Ставка на спрос

Основным препятствием роста деловой активности стал спрос и платежеспособность клиентов, а не доступ к финансовым ресурсам и высокая стоимость кредитования. Это вынудило бизнес занять выжидательную позицию

Журнал «Эксперт СевероЗапад» подготовил обзор деловой активности регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО) по итогам прошлого года и за первый квартал 2017 года. Восстановление экономики – не только рост прибыли компаний, которая фиксируется в конце года. Это и ожидания бизнеса по объемам продаж, восстановлению потребительского спроса.

Для того чтобы отследить деловую активность, мы взяли три группы показателей – ввод жилых многоквартирных домов, индексы физического оборота оптовой и розничной торговли. Первый демонстрирует результаты строительства. Эта отрасль важна своим высоким мультипликативным эффектом, поэтому ее рост закономерно провоцирует позитивную динамику выручки в других отраслях. Поскольку сравнивать площади всех сданных домов в СанктПетербурге и, например, Ненецком автономном округе (НАО), не совсем корректно из-за разного размера регионов, мы рассчитали сданную площадь на одного человека. Второй и третий показатели отражают, как часто совершаются сделки между продавцами и покупателями в оптовой и розничной торговле. Оптовая торговля отражает деловую активность в B2B секторе (отрасли, которые продают товары для промышленности). Фактически это промышленность, добыча и энергетика. Розничные продажи показывают деловую активность в потребительском секторе. Таким образом, охвачены практически все основные отрасли для экономики СЗФО. В своем обзоре мы приняли решение не говорить об инвестициях в основной капитал, валовом региональном продукте и добыче. Есть много других исследований, где подробно говорят об этих показателях, при этом торговля обычно остается за кадром. Но без анализа торговли сложно получить целостную картину о том, что происходит в деловом сообществе. 

Недостаточно дать анализ статистики торговли и строительства. Чтобы не ограничиваться сухими цифрами показателей, мы сопоставили их с опросами руководителей фирм о препятствиях для развития. Это позволило сопоставить настроения предпринимателей и статистику. Так можно отследить настроение бизнеса и его болевые точки, которые могли измениться за время кризиса. В какой-то степени их настрой – оптимистичный или пессимистичный – может помочь спрогнозировать динамику деловой активности.

Оптимизм стал дороже 

Обращаясь к цифрам, которые характеризуют общее положение дел в экономике Северо-Запада, прошлый год сложно назвать полноценным восстановлением. Индекс промышленного производства СЗФО не превысил докризисного значения. В декабре прошлого года этот показатель был на 10,8% ниже, чем в январе 2014-го, когда рассчитывали на нулевые темпы роста. Такая динамика – уже долгосрочный тренд. Поэтому вряд ли ситуация кардинально изменится и в этом году. Вдобавок денежные доходы населения Северо-Запада продолжили снижаться в 2016 году. В декабре их величина оказалась на 1,8% меньше, чем в 2015-м. Хотя инвестиционная активность на Северо-Западе вышла в рост, все же говорить о восстановлении до сих пор рано – производство не растет, население продолжает затягивать пояса. 

Кроме этого, компании заметно сократили расходы на персонал и инвестиции. Прибыль компаний Северо-Запада (финансовый результат прибыльных организаций) на 1 января 2017 года достигла 1,8 трлн рублей. Динамика этого индикатора впечатляет, годом ранее он был 1,2 трлн рублей. Ранее прирост был заметно меньше, только в нулевые он превышал 40%. Тогда такой рост сопровождался повышением уровня жизни, инвестиций, производства – то есть расходной части компаний. Теперь ситуация другая – производство и зарплаты сокращаются, только инвестиции начали расти. Поэтому радоваться увеличению прибыли рано – зачастую это результат того, что бизнес воздерживается от вложений в развитие. 

Основная отрасль, кроме добычи, которая формирует спрос на самые разные товары, – строительство. Поэтому рост деловой активности среди застройщиков может стать позитивным сигналом для всех. Результаты прошлого года демонстрируют сдержанный оптимизм. В 2016 году в СЗФО сдано 6,8 млн кв. м новых многоквартирных домов – это на 5,2% больше, чем годом ранее. Если не учитывать Санкт-Петербург, на который приходится 43% сданных на Северо-Западе площадей, динамика немного лучше – 5,7%. Региональный срез демонстрирует, что Ленинградская и Калининградская области лидируют по величине площади сданных многоквартирных жилых домов на душу населения – 0,9 и 0,8 кв. м на человека соответственно. На третьем месте Санкт-Петербург – 0,6 кв. м на душу населения. Самый маленький ввод площадей в Мурманской области – 0,06 кв. м на душу населения, немного лучше в Архангельской области и НАО. 

