В ходе работы Петербургского международного экономического форума ЗАО «Филип Моррис Ижора» и правительство Ленинградской области подписали соглашение, согласно которому компания инвестирует порядка 2,5 млрд рублей в модернизацию предприятия, расположенного в технопарке Горелово. Фабрику оснастят новым производственным, инженерным и лабораторным оборудованием, которое обеспечит выпуск табачных стиков для электрической системы нагревания табака IQOS. Это один из продуктов с потенциально пониженным риском, разработанный «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в Швейцарии и приобретающий все большую популярность среди курильщиков. Президент аффилированных компаний ФМИ в России и Беларуси Бертран Бонвин рассказал журналу «Эксперт Северо-Запад» о ключевом направлении развития компании и о том, как можно снизить вред для здоровья от потребления табака.
– «Филип Моррис Ижора» – один из крупнейших инвесторов в Ленинградской области. Как вы в целом оцениваете экономическую ситуацию в регионе и качество взаимодействия региональных властей и бизнеса?
– В середине 90-х годов прошлого века, в ходе обсуждения возможности строительства нашего предприятия в России, мы вели переговоры с правительством нескольких регионов страны, и я рад, что в итоге мы открыли фабрику именно в Ленинградской области. На решение компании повлияло много факторов, но ключевым из них был человеческий потенциал. Для нас очень важно было развивать новое предприятие там, где есть высокий образовательный ценз, где есть люди, готовые к постоянному обучению и работе. Мы открыли фабрику в 2000 году, и я горжусь тем, что на протяжении многих лет она стабильно входит в тройку лучших производственных центров в ФМИ.
Мы благодарны правительству Ленинградской области, так как с самого начала строительства нашей фабрики и по сегодняшний день мы ощущаем поддержку властей, их интерес к развитию производства в регионе, желание вести диалог с инвесторами. Ленинградская область – стабильный регион России, который показывает хорошие экономические результаты даже в наше непростое время. Сегодня на стенде Ленинградской области мы видели представителей самых разных индустрий, которые готовы инвестировать в развитие своего бизнеса на территории области. Это говорит об их уверенности в стабильном развитии региона. Решение локализовать производство нашей инновационной продукции с пониженным риском именно в Ленинградской области также напрямую связано с этим.
– Подписанное в начале июня соглашение подразумевает инвестиции в производство табачных стиков для устройства IQOS. Это стратегическое направление для развития «Филип Моррис Ижора»?
– Это стратегическое направление развития не только отдельно взятой фабрики, но и всей компании. Недавно мы завили о своей новой миссии на глобальном уровне – создании будущего без сигаретного дыма. Дальнейшее развитие нашего бизнеса во многом будут определять инновационные продукты с потенциально пониженным риском, то есть те продукты, при использовании которых отсутствует процесс горения табака, и вследствие этого вред существенно меньше по сравнению с обычными сигаретами. Мы убеждены, что однажды они полностью заменят собой сигареты.
Вы знаете, до назначения в Россию я возглавлял центр исследований и разработок ФМИ в Швейцарии и знаю не понаслышке о масштабах и ресурсах, которые у же много лет за действует наша компания, чтобы предложить курильщикам инновационные продукты с пониженным риском. Ведь несмотря на то что уровень курения снижается, число курильщиков в мире, по оценкам экспертов, в обозримом будущем составит более 1 млрд человек. Предложить этому миллиарду менее вредную, нежели традиционные сигареты, альтернативу – наша основная задача. Конечно, к подобным шагам со стороны табачных компаний можно относиться скептически. Мы отдаем себе в этом отчет и открыто делимся результатами своих научных исследований с научным сообществом и всеми заинтересованными сторонами, публикуем их на нашем сайте PMIScience.com, посвященном науке ФМИ, а также в авторитетных рецензируемых научных журналах.
На данном этапе у нас в портфеле несколько категорий продуктов с пониженным риском, один из них – инновационная система нагревания табака IQOS. В ее основе – технология «нагревания без горения». Принцип ее работы заключается в том, что под контролем точной электроники устройство нагревает табак до температуры не более 350 °С, что намного ниже температуры горения табака. При использовании IQOS табак не горит, а значит, не образуется ни дыма, ни пепла. Отсутствие дыма обусловливает значительное снижение уровней выделяемых вредных веществ по сравнению с обычной сигаретой. Совершеннолетние потребители IQOS также смогут оценить тот факт, что при использовании IQOS остается меньше запаха на руках, волосах и одежде, а табачный пар IQOS рассеивается быстрее, чем сигаретный дым.
