Культура меняет город

Эксперты КБ «Стрелка» провели специальное антропологическое исследование и составили событийную карту Санкт-Петербурга, демонстрирующую, как горожане осваивают культурно-образовательную городскую среду и какие именно тренды формируют Петербург будущего

ФОТО: ИНТЕРПРЕСС / РОМАН ПИМЕНОВ
В дополнение к традиционным достопримечательностям в Петербурге появляются новые точки притяжения, такие как Новая Голландия

Антропологическое исследование было разделено на два этапа, представленных, соответственно, разными группам петербуржцев. В  серии экспертных сессий приняли участие более двух десятков представителей так называемых креативных индустрий, формирующих повестку: авторитетные члены музейного, театрального, музыкального и концертного сообществ, эксперты от науки и образования, а также администрации города, организаторы event-мероприятий и фестивалей, идеологи культурных пространств, представители СМИ и PR. А также городские социологи и антропологи, специализирующиеся на исследованиях в сфере городского развития и культурной активности жителей. Затем была опрошена целевая аудитория культурной индустрии, в которую вошли три отдельные группы горожан: учащиеся старших классов ряда школ, местные и иногородние студенты, молодые специалисты в возрасте до 37 лет.

Как соотносится видение тенденций событийной повестки экспертами со стилем потребления культуры и спросом, характерными сейчас для активных молодых петербуржцев, и как будет развиваться городское пространство – вот главные вопросы, которые ставили перед собой исследователи, отмечает заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Дарья Радченко.

Ключевые событийные тренды

Оценка развитости событийной программы в Санкт-Петербурге экспертами и горожанами неоднозначна. С одной стороны, есть мнение, что культурная жизнь города очень насыщена: дефицита событий не наблюдается, действует множество разноплановых площадок. С другой стороны, качество и разнообразие этой событийной программы далеко не всегда удовлетворяет запросы аудитории, а некоторые формы культуры, досуга и развития либо не развиты и стагнируют, либо в принципе отсутствуют. Как следствие – появляются новые инновационные форматы событий, как разработанные в Петербурге, так и удачно привнесенные извне, в том числе из Европы, которые находят позитивный отклик среди петербуржцев. Среди ярких примеров – фестивали Science Slam, «О, да! Еда!», «Опера – всем» и другие.

Первый из четырех ключевых факторов  – освоение новых пространств, изначально не приспособленных для фестивальных событий, культурными инициативами: повседневные публичные зоны становятся площадками для перформансов, рок-клубы – для научных лекций, переход музейных экспозиций в уличный формат. Также актуальна мультиформатность – сочетание элементов концертов, лекций, перформансов, выставок в одном событии. Их дополняет использование новых технологий, таких как онлайн-трансляции, световые шоу с технологией 3D-mapping, специальные музыкальные формы. Четвертый аспект  – востребованность научно-популярной повестки и технических сессий в популярном изложении: начиная от бала роботов до общедоступных лекций Университета ИТМО в рамках проекта «Открытый университет» на Новой сцене Александринского театра.

Население города постоянно растет, не только молодежь, но и все больше представителей старшего поколения являются активными потребителями современного культурно-научно-образовательного контента. «Люди осваивают новые форматы отдыха. И даже в условиях экономического кризиса они скорее откажутся от дорогостоящего полета в отпуск, чем от каждодневного, но более доступного по средствам досуга,  – рассуждает гендиректор института «Урбаника» Антон Финогенов. – Особенно интересна тема образования, которое все больше переходит в формат регулярного ежедневного процесса улучшения компетенций, а иногда и нескольких смен профессиональной деятельности в течение жизни. Это становится совершенно обычной практикой. С моей точки зрения, образовательные функции имеют огромную перспективу. Потому что образование становится регулярным жизненным процессом, который позволяет улучшать компетенции, делать человека более мобильным, технологичным, востребованным на рынке труда». Образовательный спрос уже меняет городскую среду: многие кафе вне университетов становятся пространством для занятий «студентов» с репетиторами, местами для сбора и обсуждения проектов. И уже привычная практика, когда кафе превращаются в общественные пространства с элементами культурной программы.

