К дальним берегам

Петербургские предприятия после пары лет фокуса преимущественно на импортозамещении и росте на внутреннем рынке стремительно и смело переходят к наращиванию экспортных поставок. Среди производственных предприятий несырьевого сектора эта тенденция отмечается на всех уровнях, как среди крупных промышленников, так в среде малого и среднего бизнеса. Экспортный тренд активно поддерживается администрацией города

ФОТО: Интерпресс / Светлана Холявчук

Стереотип о том, что из России возможен только сырьевой экспорт, уже в прошлом. Меры поддержки экспорта, которые начали применяться государством в последние годы, уже стали давать ощутимый результат. По данным Северо-Западного таможенного управления, внешнеторговый товарооборот предприятий Петербурга в январе – декабре 2016 года составил 37,1 млрд долларов (в 2015 году – 36 млрд долларов). И пусть рост произошел в основном за счет импорта, который увеличился на 5%. Но и экспорт вырос на 0,15%, тогда как по итогу 2015 года он снижался на 28,3%, а в 2014-м – на 7,1% к уровню предыдущих лет.

Прорубить окно

В Санкт-Петербурге насчитывается уже более 200 экспортно-ориентированных предприятий крупного и в три раза больше – предприятий малого и среднего бизнеса. Речь идет о компаниях самого различного профиля: от тракторных заводов до предприятий по производству мороженого, заявил председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт- Петербурга Максим Мейксин на прошлой неделе, в ходе XI Петербургского Партнериата малого и среднего бизнеса. Максим Мейксин подтверждает, что в 2017 году по линии комитета будут предоставляться субсидии, которые позволят предприятиям возместить часть затрат, связанных с осуществлением экспортной деятельности, а также будет продолжена деятельность по поддержке участия петербургских компаний в конгрессно-выставочных мероприятиях.

Председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев отмечает, что одной из важных задач ведомства является создание благоприятных условий для роста внешнеэкономической активности, конкурентоспособных экспортных поставок, развития программ импортозамещения. На практике эта работа включает в себя такие направления, как проведение Дней и культурно-деловых миссий Санкт-Петербурга за рубежом и в регионах России, взаимодействие со странами СНГ в рамках Советов делового сотрудничества. А также проведение межправительственных комиссий и рабочих групп, поддержка мероприятий партнеров Санкт-Петербурга в городе, взаимодействие с торговыми представительствами, работа Информационно-деловых центров Санкт-Петербурга за рубежом.

Среди задач в сфере поддержки экспорта, стоящих перед Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, его глава Эльгиз Качаев отмечает оказание информационной и субсидиарной поддержки и содействие участию в выставках, ярмарках и деловых миссиях. При этом экспортно-ориентированные предприятия сами должны быть активными и пользоваться доступными инструментами поддержки: «С помощью предпринимателей мы будем оттачивать искусство поддержки экспорта, готовы к диалогу и постоянно ведем его. Однако лоббирование интересов участников бизнеса возможно лишь при их заинтересованности, компетентности», – считает Эльгиз Качаев.

Санкт-Петербург является лидером по объемам экспортных поставок среди регионов Северо-Западного федерального округа: в 2016 году доля Санкт-Петербурга в общем объеме экспорта СЗФО составила почти 50% (в 2015 году – 37,4%), при этом федеральный округ в целом и большинство регионов округа демонстрирует резкое снижение объемов поставок. Внешнеторговые операции осуществляли 8437 субъектов ВЭД. При этом, по данным администрации города, экспорт из Санкт-Петербурга осуществляется в 156 стран мира. Среди основных торговых партнеров Санкт-Петербурга можно отметить Соединенные Штаты, Республику Беларусь, Италию, Францию, Финляндию. Не изменилась тройка лидеров: Китай, Нидерланды, Германия. Товарооборот с Китаем составил 3,8 млрд долларов, с Нидерландами – 2,7 млн долларов, с Германией – 2,2 млрд долларов. Их суммарный удельный вес в товарообороте Санкт-Петербурга приравнивается к 34,5%.

«Особое место занимает франчайзинг. Российские продукты масштабируются и экспортируются по всему миру, создаются базы данных, онлайн-платформы для поставщиков и дистрибуторов, сети агентов сбыта, все больше продаются готовые бизнес- решения и программное обеспечение для микробизнеса, – комментирует директор СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» Даниил Старковский. – Одним из способов улучшить условия для развития российского экспорта товаров должна стать разработка программы создания национальной системы электронной торговли. В России, несмотря на рост интернет-торговли в стране в целом, объем экспорта через интернет-магазины пока незначителен».