Мы впервые вывели IQOS на рынок в 2014 году в Японии, а спустя год наш инновационный бездымный продукт появился и в России, в Москве. Сегодня IQOS представлен в семи городах страны, включая Санкт-Петербург. Кстати, здесь, в дополнение к уже существующим точкам продаж, в конце мая мы открыли флагманский бутик в ТЦ «Галерея», чтобы дать возможность большему числу российских совершеннолетних курильщиков познакомиться с революционной альтернативой курению сигарет.
– Рынок готов к этим инновационным продуктам?
– Миллионы курильщиков, которые не готовы отказываться от потребления табака, ищут менее вредную альтернативу курению, которая, тем не менее, отвечала бы их потребностям. И мы предоставляем им такой выбор, предлагая инновационный продукт с пониженным риском.
Однако общество еще недостаточно информировано о такой возможности. Уверен, если бы все потребители табака знали, что уже существует альтернатива с потенциально пониженным риском сигаретам, распространение инновационных продуктов происходило бы быстрее. В этом может помочь отдельное научно обоснованное регулирование, которое бы стимулировало курильщиков переключаться с сигарет на инновационную бездымную продукцию.
Говоря о рыночном потенциале IQOS, приведу пример Японии. За два года с момента появления IQOS в этой стране его доля рынка выросла с нуля до 7,1%. По всему миру IQOS уже заменил сигареты для более 2 млн человек. Хорошие перспективы мы видим и в России, где более 70% курильщиков в Москве и Санкт-Петербурге, купивших IQOS, полностью или преимущественно переключились на его использование и отказались от сигарет.
– Кроме прямых продаж потребителям, вы планируете специальные маркетинговые мероприятия по продвижению IQOS?
– Наш продукт предназначен только для совершеннолетних курильщиков, и это обусловливает выбор каналов коммуникации с целевой аудиторией. Как я уже говорил, наш вызов сегодня в том, что пока еще большинство курильщиков не знают о существовании инновационной альтернативы сигаретам. Поэтому для нас важно рассказывать о продукте как можно большему числу курящих. Так, специально для IQOS мы открываем отдельные магазины, чтобы предоставить курильщикам возможность познакомиться с продуктом, попробовать его и принять взвешенное решение, хотят ли они изменить свою жизнь.
– Есть ли планы по поставке табачных стиков на экспорт?
– В рамках экспортной стратегии «Филип Моррис Ижора» это будет одним из приоритетных направлений. Инновационный продукт, безусловно, обладает большим экспортным потенциалом, но в первую очередь для нас важно обеспечить внутренний спрос на продукт.
– Сейчас в России представлены только табачные стики Parliament – это высокая ценовая категория, премиальная. На средний класс вы планируете ориентироваться?
– Безусловно. Это очень важно, ведь если мы хотим переключить на продукты с пониженным риском всех курильщиков в мире, то не можем оставаться только в сегменте премиум. Но сегодня в России мы еще в самом начале пути. Если посмотреть на примеры развития инноваций на рынке, то, как правило, первоначальная база потребителей создается из категории так называемых early adopter (людей, следящих за тенденциями), после чего уже начинается сегментация продуктовой линейки.
– А что если этот девайс станет модным, и люди, которые никогда не курили, захотят попробовать IQOS?
– Это очень важный вопрос. Наш продукт предназначен только для тех, кто уже курит. И это лежит в основе нашего общения с потребителем. Мы не предлагаем IQOS некурящим людям. Само по себе понимание, что в продуктах есть табак, позволяет минимизировать риски для тех, кто не курит, – они как не хотели курить, так и продолжают придерживаться этого решения. Кроме того, основные потребители инновационной продукции – курильщики со стажем.
– Каковы планы компании в среднесрочном периоде?
– Подписанное в ходе Петербургского международного экономического форума соглашение – один из важнейших шагов к расширению производства в России, освоению новых видов продукции, укреплению своих позиций как на внутреннем, так и на экспортном рынках. Но прежде всего это очень важный шаг с точки зрения снижения риска для здоровья по сравнению с курением.
– То есть долгосрочная задача – полностью заместить традиционную табачную продукцию на «бездымные» продукты?
– Впервые за всю историю потребления табака у нас есть решение, которое может стать лучшей альтернативой сигаретам. Глобальная цель нашей компании – переключить всех совершеннолетних потребителей сигарет на продукцию, приносящую меньше вреда здоровью по сравнению с сигаретами. Это наша новая миссия. Нас часто спрашивают «когда?», «как быстро?». На примере Японии могу сказать: это можно сделать очень качественно и быстро. Первый комплект IQOS был продан менее трех лет назад, но сегодня продукт уже присутствует в 25 странах, а к концу этого года мы планируем запустить IQOS в крупнейших городах 30-35 стран мира. Мы приложим максимум усилий, чтобы максимальное число совершеннолетних курильщиков узнали об IQOS и переключились на него. Мы убеждены, что будущее – за инновационными продуктами без табачного дыма.
Санкт-Петербург