«Многофункциональность, новые форматы, новые типы деятельности, динамичность, гибкость – это те процессы в городской среде, которые не просто нас ждут, но уже происходят. Особенно в таком крупном образовательном и  туристическом центре, как Санкт-Петербург, именно эти две категории людей транслируют запросы быстрее и  настойчивее, чем остальные», – заключает Антон Финогенов.

«Развитие культурной событийной повестки – это не только и не столько проблема городского руководства. Есть три источника такого рода новостной развлекательной программы: гражданское общество, бизнес и  администрация,  – комментирует историк, петербургский краевед, писатель Лев Лурье. – Что касается бизнеса, то в условиях конкуренции при текущей экономической ситуации он просто на глазах отвечает на запросы горожан и приезжих. Растет число разнообразных экскурсий, появляется много новых операторов, иногда совсем маленьких, увеличивается количество платных секций и образовательных курсов. Появляются все новые творческие пространства. И в этом смысле мне кажется, что все развивается с необычайной скоростью, лавинообразно. То же касается и инициатив, исходящих от гражданского общества. Что касается города, то я считаю, что власти все же могли бы действовать изобретательнее, тоньше, больше отвечать на реальные потребности».

В петербургском стиле

Антропологи выявили и основные проблемы развития городской событийной программы. Несмотря на то что наблюдается ориентация на мировые тренды, зачастую они не достигают полноценного развития. В качестве основных сложностей, с которыми сталкиваются производители культурного продукта, эксперты называют целый ряд особенностей города: сложный климат для проведения мероприятий под открытым небом, дефицит доступных площадок (вызванный как историческими особенностями развития города и его районов, так и  особенностями ведения бизнеса и  взаимодействия с  властью), ценностные ориентации и  экономическое положение целевых аудиторий, ограниченность человеческих ресурсов, а зачастую – отсутствие четкой концепции и стратегии развития мероприятий.

Так, те, кто не боится особенностей климата и проводит массовые open-air-мероприятия, могут рассчитывать главным образом на две площадки: Елагин остров (ЦПКиО им. Кирова) и  Парк 300-летия Петербурга, вовлеченный в проведение мероприятий лишь с 2015 года. Открытые концерты также проводятся на Дворцовой площади, но в основном для разовых акций или во время государственных праздников. Интересными площадками являются парки пригородов Петербурга, однако массовые события в них устраивают лишь администрации дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Гатчины. В любом случае, высокая влажность, сложно прогнозируемые осадки, ветер и низкие температуры даже в летний период являются испытанием для всех, кто имеет дело с открытыми площадками.

Город испытывает и дефицит крытых площадок-трансформеров с  хорошим оснащением и конструктивной позицией районной администрации, несмотря на успешные примеры освоения индустриальной архитектуры в центре и начинающейся интервенции в районы. Также, несмотря на изобилие водных ресурсов и желание приобрести статус морской столицы, событийная программа в Петербурге слабо связана с акваторией, за исключением мероприятий Дня ВМФ и событий на пляже Петропавловской крепости. Город, закованный в гранитные набережные, слабо обеспечивает доступ горожан к воде (в чем они испытывают потребность).

Общие тренды культурного потребления 26-02.jpg КБ «СТРЕЛКА»
Общие тренды культурного потребления
КБ «СТРЕЛКА»

Притом что Петербург изобилует научными и бизнес-ресурсами, на практике оказывается, что лекционные события в городе страдают от недостатка спикеров. Для развития формата необходимо приглашение «звезд» из других городов, прицельная работа с локальными научными и культурными авторитетами.

Что касается сложностей взаимодействия с аудиторией, то, по отзывам экспертов, петербургская аудитория, при всей избирательности, отличается довольно высокой готовностью к тому, чтобы пробовать неожиданные форматы. Однако эта готовность во многом связана с привычкой к свободным перемещениям и выбору траектории досуга на основании своих социальных связей. Другим важным ресурсом публики для организаторов становятся туристы. В результате сложившихся представлений о Петербурге как о «досуговом городе», он становится своеобразным «культурным пригородом» Москвы.

