Нам экспорт строить и жить помогает

Северо-Запад уже второй год уверенно занимает третье место во всероссийском экспорте с долей 11,6% в 2015 году и 11,3% по итогам восьми месяцев 2016 года

 24-01.jpg

О значимости региона в ориентации отечественной экономики на иностранные рынки говорит и тот факт, что в 2017 году АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) создаст в Санкт-Петербурге отдельное подразделение, призванное содействовать экспортерам СЗФО в их продвижении на иностранные рынки.

Сам РЭЦ создан в качестве специализированной организации, представляющей «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности РФ. С начала 2016 года в группу РЭЦ интегрированы АО «Российский экспортный центр», Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и АО «Росэксимбанк».

И хотя за период с января по август 2016 года объемы экспорта в СЗФО сократились на 26,1% к аналогичному периоду прошлого года (с 26,8 до 19,8 млрд долларов), РЭК рассчитывает, что при его поддержке эти цифры изменят свою динамику.

Так, по состоянию на 01.10.2016 объем поддержанного ЭКСАР экспорта из СЗФО составил более 1,118 млн долларов по 68 проектам. Поддержка была оказана в рамках следующих ключевых отраслей: металлургия; продукты животного и растительного происхождения; продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности; энергетическое машиностроение и электротехника; строительные и отделочные материалы; средства наземного транспорта; железнодорожный транспорт, путевое оборудование; пищевая продукция; сельскохозяйственное машиностроение и прочие отрасли.

Товарная структура экспорта СЗФО 24-02.jpg
Товарная структура экспорта СЗФО

При этом сейчас на рассмотрении в ЭКСАР находится 14 проектов, общий объем потенциально поддержанного экспорта по данным проектам может составить более 152 млн долларов в рамках следующих отраслей: суда, лодки и плавучие конструкции; продукция химической и связанных с ней отраслей; продукты животного и растительного происхождения.

Особого внимания заслуживает факт, что львиную долю в экспорте СЗФО составляет несырьевая продукция. Так, на сырье приходится лишь 20,9%, тогда как несырье составляет 79,1% (в том числе 46,5 – неэнергетическое). В денежном выражении объемы несырьевого экспорта из СЗФО составили 18,5 млрд долларов в 2015 году и 9,2 млрд за восемь месяцев 2016 года.

Товарные точки роста экспорта СЗФО, в приросте в млн долларов 24-03.jpg
Товарные точки роста экспорта СЗФО, в приросте в млн долларов

Региональные власти также стараются поддерживать местного экспортера. Например, на днях состоялась торжественная церемония подведения итогов конкурса Санкт-Петербурга для малых и средних предприятий «Экспортер года» (информпартнером которого выступил «Эксперт Северо-Запад»). Приз в одной из номинаций вручил председатель правления АО «Росэксимбанк» Андрей Поляков. В своем интервью «Эксперту С-З» он обозначил ключевые тенденции относительно экспортного потенциала СЗФО и о мерах господдержки экспортеров.

Председатель правления АО «Росэкси- мбанк» Андрей Поляков: «СЗФО для нас это действительно точка роста». 24-04.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Председатель правления АО «Росэкси- мбанк» Андрей Поляков: «СЗФО для нас это действительно точка роста».
ФОТО: архив «эксперт с-з»

– Какие, на ваш взгляд, отрасли СЗФО сейчас показывают наиболее динамичные показатели по экспорту?

– Очевидно, что Северо-Запад, и Санкт-Петербург в особенности, действительно является лидером в области экспорта. В целом регион Северо-Запада для Российского экспортного центра это действительно точка роста, именно здесь мы видим рост экспорта, причем не сырьевой продукции, а продукции с высокой степенью переработки, высокотехнологичной, а потому с высокой добавленной стоимостью. Конечно, если говорить в целом за прошедший год, то, очевидно, мы видим общее падение экспорта, но прежде всего это связано с уменьшением экспорта углеводорода.