Доля несырьевых товаров (по методологии Российского экспортного центра) в экспорте Санкт-Петербурга составляет 74,21%; доля несырьевого неэнергетического экспорта составила в 2016 году 32,08%, доля верхнего предела несырьевого неэнергетического экспорта (готовые товары, представляющие собой результат глубокой переработки исходных материалов, – продукция машиностроения, фармацевтическая продукция, бытовая химия, одежда, обувь и т.д.) – 20,08%. В целом доля несырьевого неэнергетического экспорта Санкт-Петербурга выросла с 27,03% в 2013 году до 38,21% в 2016 году.

Говоря об экспорте из Санкт-Петербурга, необходимо отметить, что важная роль в этом направлении принадлежит малым и средним компаниям города. «По состоянию на начало 2016 года в Санкт-Петербурге осуществляло деятельность 1849 малых предприятий-экспортеров и 150 средних. По сравнению с 2015 годом количество экспортеров среди малых компаний выросло (показатель 2015 года – 1567 малых предприятий, осуществляющих экспортную деятельность)», – приводит цифры Даниил Старковский.

Наибольший прирост объема экспорта наблюдается по товарным группам: продукты неорганической химии (плюс 415,89%), удобрения (плюс 73,04%), моющие средства и смазочные материалы (плюс 68,72%), электрическое оборудование (плюс 56,86%), фармацевтическая продукция (плюс 53,84%). Положительная динамика в экспортных операциях в целом наблюдается по ряду укрупненных товарных групп: продовольственным товарам (плюс 28%), минеральному сырью (плюс 9%), лесоматериалам (плюс 26%), текстильным материалам и изделиям (плюс 43%).

С 2015 года в Санкт-Петербурге на базе СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» работает Центр экспорта, который, не дублируя функционал федеральных ведомств, выполняет роль маршрутизатора запросов петербургских бизнесменов и является региональной точкой входа в национальную систему поддержки экспортеров. В текущем году, в рамках поддержки экспорта, разработана специальная дорожная карта, благодаря которой средние и малые предприятия Санкт-Петербурга получат инструкцию о совместных с Центром экспорта пошаговых действиях, которые направлены на достижение конечной цели – выход на зарубежные рынки. Также экспортеры Санкт-Петербурга и представители коммерческих компаний, планирующие реализовывать свою продукцию на зарубежных рынках, смогут бесплатно проконсультироваться по вопросам, связанным с ведением внешнеэкономической деятельности, подать запрос на переводы и маркетинговые исследования зарубежных рынков. Содействие экспортерам координирует и Региональный Интегрированный Центр – Санкт-Петербург.

Выходя на внешние рынки, необходимо быть готовым соответствовать иностранным требованиям и инвестировать в рекламу и продвижение 38-01c.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Выходя на внешние рынки, необходимо быть готовым соответствовать иностранным требованиям и инвестировать в рекламу и продвижение
ФОТО: архив «эксперт с-з»

Эффективные кейсы

Если обсуждать конкретные бизнес-стратегии петербургских компаний, то, к примеру, у Императорского фарфорового завода экспорт составляет 15% от всего объема продаж, при том что за 2016 год объемы поставок за рубеж возросли на 30% к 2015 году. Хорошую динамику показывают рынки Юго-Восточной Азии, возросла узнаваемость бренда и в Корее. При этом прибыльность от экспорта завод держит на прежнем уровне, не увеличивая маржу, но активнее инвестируя в развитие, рекламу и продвижение. В ближайшей перспективе для завода стоит задача более широкого выхода на рынки Европы, ОАЭ и Азии. По итогам 2017 года здесь рассчитывают на прирост объемов экспорта на 30-40% (подробнее см. интервью Татьяны Тылевич «Фарфор вне времени и кризиса», стр. 16).