«Видение потребления культуры у респондентов из числа молодых людей существенно отличается от позиции экспертов. Это удивительно, но культура фактически встроена в повседневность. Да, мы в принципе говорили с культурно-активными людьми, но не ожидали, что для многих совершенно нормально пойти в музей в обеденный перерыв, а для студентов – в перерыве между занятиями. И еще при выборе досуга важны вопросы социальной близости. То есть когда представители индустрии говорят, что сложно привлечь аудиторию, жалуются, что умирают традиционные медиа, что усложняет продвижение, они действительно упускают из виду очень серьезный момент  – в  Петербурге аудитория тесно взаимодействует между собой», – комментирует Дарья Радченко. Жители в большей мере склонны полагаться не на традиционные медиа и даже не на онлайн-новости, но именно на личные рекомендации. Например, друзей, которых считают экспертами в культурном потреблении, даже не профессионалов этой сферы, но тех, кто постоянно посещает различные мероприятия и рассказывает о них в социальных сетях. Или знакомых, которые чем-то занимаются и могут организовать камерное событие, о котором знает только близкое окружение.

Переменчивая погода мешает развитию в Петербурге массовых мероприятий на открытом воздухе 26-03.jpg ФОТО: ИНТЕРПРЕСС / СВЕТЛАНА ХОЛЯВЧУК
Переменчивая погода мешает развитию в Петербурге массовых мероприятий на открытом воздухе
ФОТО: ИНТЕРПРЕСС / СВЕТЛАНА ХОЛЯВЧУК

Такие рекомендации оказываются гораздо более важными и эффективными, чем раздача флаеров, размещение рекламы на билбордах и т.д. (если речь идет не о гигантских концертах, но о культурных начинаниях, фестивалях). «Молодой аудитории очень важна доступность, интерактивность и свобода в культурном потреблении: не только сидеть и слушать, не только ходить и смотреть, но участвовать в происходящем. Важна гибкость, возможность свободно передвигаться в пространстве, уйти-прийти в удобное время. Чтобы культуру можно было максимально гибко встроить в свою повседневность, возможно, посетить за один вечер несколько событий, а не посвящать специально выделенный день», – отмечает Дарья Радченко. При этом молодое поколение мобильно, готово ездить в другие районы, если программа и формат отвечают запросам.

Будущее – за культурным полицентризмом

Построенная на основании высказываний экспертов и жителей Санкт-Петербурга социокультурная карта событий и площадок демонстрирует высокую концентрацию досуговой активности в центре города: в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском районах, в меньшей степени  – Василеостровском. Другие территории в настоящий момент включены в  культурную жизнь города в  меньшей степени. Площадки, каждая из которых была упомянута более чем 10% респондентов, почти равномерно распределились по пяти основным группам – театры, музеи, парки, кинотеатры и креативные пространства. И по двум главным категориям. Это «объекты из путеводителя», являющиеся одновременно достопримечательностями Санкт-Петербурга: Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр, БДТ, Елагин остров. И «новые точки притяжения» – площадки, созданные относительно недавно и успевшие стать значимыми местами для молодых петербуржцев: креативные пространства «Этажи» и «Ткачи», музей современного искусства «Эрарта», Музей уличного искусства, Новая Голландия. Показательно, что вторые упоминают лишь немногим реже первых, отмечают в КБ «Стрелка».

«Запросы аудитории становятся все более разнообразными с каждым новым поколением. Особенно сильный толчок к  этому дал переход от плановой к  рыночной экономике. И  город, конечно, должен отвечать на эти вызовы разнообразными сервисами: общественными, развлекательными, образовательными, спортивными, – рассуждает Антон Финогенов. – На уровне малого и среднего бизнеса предложение развивается достаточно интенсивно, вполне догоняет международные тренды. Но на уровне крупного бизнеса процесс идет гораздо медленнее. Например, город достоин нового современного концертного комплекса на 10- 15  тыс. зрителей с  высоким качеством звука и сервиса, который стал бы и новой культурной достопримечательностью».

