В 2017 году авиакомпания празднует свое 15-летие и подводит промежуточные итоги своей деятельности. За прошедшие годы число бортов воздушного флота выросло с трех до 31. И в ближайшие несколько лет ожидается прибытие еще 17 лайнеров, контракты на их приобретение уже заключены. Среди них – самолет с увеличенной дальностью полета Airbus A321neo, начало эксплуатации которого ожидается в середине 2019 года.

Добрые соседи
За пределами Казахстана Россия – второй по величине рынок авиакомпании «Эйр Астана», и самый перспективный. Достаточно сравнить численность населения стран-соседей: почти 18 млн человек в Казахстане и 146,8 млн – в России. Внутренний рынок уже сейчас можно охарактеризовать как очень узкий для авиакомпании масштабов «Эйр Астана», тем более что здесь нацелены на стремительное развитие. Мировые тенденции на авиационном рынке таковы, что компании либо растут, либо умирают: середины нет. А если учитывать все возрастающие расходы, то рост бизнеса должен идти опережающими темпами.
«У нас сложились очень дружественные, теплые, продуктивные отношения с Российской Федерацией. По всей стране нас всегда встречал очень теплый прием. На данный момент авиакомпания осуществляет полеты уже в шесть городов России. В Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург рейсы осуществляются ежедневно. В Омск, Новосибирск и Казань – реже, но регулярно», – в интервью «Эксперту Северо- Запад» рассказал президент авиакомпании «Эйр Астана» Питер Фостер. До того как рассматривать новые российские аэропорты, в компании решено довести частоту полетов по всем шести уже действующим маршрутам до ежедневной. Но в планах на будущее – очень перспективный Сочи, а также Самара, куда компания уже открывала рейсы ранее и сейчас рассматривает свое возвращение.
«Мы выстроили высококомпетентные и высокопрофессиональные представительства в России. И этот рынок является фундаментальной частью как прошлого и настоящего, так и будущего авиакомпании «Эйр Астана», – объясняет Питер Фостер. – В конце июня мы увеличили частоту полетов в Санкт-Петербург. Северная столица – очень интересный рынок для авиа- компании. У нас здесь хорошие показатели как по рейсам напрямую в Казахстан, так и по составным маршрутам в Индию и Юго-Восточную Азию. Серьезный рост демонстрирует авиасообщение между Ташкентом и Санкт-Петербургом. В целом нашу работу здесь можно оценить как очень успешную. За годы сотрудничества сложились очень хорошие взаимоотношения с руководством аэропорта Пулково. В перспективе мы прогнозируем высокие показатели роста». На данный момент развитие авиакомпании на российском рынке ограничивает двустороннее соглашение между Россией и Казахстаном по количеству перевозчиков и числу перелетов. Но если оно будет пересмотрено в сторону увеличения, «Эйр Астана» оперативно скорректирует свои планы.
Сегодня транзитный трафик составляет примерно 9% всего пассажиропотока авиакомпании – порядка 310 тыс. пассажиров за прошлый год. Это перспективная ниша для авиакомпании. Согласно стратегии развития, в течение следующего десятилетия «Эйр Астана» увеличит общее число пассажиров до 9 млн человек. При этом транзитный поток достигнет доли в 1/3, то есть составит 3-4 млн человек ежегодно как через Астану, так и через Алматы. При рассмотрении новых азиатских направлений в компании ориентируются в том числе на те, которые представляют наибольший интерес для россиян. Так, отвечая на отечественный спрос, появилась идея запуска прямых рейсов из Астаны в Дели: первый авиалайнер направится по нему уже 2 июля 2017 года. А лидером в топ-10 среди всех транзитных направлений «Эйр Астана» является Бангкок – Санкт-Петербург.
Плюсы без альянсов
Наперекор мировым трендам в «Эйр Астана» приняли решение не присоединяться к международным альянсам авиаперевозчиков. «Участие в альянсах довольно дорогостоящее, вступление в один из них накладывает ограничения на взаимодействие с другими авиакомпаниями, в него не входящими. И сейчас у Air Astana подписаны соглашения, например, с Lufthansa и Turkish Airlines из Star Alliance, Air France и KLM из SkyTeam. Но коалиция только с одной группой осложнит сотрудничество с другими, – уверен Питер Фостер. – Да, без участия в альянсе наша программа лояльности в некоторой степени проигрывает. Но мы со своей стороны всегда стараемся достичь баланса этого минуса и того огромного плюса, что мы можем сотрудничать с широким рядом мировых авиакомпаний». В результате компания сосредоточена на предоставлении сервиса высокого уровня и развитии собственных клиентских предложений.
