В технологическом фарватере

В технологическом фарватере

ИСТОЧНИК: АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

Согласно результатам недавнего исследования Высшей школы экономики, Санкт-Петербург занимает третью строчку в  рейтинге инновационного развития российских регионов. Основными конкурентными преимуществами Северной столицы являются научно-технический потенциал и благоприятные социально-экономические условия инновационной деятельности, следует из доклада ВШЭ. О том, как использовать потенциал Санкт-Петербурга для выхода на перспективные рынки будущего, эффективном управлении технологическими изменениями и превращении Санкт-Петербурга в  «умный город» «Эксперту С-З», рассказал председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин.

– В последнее время технический процесс значительно ускоряется, и  государству становится сложно за ним успевать. Что оно может сделать, чтобы соответствовать происходящим технологическим изменениям?

– Есть общепринятые практики управления технологическими изменениями, которые применяются в мире. Это создание государственных промышленных корпораций, что позволяет объединять ресурсы предприятий: производственные активы, включая научно-исследовательские институты, а также финансы для создания высокотехнологичной продукции и  запуска проектов. В России, как вы знаете, создана корпорация «Ростех», под управлением которой находится более 700 предприятий по всей стране. Это позволило в  конце 2000-х годов остановить банкротство ряда серьезных производств и обеспечить их заказами, в том числе на экспортоориентированную продукцию. Сегодня корпорация выступает заказчиком целого ряда прорывных технологий и проектов, над которыми работают предприятия, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Другой инструмент создания условий для технологического рывка – это выращивание компаний-чемпионов, национальных лидеров. Выбирается несколько компаний, которым адресно оказывается поддержка и создаются условия для их устойчивого роста в условиях высокой конкуренции на мировом рынке. Министерство экономического развития РФ сформировало список из 30 российских частных компаний; девять из них работает в Санкт-Петербурге. Выручка половины из компаний списка в ближайшей перспективе должна составить более 500 млн долларов, а двух-четырех – превысить 1 млрд долларов.

Важно определить перспективные рынки и направить туда основные ресурсы для развития науки, технологий и производства. С этой целью в России реализуется Национальная технологическая инициатива (НТИ), дискуссионная площадка и серия форсайтов, которая объединяет ведущих экспертов в своих областях: ученых, предпринимателей, представителей органов государственной власти, фондов развития. Эти рабочие группы готовят дорожные карты для ключевых направлений технологической инициативы. Санкт-Петербург наряду с тремя другими регионами является одним из идеологических центров «сети». Проекты в рамках НТИ развивают как крупные компании (ОАО «Силовые машины», ОАО «Авангард», АО «РЭП Холдинг», ОАО «Транзас», «Герофарм», «Полисан») и  ведущие университеты («Политех», ИТМО), так и стартапы. Федеральные и региональные власти поддерживают эту работу.

Наконец, еще один механизм – прямая финансовая поддержка инновационных компаний и проектов, привлечение финансовых ресурсов в  промышленность. Этот инструмент работает эффективно. По итогам 2016 года петербургские предприятия в рамках различных программ поддержки, а также в виде льготных займов получили более 40 млрд рублей. В промышленность на федеральном и  региональном уровне инвестируются значительные средства. Общая экономическая ситуация, в том числе санкции, сформировали четкое понимание, что страны существуют в очень конкурентном поле, и прежде всего высокие технологии создают преимущество в этой конкуренции.

На государственном уровне создана эффективная система поддержки промышленности, актуальной остается задача привлечения частных инвестиций. В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент России Владимир Владимирович Путин предложил новую перспективную меру по вовлечению частного капитала в  промышленные проекты, «инфраструктурную ипотеку», которая позволит инвесторам возвращать капиталовложения за счет регулярных платежей. В целом поддержка частных инвестиций в производство, гарантии стабильных условий и правил – ключевая задача на сегодня. Правительство Санкт-Петербу рга активно работает над ее решением. Готовятся поправки в закон «О налоговых льготах», ведется разработка нормативно-правовой базы для заключения специальных инвестиционных контрактов Санкт-Петербурга, условия привлечения инвесторов постоянно совершенствуются.

– В последнее время крупные города становятся центрами инновационного развития, выступая заказчиками новых технологий. Например, в  Шанхае по такой модели создаются сети электрозаправок. Какие перспективные технологические направления в Санкт-Петербурге планируется развивать за счет городского заказа?

– Что касается государственного заказа, то многие городские службы уже сегодня закупают продукцию петербургских предприятий, в том числе формируя спрос на эффективные, экономичные технологии. Сейчас около 90% закупаемой для нужд городского хозяйства продукции – российского производства, из них 40-60% произведено в Санкт-Петербурге. Это транспорт и комплектующие, оборудование для теплоэнергетики, систем освещения и многое другое.