Сопоставив этот результат с индексом предпринимательской уверенности в строительстве, видно, что новые площади вводятся больше в регионах, где застройщики уверены в будущем. Индекс предпринимательской уверенности по СЗФО по итогам первого квартала 2014 года был равен 1,5; в начале 2015-го он составил минус 8, в 2016 году достиг минуса 14, а в первом квартале этого года стал минус 16,5. 

Основными препятствиями для развития строительного бизнеса стали низкий спрос и слабая платежеспособность заказчиков. Опрос Росстата о факторах, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, показал, что 28,8% считают основной сложностью недостаток заказов на работы. Второе препятствие – высокая стоимость налогов, третья – неплатежеспособность заказчиков. Предприниматели в строительстве оказались в заложниках кризисной ситуации, застройщики вряд ли смогут справиться с падением реальных доходов населения и слабым спросом. Поэтому деловая активность в этом секторе закономерно замораживается, охлаждая остальные отрасли – высокий мультипликативный эффект дает о себе знать. 

В кризисных условиях закономерно выросла потребность в квалифицированном персонале. В 2016 году значимость этого фактора была около 20% – на 5-6% выше, чем в 2014-м или в первом квартале 2017 года. Больше площадей ввели в эксплуатацию в регионах, где бизнес лучше оснащен квалифицированными кадрами. Пожалуй, это основной фактор, который объясняет различия между субъектами СЗФО по объемам сданных площадей в жилых многоквартирных домах. Такая связь не прослеживается с высокой стоимостью коммерческого кредита и расходных материалов. Возможно, что рост квалификации мог бы стать одним из драйверов деловой активности в строительстве в сложившихся условиях.

Игра с нулевой суммой 

Деловая активность в потребительском секторе измерена индексом физического объема оборота розничной торговли – он отражает динамику продаж, очищенную от инфляции. Этот показатель по СЗФО в 2016 году немногим меньше уровня 2015 года, только в марте 2017-го удалось показать рост – прибавить 0,5%. Это результат низкой базы: население продолжает экономить на продовольствии – в первом квартале этого года продажи меньше, чем в 2016 году, который тогда демонстрировал меньшую величину продаж по сравнению с 2015-м. В то же время продажи непродовольственных товаров показали рост, который начался в ноябре 2016 года и продолжается до сих пор. В марте этого года продано на 3,7% больше, чем в 2016 году. 

Есть шанс, что начнется восстановление во втором-третьем кварталах этого года. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в первом квартале 2017 года достиг 0,11; в аналогичном периоде 2016 года он был минус 1,93, а в 2015 году составил минус 1,82. Главная интрига – как будут себя чувствовать предприниматели во втором квартале этого года. Традиционно в первые месяцы года уверенность ниже, теперь настроения бизнеса улучшились и стали заметно оптимистичней. Если во втором квартале индекс уверенности будет больше, чем в первом, а также в аналогичном периоде прошлого года, можно будет заключить, что положение дел в рознице стало улучшаться. 

Региональный срез индекса предпринимательской уверенности в розничной торговле дает надежду, что все же сбудется оптимистичный сценарий. В первом квартале 2016 года в семи регионах бизнес был настроен пессимистично, а в январе – марте 2017 года регионов-пессимистов стало четыре. Заметный рост позитива в Ленинградской области – в первом квартале 2015 года среди руководителей компаний в рознице индекс уверенности был отрицательным, через год индекс вышел в положительную плоскость, а в первом квартале 2017 года достиг 11,9 – максимум в СЗФО. Похожая картина складывается в Республике Коми. В Санкт-Петербурге бизнес консервативней – позитив появился только в 2017 году.

Основные препятствия для роста розничной торговли теперь связаны со спросом и конкуренцией, до кризиса эти факторы меньше ограничивали развитие отрасли. В первом квартале 2017 года 71,3% предпринимателей отрасли ответили, что высокая конкуренция препятствует развитию их бизнеса. Эта проблема волновала и раньше – в начале 2014 года таких респондентов было 68%. На второй строчке – недостаточный платежеспособный спрос, по итогам первого квартала 2017 года 60,7% руководителей считают, что это основное препятствие для роста продаж. Три года назад таких было 47,4%. А высокое налогообложение представляет собой меньшую сложность – только 45,5% считают этот фактор существенной трудностью для развития бизнеса в 2017 году.