Так, один из главных бонусов для транзитных путешественников – программа StopOver Holidays, запущенная «Эйр Астана» уже более года назад. «Это довольно популярная практика для азиатских перевозчиков, следующих через Бангкок, Сингапур, Гонконг, она доказала свою эффективность. Программа предназначена для транзитных пассажиров, которые вынуждены проводить в городе стыковки минимум десять часов или всю ночь. И мы предоставляем им номер в гостинице стоимостью всего один доллар, хотя уровень этих гостиниц весьма высок и нам это обходится гораздо дороже. Но мы считаем, что это отличная инвестиция для привлечения транзитных пассажиров», – объясняет Питер Фостер.
Оперативно реагируя на запросы пассажиров, авиакомпания предлагает клиентам и спецпредложения. Этим летом спросом пользуется приобретение детского билета Казахстан – ОАЭ для юных путешественников до 11 лет со скидкой в 99%.
Также до 10 сентября пассажиры международных рейсов получают еще один бонус – авиакомпания поддерживает проведение в Астане всемирной выставки EXPO-2017. И каждый пассажир международных рейсов «Эйр Астана» – официального авиаперевозчика выставки – может получить бесплатный билет для посещения экспозиций. Существует два типа международных выставок EXPO. Всемирная универсальная выставка, проводимая каждые пять лет (в 2015 году – Милан (Италия), в 2020 году – Дубай (ОАЭ), и специализированная международная выставка, которая и проходит сейчас в Астане. Темой выставки стала «Энергия будущего».
Принципы развития
«Самое важное: мы – авиакомпания, которая полностью работает на коммерческой основе. Не получаем никаких субсидий и поручительств как со стороны государства, так и от акционеров, никаких преференций по закупкам авиационного керосина или по аэропортовым сборам ни в какой форме – вся работа на коммерческой основе. Единственное вложение – первоначальный уставной капитал на момент создания компании», – говорит Питер Фостер. В компании уверены, что именно свободный рынок диктует правила, по которым надо работать, и это – лучшая практика, так как она позволяет сфокусировать все внимание на клиентах авиакомпании, на прибыльности и эффективности бизнеса, особенно в части затрат, на операционной надежности. И, конечно, на безопасности полетов. «Данная стратегия показала себя как успешная. За все эти годы авиакомпания была прибыльным бизнесом, мы демонстрируем высокую эффективность, особенно в части затрат: они очень низкие. И, что еще более важно, за эти годы у нас сложился очень хороший продукт, который пользуется признанием среди клиентов авиакомпаний», – продолжает глава «Эйр Астана».
Благодаря фокусу на эффективности, авиакомпания по удельным затратам очень близка к низкозатратным перевозчикам. «В этом смысле мы любим себя называть авиакомпанией с полным спектром услуг, но являющейся «лоукостером». В силу расположения и масштабов территорий Казахстана и России, большинство наших перелетов считаются длительными: даже в Москву – около трех часов. Но если на 100% перенимать политику «лоукостеров», то продукт станет очень непривлекательным. В целом, если рассматривать затраты, то мелкая экономия, например, на кейтеринге, существенного сокращения расходов не принесет. Если брать казахстанский рынок, несколько российских авиакомпаний осуществляют здесь полеты. Но нашим главным конкурентом является «Аэрофлот». Наши продукты схожи по уровню, потому что каждый из нас понимает, что это именно тот продукт, который ожидает рынок», – уверен Питер Фостер.
«В авиабизнесе, как и в недвижимости, самое главное – это время и расположение. И Казахстан, к нашему счастью, имеет прекрасное стратегическое расположение между Европой и Азией, между Россией и Юго-Восточной и Южной Азией», – утверждает он.
Что касается присутствия российских авиакомпаний на казахстанском рынке, то в долгосрочном плане это должно быть для Казахстана положительным преимуществом, уверен глава «Эйр Астана». Уже давно доказано, что свободные торговые отношения между двумя государствами являются благоприятными для развития каждой из них. И в целом, и если рассматривать только авиационный сектор, следует приветствовать открытый рынок. Но все участники таких взаимоотношений должны соблюдать единые правила, и условия для всех должны быть одинаковыми.
Планируя расширение авиапарка, в компании открыты к рассмотрению продукции российских авиаконструкторов, в частности, самолетов Sukhoi Superjet. Но пока их дальность полета для «Эйр Астана» недостаточна. «Велика вероятность, что мы разместим заказы на самолеты серии «Ту», потому что у них очень большая дальность полета. Что касается МС-21, мы продолжаем его рассматривать, но для авиакомпании нежелательно иметь много разных типов самолетов. Но развитие программы МС-21 мы будем внимательно отслеживать», – заключает Питер Фостер.
Сейчас компания готовится к IPO, по планам, размещение состоится в сентябре – третьем квартале 2018 года.
Санкт-Петербург – Астана