 10-02.jpg

Безусловно, комплексная модернизация городских систем  – один из драйверов д ля развития инновационных технологий, и в Санкт-Петербурге тоже создаются элементы «умного города». С технологической точки зрения поставщиками таких решений становятся радиоэлектроника, ИТ, системы автоматизации. Это отрасли, по которым в нашем городе существует очень серьезный задел, и он обязательно будет востребован.

Однако государственный заказ не единственный стимул для развития передовых технологий. Не стоит догонять мировых лидеров, нужно играть на опережение и думать о рынках будущего. Целый ряд петербургских компаний не ждет, когда в городе сформируется спрос на их продукцию, и ориентируется на мировой рынок. Например, одно из самых высокотехнологичных предприятий нашего города, «Диаконт», совместно с ИТМО реализует проект создания «цифровой фабрики» в Италии, управление которой будет осуществляться из Санкт-Петербурга. Это современное производство по созданию роботизированных систем для европейского рынка. В России пока нет спроса на такие проекты, и предлагать опережающие технологии для мирового рынка, ориентируясь на опережающий спрос, – правильный шаг.

Также «цифровую фабрику», но уже для легкой промышленности в Иваново будет создавать петербургский «Политех». Соответствующее соглашение подписано на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме. Условно говоря, «Политех» может стать головной структурой для разработки такого рода технологий. В рамках направления TechNet Национальной технологической инициативы, которую я уже упоминал, Политехнический университет рассматривает концепцию Санкт-Петербурга как мирового конструкторского бюро, то есть центра экспорта виртуальных фабрик. Это обеспечит Петербургу и всей России технологическое превосходство за счет создания экосистемы и  единой платформы для производственных процессов.

 10-03.jpg

Интеллектуальный, технологический потенциал, имеющийся в нашем городе, существенно превосходит возможности городского заказа, петербургским предприятиям по плечу мировой.

Аэронет выбран одним из приоритетных рынков в рамках НТИ 10-04.jpg GOV.SPB.RU
Аэронет выбран одним из приоритетных рынков в рамках НТИ
GOV.SPB.RU

– Выступая на Петербургском экономическом форуме, Владимир Путин отметил необходимость развития цифровой экономики, а правительство сейчас разрабатывает соответствующую программу. Есть ли потребность в аналогичной программе для Санкт-Петербурга? За какими отраслями в ней может быть закреплен приоритет?

– Ключевая роль в создании цифровой экономики, безусловно, принадлежит ИТ. Эта отрасль трансформирует не только другие сектора промышленности, но и экономику в целом, включая финансы, здравоохранение, госуправление и т.д. Безусловно, федеральная программа развития цифровой экономики будет реализоваться и  в Санкт-Петербурге. Кроме того, в нашем городе реализуется проект кластера «Инноград науки и технологий». Его целью является создание в Санкт-Петербурге суперкластера нового поколения, ориентированного на всестороннее развитие образовательной, инновационной и  производственной инфраструктуры с учетом имеющегося потенциала для развития информационных технологий.

Специализация Иннограда будет заключаться в развитии прикладных технологий для урбанистики и «разумных городов» (smart city) в сфере ключевых направлений научно-технической деятельности: информационные технологии; фотоника и квантовые технологии; наука о жизни и здоровье; интеллектуальные технологии и  робототехника; умные материалы. В перспективе «Инноград науки и  технологий» должен стать локомотивом развития экономики знаний и инноваций в России и вывести страну на глобальный рынок инновационной продукции.

 10-05.jpg

– Основная доля проектов на российском венчурном рынке приходится на ИТ-сектор. При этом в промышленные проекты инвесторы идут менее охотно. Есть ли планы у  городского правительства стимулировать инвестиции в  сектор промышленных технологий? Что рассматривается вами в качестве источника новых проектов: импорт технологий или собственные НИОКР?

– Недавние события с введением санкций показали, что никто не заинтересован делиться современными технологиями. Поэтому в том, что касается традиционных секторов экономики, имеет смысл развиваться за счет локализации производств и трансфера технологий, а имеющийся научный и производственный потенциал направлять на развитие опережающих решений и создание принципиально новых рынков.

– Некоторые эксперты полагают, что Санкт-Петербургу не имеет смысла делать ставку на развитие новых серийных производств, поскольку основную добавленную стоимость в  современной экономике формируют проектирование, разработка и постпродажное обслуживание. Согласны ли вы с этим?

– Думаю, что сегодня эта концепция не является мейнстримом, когда речь идет о поиске вектора для развития промышленности. Я уже упоминал Национальную технологическую инициативу. Суть этой программы в  том, чтобы создавать принципиально новые рынки и обеспечивать компаниям лидерство на нем. В чем-то это повторение на новом витке развития, как сказал бы Гегель, этапа, который наша страна прошла в послевоенные годы. Тогда залогом технологического рывка в советской промышленности были космический и атомный проекты, которые стали принципиально новыми отраслями и обеспечили Советскому Союзу лидерские позиции в мировой конкуренции.