К сожалению, реальные доходы населения не растут. Регионы практически единогласны в отношении роли спроса для роста розничных продаж – для розницы этот фактор имеет принципиальное значение. Но мнения предпринимателей сильно отличаются, когда заходит речь о нехватке финансовых ресурсов для поддержки этой отрасли. 

Деловая активность в рознице сдерживается слабым спросом, остальные факторы тоже важны, но они связаны скорее со структурными проблемами каждого региона, а не с макроэкономикой. Обычно в предвыборный год зарплаты бюджетников росли, что поддерживало и спрос. Повторится ли история в этом году – вопрос, у регионов денег стало меньше. Поэтому остается рассчитывать только на удачное стечение обстоятельств. 

На среднем старте 

Индекс физического оборота оптовой торговли в начале 2016 года показал неплохую динамику за счет низкой базы 2015 года – в феврале продали на 51,3% больше, чем в аналогичном месяце предыдущего периода. Но все ограничилось этим всплеском, в марте оборот оптовой торговли был на 33% выше прошлого года, снижение продолжилось до конца года.

Ситуация в регионах очень неоднородна. В Карелии оптовая торговля незначительно просела в 2015 году и росла в 2016-м, в первом квартале 2017 года увеличилась на 56,9%. Вялый рост наблюдался в Архангельской области (без учета НАО), но перешел в активный рост в 2017-м. Вологодская и Мурманская области тоже могли похвастать низкими темпами роста оптовой торговли в прошлом году. Но теперь первая прибавила 12,6%, а вторая продала на 2,2% меньше в первом квартале этого года, чем в аналогичном периоде предыдущего. Такая же ситуация в Псковской области – динамка в четвертом квартале вышла в позитивную плоскость, но это продиктовано низкой базой 2015 года, а в этом году снова ушла в негативную плоскость. 

В Санкт-Петербурге оптовые продажи повторяют динамику СЗФО – замедление темпов роста, которое переходит в падение и снова рост в первом квартале 2017 года. То же самое в Ленинградской области, но с меньшей амплитудой в 2016 году, а в текущем квартале – падение оборота оптовой торговли. 

Мнение бизнеса о факторах, которые ограничивают оптовую торговлю, практически не изменилось. В целом по Северо-Западу основным препятствием назвали высокий уровень налогов – так считают 59,1% опрошенных в первом квартале 2017 года руководителей фирм. Немного выросло негативное влияние транспортных расходов. Ожидаемо, что рост курса иностранной валюты сделал перевозки дороже. Поэтому в начале этого года 45,1% опрошенных сочли стоимость перевозок основным препятствием, три года назад таких было 37,7%. На третьей строчке – недостаток финансовых средств. Закономерно, что высокий процент коммерческого кредита тоже занимает верхние строчки среди препятствий для развития бизнеса. 

Самая большая разница между регионами связана с их отношением к величине налогов. В Мурманской области в первом квартале 2017 года 77,3% руководителей предприятий в оптовой торговле считали этот фактор основным препятствием для развития бизнеса. На второй строчке – Вологодская область, где к концу прошлого года 71,4% опрошенных считали высокий уровень налогов основным препятствием для развития бизнеса в 2016 году. В Ленинградской, Калининградской областях и Санкт-Петербурге, напротив, доля тех, кто считает налогообложение главным барьером, менее половины от всех опрошенных. Просматривается тенденция, что в богатых регионах этот фактор играет меньшую роль. В целом в секторе оптовой торговли слабый спрос чувствуется меньше, а старые проблемы, среди которых транспортная инфраструктура, налогообложение, стали ощущаться острее. Поэтому, вероятно, кулуарная критика властей может быть жестче. 

Предприниматели Северо-Запада ждут, когда начнет восстанавливаться спрос и появится уверенность в стабильности ситуации. Текущий год может стать переломным – если не случится нового витка кризиса, бизнес будет чувствовать себя уверенно к концу года. Но дело осложняют выборы 2018 года – отсутствие понятной и поддерживаемой населением политической повестки может заставить ждать еще год, если не больше. Без уверенности нет мотивов расширять бизнес, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на быстрый рост деловой активности в регионе в 2017 году.