При этом на Северо-Западе наши аналитики отмечают прорывные направления, например, это сферы, связанные с продовольствием, лесопереработкой или изделиями из резины (автомобильные шины). Мы возлагаем серьезные надежды на продвижение российской продукции через Северо-Запад. И именно поэтому в Санкт-Петербурге планируется создать своеобразный «хаб» Российского экспортного центра, который будет распространять стандарты поддержки и продвижения экспорта в регионах. Открытие такой структуры мы планируем на 2017 год.

– Помимо классических экспортоориентированных отраслей, есть ли какие-то новые сферы?

– На мой взгляд, очень интересный пример был, которому мы и вручали премию от Российского экспертного центра в рамках «Экспортера года», – это компания «Гейзер», она занимается технологиями очистки воды. Компания работает с 2001 года и уже продает свою продукцию в 15 странах, и, что важно, они осуществляли выход на внешние рынки самостоятельно. И то, зачем они к нам обратились, опять же это не традиционная финансовая поддержка, кредитование или покрытие каких-то рисков, а поддержка нефинансовая – это поиск партнеров в тех странах, куда компания еще пока не вышла. В частности, это Индонезия, Индия; то есть те страны, в которых их продукция действительно может быть реально востребована, где присутствуют в том числе и зарубежные конкуренты или зарубежные представители, но компания видит возможность в успешной конкуренции и на этих рынках.

Отмечу, что, помимо нефинансовой поддержки, Российский экспортный центр готов предложить и финансовое плечо. То есть когда, выходя на тендеры, российская компания предлагает не только высококачественный товар, а еще может предложить и финансовые условия – отсрочку платежа и, возможно, даже финансирование и кредитование иностранного покупателя по очень, на мой взгляд, привлекательным ставкам.

– Какие это цифры?

– Если говорить о поддержке экспорта как раз высокотехнологичной продукции, то мы реализуем вместе с Минпромторгом программу поддержки этого направления. Там ставки сегодня получаются менее 3% годовых в долларах. Что, на мой взгляд, весьма конкурентное предложение.

– Есть ли сложности или, может быть, ограничения в вашей работе с определенными странами, например, в связи с санкциями?

– По большому счету, на сегодняшний день у нас каких-либо ограничений по странам нет. Другой вопрос, что если это страны с достаточно сложной политической обстановкой, то, возможно, процедура принятий решений немножко удлиняется, так как мы должны подтвердить свое решение на уровне совета директоров нашей компании. Но география максимально широкая – это практически вся Латинская Америка и Африка. Все больше на сегодняшний день открывается и Азия, то есть особых ограничений не существует.

– Есть ли какие-то ограничения по объемам кредитования?

– По максимальной сумме только одно ограничение – это ограничение, которое накладывает Центробанк России в виде нормативов, это порядка 5 млрд рублей. Но сразу оговорюсь, что сделки свыше этой суммы для нас не являются проблемой, потому что мы привлекаем в софинансирование коммерческие банки, тем самым преодолевая эти пределы. Минимальной сум- мы тоже нет, учитывая, что все-таки государственная система поддержки экспорта направлена не на извлечение прибыли, поэтому для нас интересен любой проект. Например, минимальная сумма сделки, которая была в рамках Российского экспертного центра, в свое время поддержанная ЭКСАР, составила 130 тыс. рублей – это была поставка в Монголию.

В среднем же сделки, которые мы смотрим, ориентируясь на средний бизнес, находятся в диапазоне 100-300 млн рублей. Когда же мы говорим о малом бизнесе, то это сделки 50-60 млн рублей. И вот именно такие сделки мы хотим поставить на поток. Мы уже сформировали определенный упрощенный критерий для прохождения процедуры принятия решений по выдаче таких кредитов, потому что знаем: зачастую важна даже не ставка процента, а скорость принятия решений.

Санкт-Петербург