Сегодня в России и Санкт-Петербурге есть множество небольших компаний, стартапов, которые работают над проектами, для которых еще нет емких рынков (таких, как нейронные сети, беспилотники, машинное обучение, интернет вещей и другие), однако предполагается, что в обозримой перспективе спрос на такие технологии будет измеряться сотнями миллиардов долларов. На этих рынках будущего пока нет явного лидера, однако в  современном понимании бизнес-процессов именно эти компании будут доминировать на мировом рынке.

– По каким KPI оценивается работа городских объектов инновационной инфраструктуры? Ставится ли перед ними задача выходить на прибыль?

– Ключевым элементом инновационной инфраструктуры в Санкт-Петербурге является городской институт развития – АО «Технопарк Санкт-Петербурга», в структуру которого входят бизнес-инкубатор «Ингрия», Центр кластерного развития, региональные инжиниринговые центры, Центр прототипирования и другие элементы.

Есть целый ряд показателей оценки эффективности, которые для Технопарка устанавливает город, а также федеральные министерства, участвующие в софинансировании проектов развития. Эти показатели оценивают количество услуг, оказанных малым и средним предприятиям, прибыльность проектов-резидентов и  т.д. Для нас важна бюджетная эффективность вложенных средств. Деятельность Технопарка является высокоэффективной. При этом нужно понимать, что в первую очередь эта деятельность направлена на развитие и поддержку малых и средних предприятий, а также кластеров.

– Какие примеры успешных петербургских стартапов можно привести?

– Таких примеров очень много. Петербургские стартапы популярны у федеральных институтов развития и частных инвесторов: более 130  молодых компаний инкубируются в  Сколково, несколько проектов привлекли инвестиции Роснано, есть вузовские стартапы, которые работают и с государственными корпорациями, и  с иностранными заказчиками, и с частными компаниями в России.

К сожалению, эти примеры не на слуху, потому что проекты реализуются в сферах, далеких от рядового пользователя, таких как нефтепереработка, энергетика, фотоника и другие.

Из самых ярких можно назвать проект солнечного автомобиля, созданный в Санкт-Петербургском политехническом университете имени Петра Великого – Polytech Solar, робототехнические комплексы для обучения детей основам программирования компании ScratchDuino, которые продаются в 20 странах мира.

Еще один интересный проект – образовательный «Робот-бабочка» компании «Образовательная робототехника», который поставляется в ведущие европейские вузы для подготовки молодых инженеров. Стоит также упомянуть проекты «ЦРТ-инновации» (дочерней компании Центра речевых технологий), которая занимается исследованиями и разработкой продуктов в области распознавания речи в роботехнике, социальный проект Oriense, разрабатывающий систему навигации для незрячих. Помимо этого есть и целый ряд других проектов.

В 2016 году 12 петербургских команд получили гранты на общую сумму 213 млн рублей на проекты, связанные с беспилотным транспортом, нейрокомпьютерными интерфейсами и т.д. Думаю, что скоро мы увидим готовые продукты.

 10-06.jpg

– В Санкт-Петербурге развивается большое количество кластерных инициатив. О каких из кластеров можно говорить как о сложившихся объединениях с точки зрения локализации, кооперации и создания цепочек добавленной стоимости? Чего не хватает им для дальнейшего развития?

– В Санкт-Петербурге работают фармацевтический кластер, кластер радиоэлектронной промышленности, ИТ-кластер и ряд других. Они успешно решают задачи по обеспечению своей продукцией петербургского рынка и других региональных рынков. Ключевой задачей является налаживание межрегиональной кооперации, включение в процесс компетенций предприятий и ресурсов, имеющихся в других регионах, а также усиление экспортного потенциала. Как я  уже упоминал, федеральное правительство и Санкт-Петербург реализуют системные меры поддержки, направленные на решение этих задач.

– В  рамках ПМЭФ правительство Санкт-Петербурга подписало соглашение с «Газпромом» о создании в городе двух новых кластеров. Какие задачи они решают и кто станет их участниками?

– Кластеры, которые намерен создать в Санкт-Петербурге «Газпром», будут заточены на производство оборудования и технологий для сжиженного природного газа, а  также высокотехнологичных решений для освоения ресурсов Мирового океана и  Арктики. Именно в Петербурге сосредоточены ключевые идеологические и конкретные ресурсные возможности в данной сфере.

Кстати, на ПМЭФ также заключено соглашение о создании кластера «Автопром Северо-Запад». Его участники, включая банки и научно-исследовательские учреждения, будут в тесной кооперации производить комплектующие и создавать продукцию, ориентированную на внешние рынки.

Инновационная активность организаций Санкт-Петербурга 10-07.jpg РОССТАТ
Инновационная активность организаций Санкт-Петербурга
РОССТАТ
Доля инновационных произво дств в общем объеме ВРП Санкт-Петербурга 10-08.jpg КППИ СПБ
Доля инновационных произво дств в общем объеме ВРП Санкт-Петербурга
КППИ СПБ

Санкт-Петербург