Компания «Гейзер» с момента создания в 2001 году в Санкт-Петербурге развивается в сегменте систем очистки воды. За 16 лет работы фирма стала не только общероссийским известным брендом, но и серьезным экспортером в 15 стран мира. Основные поставки идут в Латвию, Сербию, Чехию, Румынию, Грецию. Интерес к продукции за рубежом есть, особенно в странах бывшего «социалистического лагеря». Конкретных цифр в компании не раскрывают, но сообщают, что рост доли происходит за счет открытия новых собственных представительств, взамен старой схемы работы через посредников – процесс запустили в компании в прошлом году для большей эффективности продаж. Развитие осложняется необходимостью соблюдения требований каждой страны, обеспечения продукции соответствующей документацией. Затем фильтры активно продвигаются в торговые сети, здесь также требуется соблюдение ряда в основном юридических требований. После этих процедур оборот на рынке начинает стремительно расти, отмечают в компании. В 2017 году компания намерена активно инвестировать в продвижение и рекламу за рубежом.

Цех по производству оловянных сувениров компании «Ниена» работает в Санкт-Петербурге с 1991 года, а начинался бизнес с хобби. Теперь ассортимент насчитывает более 5 тыс. наименований, практически полностью изготовляемых вручную. Компания уверенно заняла нишу даже на фоне засилья китайского ширпотреба. «Петербургская школа росписи – одна из лучших в мире», – гордится генеральный директор компании «Ниена» Игорь Бакланов. Выручка компании в прошлом году составила около 7 млн рублей, при этом заказы на оловянные сувениры приходят из зарубежных стран, в числе которых США и Австралия.

На рост экспорта в ближайшей перспективе нацелены и в компании «Петрохолод». Завод, основанный в Ленинграде в 1936 году, – один из крупнейших производителей мороженого в России, с долей рынка около 30% по Санкт-Петербургу и СЗФО. Несмотря на то что компания занимается экспортом уже более 20 лет, продажи за рубеж составляют только около 5% от общего объема. За это время петербургское мороженое отгружалось в Чехию, Болгарию, Словению, Украину, Белоруссию, Азербайджан, Туркмению, Монголию и в африканскую Республику Гану.

Одним из лидеров по темпам роста в прошлом году в Петербурге стала фармацевтика 38-02.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Одним из лидеров по темпам роста в прошлом году в Петербурге стала фармацевтика
ФОТО: архив «эксперт с-з»

Дороги в Китай

Теперь регулярные отгрузки ведутся в Израиль, Казахстан и Грузию. Положительная динамика экспортных продаж в 2016 году в сравнении с 2014-2015 годами достигнута в основном за счет выхода на китайский рынок. В 2016 году «Петрохолод» впервые отгрузил товар в Китай: продали более 40 тонн мороженого в ассортименте, который доставили четырьмя морскими 40-футовыми контейнерами. «Мы работаем в сегменте натурального мороженого – это средний и средний-плюс сегмент. В странах с низким платежеспособным спросом наше мороженое становится неактуальным. На экспорт продаются в основном классические вкусы и виды мороженого, пломбирные вафельные стаканчики и трубочки, эскимо в шоколадной глазури. Такой спрос обусловлен в первую очередь тем обстоятельством, что в данных странах высок процент покупателей, которые помнят еще с советских времен «Ленинградский пломбир», – рассказывает директор по развитию и маркетингу компании «Петрохолод» Георгий Деметрашвили.

В целом кризисные явления в России оказали двоякое влияние на состояние дел у производителей мороженого: «дорогой» доллар плодотворно влияет на развитие экспортных возможностей компаний, но снижение уровня жизни россиян влияет на потребление мороженого на внутреннем рынке отрицательно – идет смещение продаж в низкие ценовые сегменты. А продукция из натуральных ингредиентов не может стоить дешево.

Наращивать долю экспорта завод планирует главным образом за счет китайского рынка. В Пекине на постоянной основе работает компания в статусе официального представительства «Петрохолода». «Интерес к российскому мороженому в Китае действительно очень высок, но пока это только интерес. Менталитет очень разнится с нашим, там очень медленно и взвешенно принимают решения, – поясняет Георгий Деметрашвили. – Основная проблема для добросовестных экспортеров в Китае – приграничная торговля и масса никому не известных российских производителей с дешевой продукцией, которую трудно назвать мороженым. Тогда как «растаможиваем» нашу продукцию как мороженое из натурального молока, платим 19% пошлины и 17% НДС». Несмотря на все нюансы, развитие китайского направления в компании является приоритетным, а основными преимуществами для этого рынка называют натуральность и безопасность продукции. Так как в Китае все актуальнее становится именно тема натуральности и безопасности пищевых продуктов, то и число потребителей, желающих платить за высокое качество, будет становиться все больше.

