компанией активно разрабатываются продукты с потенциально пониженным риском. Один из таких продуктов уже выпущен на рынок Японии, Швейцарии и России. «Мы понимаем, что отношение к инновациям и любым исследовательским данным табачных компаний скептическое. Поэтому с самого начала мы руководствовались самыми строгими стандартами и критериями научной оценки разработок и фактически следуем подходам фармацевтической индустрии. При этом мы знаем, что полностью бросить курить – это лучшее, что может сделать курильщик для своего здоровья», – говорит Дмитрий Улупов.

Модератор круглого стола Марина Богомягкова подвела итог дискуссии: «Производственные технологии в будущем должны быть ориентированы в первую очередь на здоровье человека, а не только на возможность получения быстрой экономической выгоды» 24-02.jpg ФОТО: АРХИВ «эксперт с-з»
Модератор круглого стола Марина Богомягкова подвела итог дискуссии: «Производственные технологии в будущем должны быть ориентированы в первую очередь на здоровье человека, а не только на возможность получения быстрой экономической выгоды»
ФОТО: АРХИВ «эксперт с-з»

Формировать и поддерживать тренды

Повышение пользы продуктов через улучшение их качества возможно и для обычной овсяной каши. «Кроме муки и мучных смесей, Петербургский Мельничный Комбинат производит овсяные и злаковые хлопья, каши быстрого приготовления. В 2013 году мы установили в крупоцехе современное инновационное оборудование фирмы Buhler (Швейцария), позволяющее минимально обрабатывать зерно овса, сохраняя все полезные свойства: витамины группы В, витамин Е, антиоксиданты, пищевые волокна и клетчатку, – рассказывает руководитель коммерческой службы ПАО «Петербургский Мельничный Комбинат» Андрей Стельнов. – Кроме того, овсяная каша долгое время поддерживает чувство сытости – насыщение наступает раньше и длится дольше, что препятствует потреблению «лишних» калорий и в сочетании с физическими нагрузками способствует похудению». Сейчас растет спрос на моментальные каши, которые при ответственном подходе к производству без использования химических добавок очень полезны и являются прекрасной альтернативой фастфуду.

Позитивные тренды к снижению влияния вредных привычек могут быть самыми разными. Так, в сфере производства алкогольной продукции, и в частности в пивоваренном деле, произошла настоящая «крафтовая революция». Как отмечает начальник производства ООО «Василеостровская пивоварня» Сергей Хлудеев, потребление авторского пива, основанного на традициях пивоварения Англии и Бельгии, все больше приближается к культуре винопития. Развиваются пивные бары и клубы, проводящие дегустации, пивовары соревнуются в купажировании и создают все новые оттенки вкусов и вариации букета пива. Компания одной из первых в России поддержала этот тренд и представила российским потребителям целую линейку крафтового пива. Таким образом, употребление пива просто для достижения алкогольного опьянения становится немодным.

Так, производители в принципе не выпускают крафтовое пиво в пластиковых бутылках по 1,5 и 2 литра. А значит, риск от чрезмерного употребления алкоголя также постепенно снижается. «Пиво – это 100%-й натуральный продукт, для его производства используются только натуральные ингредиенты – хмель, вода, солод и дрожжи. Мы соблюдаем абсолютно все требования российского законодательства при производстве пива, в том числе в части контроля качества. Уверен, что умеренное употребление пива может быть частью здорового образа жизни. В медицине не существует такого понятия, как пивной алкоголизм, это не более чем штамп. И формирование культуры потребления пива – одна из важнейших задач компании HEINEKEN, – говорит директор филиала «Пивоварня Хейнекен» Олег Боков. – Социальную ответственность мы видим и в сохранении, и в максимально эффективном использовании природных ресурсов, повышении безопасности наших производственных процессов».

Подводя итоги дискуссии, эксперты сошлись во мнении, что, несмотря на необходимость накормить и обеспечить товарами потребления около 7 млрд человек в мире, производственные технологии в будущем должны быть ориентированы в первую очередь на здоровье человека, а не только на возможность получения быстрой экономической выгоды. Для того чтобы максимальное число людей отказалось от вредных привычек, важно в первую очередь сформировать позитивные потребительские тренды, а тем, кто все-таки не может отказаться от вредных привычек, предоставить менее вредные альтернативы. И усилия бизнеса, научного сообщества и государства должны быть консолидированными.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама