Экономить на отоплении, ездить без пробок и получать консультации врача через Интернет – лишь капля в море возможностей того, что принято называть «умным городом». Жить в это время прекрасное, вполне возможно, придется и нам. Ведь не только петербургский бизнес уже умеет предоставлять «умные сервисы», но и администрация города, да и государство в целом, распробовали преимущества smart city.
Как показало проведенное в этом году исследование PayPal, россияне очень многого ждут от технологий. В городе будущего, по мнению 36% респондентов, будут использоваться альтернативные источники энергии. 31% опрошенных ждут транспортной системы с летающими аппаратами, а 34% надеются на появление большей площади зеленых зон.
Правда, такие желания россиян скорее говорят о масштабе полета фантазии наших соотечественников. Ведь среди опрошенных более 20% беспокоятся из-за возможности первого контакта с инопланетянами, а порядка 30% – из-за перспективы переноса социальной жизнив виртуальную реальность.
Экспертное сообщество иначе смотрит на термин smart city. Так, при составлении рейтинга «умных городов» организация Intelligent Community Forum (ICF) учитывает то, каких результатов городам удалось добиться в сфере повышения уровня жизни, качества образования, улучшения условий труда и развития инфраструктуры. Кстати, Москва в этом году вошла в топ-7 рейтинга, а Санкт-Петербург – пока нет.
В России также решили посчитать «умные города». Наши эксперты будут оценивать проникновение интеллекта в пять ключевых сфер: промышленность, транспорт, энергетику, ЖКХ и электронное правительство. Чаще всего к данному списку добавляют еще здравоохранение и градостроительство – почему эти направления не включили в рейтинг, сложно сказать. Петербург в числе 18 городов вошел в список для изучения. Первые результаты исследователи намерены представить уже осенью 2017 года.
Продуктивный симбиоз
Пока эксперты ищут лидеров, чьи практики можно тиражировать в города-аутсайдеры, те, кто реально занимается внедрением smart-технологий, убедились в двух постулатах. Первый – внедрение должно быть комплексным. Второй – осуществить его можно лишь при участии и администрации города или профильных комитетов, и бизнеса, который будет заинтересован в подобных проектах.
«Взаимодействие должно быть двусторонним и абсолютно под конкретные задачи, – уверен директор по инфраструктуре Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон» Алексей Титов. – Какое решение на сети задействовать, зависит от сути того или иного городского проекта – под него выстроится схема взаимодействия. Мы многое можем предложить, но важно понимать и текущие потребности при создании «умного города», и запрос в будущее. На начальном этапе наиболее эффективной кажется именно такая модель: появляется реальный проект, и под него оператор делает решение».
«Главное во взаимодействии между бизнесом и государством – прозрачность и желание воспринимать экспертную точку зрения. Для бизнеса важно правильно понимать потребности города и горожан. Для органов государственной власти важно понимать стратегическую цель преобразований и адекватно ставить задачи по развитию городской среды. В Петербурге это понимание уже достигнуто», – подчеркивает партнер ИТ-компании «Нетрика» Алексей Ильин.

И действительно, как рассказывает вице-губернатор Санкт-Петербурга и один из главных идеологов «умного города» Игорь Албин, сейчас Университетом ИТМО совместно с администрацией губернатора и под его личным контролем ведется работа по подготовке паспорта и сводного плана проекта «Умный город Санкт-Петербург». «Комитет по информатизации и связи совместно с исполнительными органами государственной власти в рамках функционирования проектного офиса будет осуществлять функции по сопровождению и развитию государственных информационных систем с учетом сформированных в рамках проекта технических требований. Технологические решения будут базироваться на уже созданной и успешно функционирующей инфраструктуре, в том числе с применением современных технологий», – подчеркивает Игорь Албин.
Город один не справится не только потому, что лучшие практики и технологии всегда аккумулирует бизнес, но и из-за финансовых ограничений. У отдельного города, даже масштаба Петербурга, нет финансовой возможности покупать стартапы, которые к тому же могут «не выстрелить», или разрабатывать решения с нуля собственными силами. «По моему мнению, оптимальной моделью взаимодействия бизнеса и госструктур может являться сервисная модель услуг, при которой, с одной стороны, за счет инвестиций со стороны бизнеса внедряются современные технологии, а на их основе госструктуры как потребители получают качественную, современную услугу, с другой же – бизнес получает гарантированный доход на длительный период времени при условии качественного сервиса, а госструктуры избавляются от постоянных вливаний бюджета в обслуживание систем, их модернизацию, ЗИП и прочие аспекты эксплуатации», – объясняет директор департамента прикладных проектов МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Алексей Нестеров.