Для наращивания экспортных поставок России необходима своя система электронной торговли 38-03.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Для наращивания экспортных поставок России необходима своя система электронной торговли
ФОТО: архив «эксперт с-з»

Оптимизация процессов

Петербургская компания Red Fox представлена на рынке outdoor-индустрии с 1989 года и специализируется на производстве одежды и экипировки для активного отдыха и экстремального спорта. По итогам 2016 года экспорт продукции составил около 11% от общего объема продаж. Товары бренда Red Fox можно купить в 21 стране мира: США, Непале, Швейцарии, Нидерландах, Германии, Чили, странах Балтии и других.

Особенностью производства товаров этого сегмента рынка является то, что большинство российских производителей вынуждены применять иностранные комплектующие. И чем более функциональной должна быть итоговая вещь, тем выше доля импортных компонентов, существенно подорожавших вслед за динамикой курса валют. В случае экспорта происходит их некая «перепродажа». Растет и конкуренция. «Когда мы, как производитель экстремальной одежды и снаряжения, 28 лет назад выходили на российский рынок, у нас было не так много зарубежных конкурентов. Но по мере роста платежеспособности населения число иностранных брендов высокого качества и известности сильно увеличилось, соответственно выросла конкуренция. Конечно, работать с такими профессиональными конкурентами было непросто, но таков рынок. После скачка курса валют некоторые известные бренды уходят из страны, мы стараемся занять их ниши», – комментирует директор по маркетингу Red Fox Юлия Дмитриева.

На фоне снижения покупательской способности на российском рынке outdoor-товаров, как вещей не первой необходимости, спрос падает ощутимо. В кризис Red Fox корректирует некоторые составляющие цены, в том числе снижает наценки дилеров, оптимизирует производственный процесс. Но цены на готовые изделия все равно пришлось несколько поднять, но далеко непропорционально росту курса валют. Развитие экспорта для компании важно – спрос на внешних рынках более устойчив, способствует диверсификации выручки.

Спрос на внешних рынках отличает большая устойчивость, что позволяет бизнесу диверси- фицировать выручку 38-04.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
Спрос на внешних рынках отличает большая устойчивость, что позволяет бизнесу диверси- фицировать выручку
ФОТО: архив «эксперт с-з»

«Благодаря курсу на импортозамещение все больше ощущается поддержка со стороны государства в развитии отечественной легкой промышленности. Минпромторг активно работает над программами, направленными на улучшение конкурентоспособности российской легкой промышленности. На федеральном уровне не так давно появился Фонд развития промышленности, средствами которого можно пользоваться для расширения или модернизации производства. Такой же фонд с этого года действует в Петербурге, – говорит Юлия Дмитриева. – Есть и другая помощь на уровне города: возмещение затрат на выставочную деятельность, на оформление товарных знаков и т.д. В некоторых из этих программ мы планируем участвовать в 2017 году». Ожидается, что это будет способствовать в том числе и наращиванию объемов экспортных поставок.

В последние годы среднегодовая выручка петербургского предприятия «Светлана-Рентген», входящего в структуру холдинга в сфере электроники «Светлана», составляет 600-800 млн рублей. Около 60% – валютная выручка от экспортных контрактов. Компания остается одним из немногих мировых универсальных производителей рентгеновских трубок различного назначения, что позволяет поставлять продукцию почти в 30 иностранных государств. В 2016 году предприятие как один из победителей конкурса среди экспортно-ориентированных предприятий Санкт-Петербурга получило субсидию от администрации СПб в размере 2,5 млн рублей на возмещение расходов на транспортировку продукции.

Одним из самых перспективных рыночных направлений применения светлановских рентгеновских трубок являются системы безопасности, например, применяемые при досмотре багажа в аэропортах, – так называемое секьюрити-оборудование, объясняет директор ЗАО «Светлана-Рентген» Николай Куликов. Львиную долю здесь составляют экспортные поставки: иностранцы закупают 10 тыс. трубок в год, а российские структуры – лишь 400 трубок. Мировой рынок в сегменте сканеров, досмотровых комплексов и подобных систем безопасности делят три крупных производителя, один из них – компания Smiths Heimann – до 95% досмотровых трубок закупает у «Светлана-Рентген». В прошлом году компания запустила новый завод в Малайзии, что также увеличило спрос на продукцию петербургского предприятия: в 2016 году объем поставок досмотровых трубок для Smiths Heimann вырос на 20% – с 10 до 12,5 тыс. штук.

 38-05.jpg

Санкт-Петербург