Туристический кластер в Курортном районе: от слов к делу

Русский бизнес
Москва, 13.06.2016
«Эксперт Северо-Запад» №23-24 (732)
Формирование туристического креативного кластера Курортного района Санкт-Петербурга перешло в практическую стадию. Эксперты от бизнеса и науки, представители общественных организаций и органов власти сформировали рабочую группу для реализации единой кластерной концепции

О том, что такой проект инициирован, «Эксперт Северо-Запад» сообщал в конце апреля (см. «Пенаты для нового креативного кластера» № 16-17 (729) от 25 апреля 2016 года). Инициатива получила практическое развитие после проведения дискуссии в рамках клуба «Экспертная политика» делового аналитического издания «Эксперт Северо-Запад» при содействии Центра социально-экономических и политических исследований и технологий Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ). Все заинтересованные лица согласовали резолюцию и конкретные шаги по дальнейшему формированию данного кластера.

Как отметил ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев, ни у кого не вызывает сомнений, что регион со столь богатой историей сегодня имеет точки притяжения, интересные самым разным группам населения. На фоне стремительного развития внутреннего туризма, с учетом творческого, интеллектуального и человеческого капитала, который есть у Санкт- Петербурга и Курортного района, территория может качественно преобразиться уже в ближайшие годы. «Для развития этой территории и актуализации ресурсов, которые здесь сосредоточены, необходимо продумать единую схему перспективного развития. Объединить интересы и собственников различных объектов, и представителей власти и науки, чтобы, интегрируя усилия, создать единую концепцию, проработать организационные вопросы и обеспечить финансовые ресурсы для ее реализации», – считает директор Центра социально-экономических и аналитических исследований и технологий СПбГЭУ Рашид Гайнутдинов.

При этом сегодня в районе достаточно остро стоит вопрос о сохранении природного и культурного наследия. «Это не просто территория, где расположены некие приватные частные объекты. Исторически сложилось, что это в первую очередь территория общественная, рекреационная и оздоровительная. И важная цель администрации района – сохранить доступность этой территории для населения. А также восстановить и развить систему предприятий санаторно-курортного обслуживания, сформированную здесь до 1990-х годов», – говорит советник главы Курортного района Санкт-Петербурга Евгений Карпов. Сложность в том, что в советское время были совершенно другие формы хозяйствования и подходы к наполнению объектов отдыхающими. И сейчас наблюдается некая правовая и экономическая дисперсность объектов, и выработка единого плана развития курортного наследия требует серьезной работы экспертного сообщества. «Мы считаем, что идея создания кластера очень своевременная и имеет абсолютно прикладное значение. Гостиничный бизнес, инфраструктура гостеприимства, общепит, дополнительные рекреационные услуги сегодня здесь имеют ярко выраженный сезонный характер. И в низкий сезон, с октября по май, свободные площади необходимо эффективно использовать, наполнять контентом и привлекать дополнительные потоки посетителей. А кластерный формат взаимодействия позволит взаимоувязать интересы всех сторон», – уверен генеральный директор «Каротекс групп» (в Курортном районе представленной пансионатами «Буревестник» и «Балтиец») Сергей Аверин. «Мы располагаем большой территорией и существенным номерным фондом – можем разместить до 1,2 тыс. человек одновременно. Однако загрузка неравномерна, и отчасти она связана с проблемой во взаимодействии между туристическими компаниями и гостиничным сектором», – отметила в ходе дискуссии генеральный директор УК группы отелей «Туррис» («Каротекс групп») Светлана Астафьева. «В районе отлично работает Ассоциация курортов Северо-Запада, но она больше тяготеет именно к санаторно-курортному делу. А нам хотелось бы предложить гостям не только качественную оздоровительную программу и современные медицинские услуги, но и различные культурные проекты», – дополнила директор департамента маркетинга и рекламы УК группы отелей «Туррис» Елена Климович. Наладить взаимовыгодное сотрудничество между организациями района и привлечь внимание к территории возможно именно за счет создания курортного креативного кластера, эта модель представляется здесь наиболее органичной, сошлись во мнении эксперты.

Путин и «Россия» – за!

«Для меня абсолютно понятна необходимость именно туристического развития этого района. Посетители часто спрашивают: что еще можно посмотреть в поселке на Карельском перешейке?» – рассказывает заведующая музеем-усадьбой И.Е. Репина «Пенаты» Татьяна Бородина. Когда-то «Пенаты» выполняли своеобразную роль краеведческих популяризаторов, когда на соседней с музеем территории действовал просторный павильон с подробной экспозицией. Но сегодня такого отдельного зала для выставки нет, и в целом музею остро нужны новые площади. Так, уже проработан проект по размещению здесь интерактивных экранов, позволяющих прогуляться по страницам истории этих мест, виртуально посетить уникальные дачи, сегодня утраченные. Среди вариантов расширения фондов – восстановление двухэтажного дома Юрия Ильича Репина. Другим культурным центром притяжения в районе является музейный комплекс памяти В.И. Ленина в Разливе. Здесь реализуется целый ряд ярких проектов. За последние пять лет число посетителей увеличилось вдвое, до 60 тыс. человек в год. «Туристы едут к нам очень активно. И мы готовы активно участвовать в развитии кластера», – отметила представитель Музейного комплекса в Разливе Диана Пальц.

В ходе экспертного совета член правления Российского творческого Союза работников культуры, председатель Общероссийского общественного движения «Россия» Николай Путин подчеркнул, что союз мог бы создать целый спектр творческих организаций, проекты которых уже проработаны, чтобы наполнить культурной ценностью бизнес-инициативы нового кластера. «Это, например, школа эстрадного и джазового искусства, театральная студия, центр финского языка и культуры, литературные объединения, познавательные велосипедные маршруты, различные фестивали… Это могут быть целые десятки небольших учреждений, которые способны наполнить смыслом новые пространства», – уверен эксперт.