Точка отсчета
Одна из важнейших составляющих любого «умного города» – наличие развитой телеком-инфраструктуры. Без нее не могут существовать государственные электронные сервисы, умные отраслевые решения, обеспечиваться безопасность. И в Петербурге такая инфраструктура уже создана.
«Созданная и постоянно развивающаяся ИКТ-инфраструктура Санкт-Петербурга позволяет реализовывать инновационные проекты любой сложности, что подтверждается результатами мониторинга региональной информатизации, проводимого Минкомсвязью России. На сегодняшний день Санкт-Петербург находится в топе рейтинга регионов, – рассказывает Алексей Нестеров. – К примеру, развитие такого социально-значимого направления, как городское видеонаблюдение, позволило за последние три года обеспечить видеокамерами все 18 районов города. Текущая динамика – а это установка более 12 тыс. видеокамер только ПАО «Ростелеком» за два года – позволяет предположить, что уже в ближайшем будущем Петербург будет полностью обеспечен видеонаблюдением городских улиц».
По данным опроса «ФОМнибус», Северо-Западный федеральный округ, центром которого является наш город, отличается самым высоким уровнем проникновения ШПД в России – 77%. Мы привыкли к тому, что выйти в Интернет можем практически везде, причем зачастую бесплатно, благодаря Wi-Fi-зонам в кафе, торговых центрах, парках и т.д., – и воспринимаем это как должное. Однако далеко не все российские и тем более зарубежные города могут предложить своим жителям такие условия.

В Петербурге в этом направлении ведется активная работа, в том числе при поддержке города. «30 мая 2017 года в Петербургском метрополитене на Правобережной линии впервые стала доступна бесплатная сеть Wi-Fi. На всех остальных линиях пусконаладочные работы будут проведены до конца 2017 года, – рассказывает Игорь Албин. – Как и в других сетях «МаксимаТелеком», используется общая система идентификации, которая не требует повторной авторизации для ранее зарегистрированных пользователей. Таким образом, между Петербургом и Москвой создается единое Wi‐Fi-пространство двух столиц».
К слову, организаторы проекта не намерены ограничиваться метро и общественным транспортом. В планах «МаксимаТелеком» как минимум российские аэропорты. Заметим, что по Wi-Fi-сети доступ в Интернет горожане получают бесплатно, и даже после запуска сети на всех линиях метрополитена плату вводить не планируется.
Интернет-доступу уделяется столько внимания именно потому, что он является необходимой базой для запуска различных умных сервисов. Причем он необходим как конечным пользователям, так и тем, кто эти сервисы предоставляет, в частности – самой администрации города.
«Единая телекоммуникационная инфраструктура Санкт-Петербурга реализована посредством Единой мультисервисной телекоммуникационной сети (ЕМТС) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. ЕМТС строится по трехуровневой архитектуре: базовый уровень (ядро сети, уровень агрегации и маршрутизации, формируемый узлами агрегации), средний уровень (уровень узлов доступа, которые подключаются от узлов агрегации; для обеспечения надежности и бесперебойности оказания услуги, каждый узел доступа включается двумя физически независимыми оптоволоконными линиями связи на соседние узлы агрегации, образуя дополнительные кольцевые структуры, что делает сеть устойчивой к физическим авариям), и верхний уровень (точки доступа, которые обеспечивают подключение исполнительных органов и подведомственных им организаций к ЕМТС). Часть объектов подключены к ЕМТС посредством беспроводных каналов передачи данных. Во всех исполнительных органах и большинстве государственных казенных учреждений созданы локальные вычислительные сети, обеспечивается централизованное техническое сопровождение автоматизированных рабочих мест и серверов», – поясняет Игорь Албин.
ЖКХ с интеллектом
Несмотря на тот факт, что пока Петербург зарубежными экспертами не назван в числе smart city, отечественные специалисты считают, что в нашем городе с интеллектом все вполне благополучно. Например, именно Северная столица называется многими лидером в сфере «умного ЖКХ». Это произошло благодаря существованию в городе налаженной системы автоматизации сетей снабжения водой, теплом и электроэнергией.
По оценкам экспертов, smart-технологии в ЖКХ могут снизить тарифы для граждан примерно на 30% только за счет настройки тепловых систем. С учетом того, насколько высокими являются тарифы за услуги ЖКХ, такой дисконт был бы позитивно оценен горожанами.
Также у нас уже есть – пусть и в масштабах одного Петроградского района – система мониторинга работы дворников на базе определяющих местоположение трекеров. Среди задач проекта – определять границы уборки территории, маршрут рабочего и время, затраченное на расчистку территории, а также синхронизировать работу людей и уборочной техники. Уже первый эксперимент внедрения трекеров в отдельно взятой ЖКС продемонстрировал позитивные результаты: рост эффективности уборки превысил 30%.
Здесь оказалось достаточно воли администрации района, чтобы без заоблачных затрат с помощью ИТ улучшить ситуацию с уборкой улиц. А ведь Петроградский район – один из самых проблемных: большое количество узких улиц, множество дворов-колодцев и старые кровли затрудняют механизацию уборки.
К «умному ЖКХ» можно отнести и развитие системы взаимодействия с горожанами по улучшению состояния города. Без их участия сделать огромный город чище, комфортнее и безопаснее вряд ли возможно.
«Еще один элемент «умной» городской среды – портал «Наш Санкт-Петербург», в рамках которого любой гражданин города может оперативно сообщить о любых коммунальных проблемах в домах, дворах и дорогах: от разрисованных стен в парадной до незакрытого люка на дороге, – напоминает партнер ИТ-компании «Нетрика», специализирующейся на информатизации госсектора, Алексей Ильин. – За этим порталом стоит сложная система взаимодействия с разными службами и комитетами города, благодаря которой с момента запуска удалось решить уже более 240 тыс. городских проблем».
Дороги Петербурга тоже стали достаточно «умными» и в перспективе продолжат «умнеть». Один из примеров внедрения умных технологий – это Западный скоростной диаметр (ЗСД), а в частности – система оплаты проезда на этой магистрали. Напомним, после ввода в эксплуатацию центрального участка дороги на ЗСД начался транспортный коллапс. Оплата наличными занимала слишком много времени, на въездах и выездах с ЗСД образовывались пробки, причем проехать не могли не только те, кто платил наличными, но и обладатели транспондеров – средств бесконтактной оплаты. Дополнительные сложности возникали из-за водителей, которые вставали не в тот ряд, не разобравшись с правилами проезда.

Тогда администрация ЗСД постаралась увеличить число транспондеров у пользователей. Изменилась система информирования водителей, были добавлены полосы для проезда по транспондерам, предоставлены дополнительные скидки на проезд. В результате большинство пользователей дороги перешли на использование транспондеров, а пробки в часы пик на ряде пунктов оплаты заметно снизились. Для внедрения умных технологий здесь хватило верных управленческих решений. А скорость их принятия напрямую зависела от того, насколько ЗСД был заинтересован в том, чтобы не потерять прибыль.
Весомым драйвером развития «умного транспорта» в Северной столице стал Кубок конфедераций и грядущий чемпионат мира по футболу. В частности, именно для них была создана автоматизированная система «Региональный центр управления транспортом». Пилотным регионом по запуску РЦУТ стал именно Петербург. При успешной его апробации он может быть тиражирован в другие регионы – как минимум половина из задействованных в ЧМ городов выразили заинтересованность в его использовании.
Уже сейчас РЦУТ помогает перевозить зрителей при проведении массовых мероприятий, оперативно реагировать на транспортные инциденты, собирать информацию о движении и транспортных потоках и т.д. При этом РЦУТ существует не сам по себе – он взаимодействует с подсистемами АПК «Безопасный город» и другими подсистемами ИТС города, с АСУГПТ (автоматизированная система управления городским пассажирским транспортом) и т.д.
Игра в бисер
И это далеко не все, что существует в Петербурге и вполне вписывается в концепцию «умного города». Есть много отдельных проектов. Как объясняет Алексей Ильин, «за последний год в Петербурге были внедрены личный кабинет и индекс пациента, на портале врача появилась возможность просматривать данные лабораторных исследований. Практичность медицинских информационных систем дополняется значительным экономическим эффектом от их внедрения. Так, программы дополнительной диспансеризации и скрининга рака молочной железы на основе централизованного информационно-технологического ресурса позволили на 82% увеличить выявляемость рака молочной железы у женщин на первой-второй стадии. Это в свою очередь снижает затраты на лечение заболевания, выявляемого только на третьей стадии, более чем на миллион рублей».
Потенциально интересными могут стать страховая телематика, способная улучшить ситуацию с пассажирским транспортом, сбор данных с систем фотофиксации нарушения ПДД и их использование для распределения транспортных потоков и многое другое.
При этом участники ИКТ-рынка отмечают, что при всей заинтересованности администрации города в развитии умных технологий, было бы неплохо создать единую точку входа для бизнеса. Ведь если крупные компании знают, к кому и как принести идею, то небольшие компании вынуждены искать путь в темноте.
Санкт-Петербург