В целом активные петербуржцы готовы тратить время на то, чтобы добраться до площадки, где проходит интересующее их мероприятие (до полутора часов в каждую сторону). В то время как выбор спортивных учреждений, кинотеатров и отчасти парков в значительной степени определяется близостью к месту жительства, культурный досуг минимально «привязан» к району. При условии, что интересующий объект имеет хорошую доступность общественным транспортом. Мобильность потребителей заметно отличается в зависимости от района проживания: жители окраин Петербурга, как правило, более открыты к передвижениям, чем жители центра. И потому, что они привычно передвигаются по городу на большие расстояния, и потому, что жителям центра обеспечена широкая доступность культурных учреждений и развлечений. Так, центр оказывается самодостаточным и довольно консервативным, становится исключением из общего тренда. «Для того чтобы люди ехали из центра города на Охту или в Приморский район, их надо чем-то удивить, тогда поедут сюда, невзирая на расстояния», – отмечает Лев Лурье.

Удаленные от центра площадки наиболее позитивно воспринимаются в том случае, когда они не связаны с «высокой», «классической» культурой: чем дальше от центра, тем современнее (или «популярнее») должна быть предлагаемая ими повестка. С учетом того, что среднее, затрачиваемое на дорогу туда и обратно время как минимум не должно значительно превышать время, которое посетитель сможет провести на мероприятии. Также здесь важна обеспеченность аудитории точками общественного питания, в идеале связанными с концепцией площадки (или, в случае с фестивалями, наличие тематического кейтеринга).

Запрос на периферийную досуговую активность 26-04.jpg КБ «СТРЕЛКА»
Запрос на периферийную досуговую активность
КБ «СТРЕЛКА»

Если говорить не только о масштабных площадках «городского» уровня, которые нацелены на то, чтобы притягивать к себе аудиторию со всего Петербурга, то дефицит «районных» точек притяжения воспринимается как проблема на всех уровнях: жителями города, экспертами в области культуры, представителями власти. Логистические сложности нередко «запирают» жителей в рамках своего района, они оказываются отрезанными от качественного культурного продукта и возможностей развития.

На основании интервью антропологами и урбанистами КБ «Стрелка» была построена карта передвижений. За исходный район принималось место жительства респондента, за район назначения – места, где он бывал за последний год. Всем векторам передвижений был присвоен рейтинг от 1 до 7, которому соответствует толщина стрелки на карте. Предсказуемо оказалось, что жители Центрального района выезжают за его пределы довольно редко: они воспринимают свой район как средоточие всего интересного, что есть в Петербурге. В чем-то схожий тип поведения демонстрируют жители Петроградского и Василеостровского районов: они в основном заинтересованы в происходящем в небольшом кластере районов центра. Жители же периферийных районов, хотя и предпочитают проводить время в центре, являются активными пользователями площадок и в других районах. Для многих из них площадки в соседних районах представляют меньший интерес, чем площадки в другом конце города, то есть само по себе расстояние не является определяющим при выборе места проведения большинства форм досуга. При этом обитатели только трех районов – Выборгского, Кировского и Московского – склонны пересекать границы «своего» сектора в городе.

На фоне серьезного развития транспортной инфраструктуры, включая ЗСД, новый пешеходный мост на Крестовский остров и развитие общественного транспорта, в том числе строительства станции метрополитена «Улица Савушкина», лидерство в культурной сфере нового формата среди «нецентральных» территорий уверенно завоевывает Приморский район. Как благодаря уже существующей инфраструктуре, включая реставрационный центр Государственного Эрмитажа, Елагин остров, Парк 300-летия Санкт-Петербурга и другим, так и новым проектам, включая многофункциональный комплекс «Лахта центр».

Санкт-Петербург