Главный редактор журнала «Эксперт Северо-Запад» Роман Романюк, участвовавший в дискуссии в первую очередь как член правления Союза журналистов СПб и ЛО, отметил заинтересованность СМИ в продвижении проекта. Несколько лет назад после пожара репинский комплекс «Дом творчества журналистов» был расформирован – городские власти выселили журналистов (так как фактически союз лишь арендовал объект у СПб ГУП дачного обслуживания «Пригородное»). А потребность в загородной площадке для проведения выездных семинаров, деловых мероприятий, реализации стажировок и программ обмена, а также отдыха сотрудников сохранилась. Союз рассчитывает на восстановление Дома журналистов в Курортном районе в партнерстве с администрацией города и при поддержке бизнес-сообщества. Пока журналисты находятся в поиске альтернативной площадки, которую можно было бы создать на партнерских условиях с бизнесом, например, на базе пансионатов «Балтиец» и «Буревестник».

И креатив, и бизнес

Инициативы на стыке творчества, образования и бизнеса рассматриваются самые разные. «Мы видим нехватку загородной площадки крупного формата под проведение фестивалей, на мероприятия большого формата люди будут приезжать специально», – говорит директор компании Freedom Team (организатор креативных пространств и творческих фестивалей) Дмитрий Тимуршин. По его оценке, в загородной зоне не хватает рабочих мест – коворкингов. Летом петербуржцы и гости города готовы сбежать от городской жары работать за городом. Актуален и формат лекционных залов, эта модель работает, она коммерчески успешна. Площадками могли бы выступить существующие музеи. Еще один тренд, который можно было бы органично продвигать в Курорте, – Wellness и все аспекты здорового образа жизни.

Внутренний туристический поток в Санкт-Петербург ежегодно растет, и новые проекты в первую очередь ориентированы на него. Но интерес растет и у иностранных туристов, которым знакомо творчество Ильи Репина, интересно советское и ленинское наследие, история военных лет. Так, в «Пенаты» все чаще приезжают группы из Китая и соседней Финляндии, с которой у Курортного района прочные исторические связи. И, как отметила Татьяна Бородина, многие финны даже считают Илью Репина своим национальным художником. Растет внимание со стороны специализированных сообществ: не только искусствоведов и историков, но и приверженцев вегетарианства. Период проведения чемпионата мира по хоккею показал, что огромное число финских туристов с удовольствием посетили Санкт-Петербург, подчеркнул представитель Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Алекси Куутио.

Обсуждение коснулось и ряда барьеров, которые сейчас препятствуют развитию бизнеса. Так, отмечалась необходимость улучшения транспортной доступности объектов, возможно, за счет организации прямых маршрутных автобусов от ближайших станций метро к новым туристическим объектам. А также планы по оборудованию станций проката велосипедов на протяжении существующей велодорожки. Но были и более глобальные темы. Вице-президент Российской гостиничной ассоциации, управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, к.э.н. Алексей Мусакин отметил необходимость дифференцирования ставок налога на имущество для объектов недвижимости в Курортном районе и в историческом центре, где площади участков и объектов значительно меньше, а поток посетителей – выше.

Директор по продажам компании Seven Suns Development (реализует проект общественно-жилого квартала «Светлый мир «Внутри» на территории 17,5 га в Сестрорецке) Алексей Бушуев также поддержал проект формирования кластера: «Все инфраструктурные объекты, которые будут построены на нашей территории, а это центр водных видов спорта, футбольные, волейбольные и баскетбольные закрытые и открытые площадки, теннисные корты, общественно-образовательный центр, клуб интеллектуального развития, медицинский и спа-центры и другие, будут доступны не только владельцам и гостям апартаментов, но и всем жителям района и города. И наша компания готова активно участвовать в создании и развитии кластера».

«В целом сейчас сложилась очень благоприятная ситуация для успешной реализации проекта. Администрация района представлена людьми, которые глубоко понимают проблемы территории, людьми живыми, активными, творческими. Бизнес здесь сформировавшийся, предприниматели четко видят пути развития. И Торгово-промышленная палата со своей стороны готова оказать проекту всестороннюю поддержку», – подчеркнул представитель СПб ТПП по Курортному району Сергей Румановский.

Партнерство как залог успеха

Подводя итоги дискуссии, эксперты пришли к выводу, что назрела объективная потребность в повышении степени координации между всеми участниками будущего креативно-туристического кластера, который станет основой для появления новых точек роста в районе, привлечения преобразующих инвестиций и запуска значимых ГЧП-проектов. В соответствии с согласованной резолюцией, в данный момент при поддержке Центра социально-экономических и политических исследований и технологий и Центра развития, оценки качества и эффективности проектов ГЧП СПбГЭУ создается рабочая группа, в состав которой входят представители участников формируемого кластера. В рамках работы группы будет написана концепция развития кластера, определены организационно-правовая форма управляющей компании, условия ее деятельности и завершена формализация кластерного объединения. При этом рабочая группа ориентируется на взаимодействие с Центром кластерного развития Санкт-Петербурга, который успешно действует в городе и призван оказывать организационную, методологическую, информационную поддержку кластерам. Как показывает практика других регионов, разработка программ развития кластеров, включающих реализацию кластерных проектов и обеспечивающих кооперацию их участников, открывает возможности для участия в государственных программах развития туризма, малого и среднего предпринимательства, сферы культуры и здравоохранения, привлекать бюджетные и частные инвестиции в целях развития территорий.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама