Действовать мгновенно

Специальный доклад
Москва, 01.10.2018
«Эксперт Северо-Запад» №8-9 (763)
«Предприниматель должен любить рисковать», – считает Лев Кузнецов

АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

Директор СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» Лев Кузнецов рассказал «Эксперту Северо-Запад» о поддержке малого и среднего бизнеса, реализации проектов и популяризации предпринимательства. – Качественное развитие предпринимательской среды, поддержка малого и среднего бизнеса заявлены одними из основных целей для исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне Санкт-Петербурга. Как вы оцениваете в целом уровень проводимых мероприятий по формированию качественной бизнес-среды? – Всем известно, какое внимание сейчас уделяется малому бизнесу. Есть задачи, которые ставят федеральные органы государственной власти и президент страны Владимир Путин. Эти задачи достаточно амбициозные: к 2024 году увеличить количество предпринимателей по стране более чем в полтора раза. Довести эту цифру с 19 до 25 млн. И, конечно, города-миллионники во многом будут способствовать реализации этих задач. Соответственно, эта задача ложится на все регионы в равной степени, в частности на Санкт-Петербург. Есть региональные инициативы и проекты, и есть федеральные. Мы не первый год занимаемся развитием малого предпринимательства в городе, и сам Центр развития и поддержки предпринимательства существует уже восемь лет. За это время сделано очень много, и проекты, которые были основаны восемь лет назад, до сих пор живут. Мы не останавливаемся на достигнутом и в этом году запустили проекты, которые не входили в список наших задач, но тем не менее облегчают предпринимателям жизнь, снижают их временные затраты, оптимизируют их издержки. Все эти мероприятия способствуют развитию бизнеса. И, конечно, информирование о возможностях и государственных мерах поддержки в городе всех заинтересованных в начале своего дела жителей, включая школьников и студентов, которые будут развивать бизнес Санкт-Петербурга в будущем. Важно, что сегодня бизнесом может заниматься любой, у кого есть на это сильное желание. К микропредприятиям можно отнести компании, годовой оборот которых не превышает 120 млн рублей, а малый бизнес – это компании, в которых годовой оборот не превышает 800 млн, вместе они составляют порядка 85% от общего числа компаний, зарегистрированных в городе. Крупный бизнес в Санкт-Петербурге – это всего несколько сотен компаний из практически полумиллиона организаций. – Значит, по сути, популяризация самого предпринимательства как раз и приведет к увеличению? – Да. Важно рассказать будущим предпринимателям о том, как строить бизнес в России, вовремя проконсультировать, сформировать и направить обращение в организации инфраструктуры поддержки, которые также располагаются в Едином центре предпринимательства, включая Открытую приемную уполномоченного по правам предпринимателей. Бесплатные образовательные программы, как от Корпорации МСП, так и мастер-классы практикующих экспертов, ежедневно проходят в нашем центре, и все больше слушателей открывают для себя практические знания, которые позволяют создать и развить свой устойчивый бизнес. У нас есть хорошее сравнение с США и экономиками других стран, например, Азии и Японии, где поддержке и развитию бизнеса уделяется большое внимание. Там доходы бюджета от малого и среднего бизнеса достигают 50%. Это как раз и говорит об устойчивой экономике. Потому что малый бизнес все-таки меньше подвержен деформации в результате политических изменений. – Увеличение количества предпринимателей – задача, поставленная на государственном уровне. Какой он, портрет успешного предпринимателя? – Этот человек совершенно точно должен не бояться, уметь и даже любить рисковать. Действовать мгновенно. Есть два типа людей. На вопрос «Как вы считаете, сейчас хорошее время для начала бизнеса?» одни отвечают: «Знаете, сейчас не самое благоприятное время. Наверное, чуть попозже можно было бы этим заняться», а другие: «Нет хорошего времени для того, чтобы заниматься бизнесом.

Бизнесом, если ты хочешь, ты должен заниматься сейчас». – Обычно про человека, который может быть предпринимателем, говорят, что он прежде всего должен быть ответственным. Вы на первое место ставите риск. – Риск я ставлю на первое место потому, что термин «предприниматель» происходит от слова «предпринимать». У него есть инициатива реализовать свой проект. И он рискует имуществом либо деньгами. Каждый бизнесмен должен понимать, что он может все потерять. Бизнес, в принципе, строится на ошибках. Я еще не слышал ни от одного бизнесмена, чтобы у него с самого начала все шло гладко. Это всегда потери и преодоления. И вот именно к этому человек должен быть готов и успешно преодолевать любые трудности, только тогда есть возможность расти и развиваться. – Центр развития и поддержки предпринимательства активно занимается реализацией проектов в рамках параметров, заданных при создании центра. Какова зона ответственности центра в настоящее время, какой функционал возложен на возглавляемое вами ведомство? – Мы занимаемся развитием ряда направлений. Если говорить о главных, то это, например, Центр снижения административных барьеров для ведения бизнеса, куда предприниматели могут обратиться со своими инициативами по улучшению работы государства и бизнеса, поднять вопросы и задать их непосредственно представителям комитетов и ведомств. Это всегда оживленные заседания рабочих групп, и такие мероприятия работают, приводят к изменениям и конкретным результатам. Кроме того, центр выполняет важную задачу – делает практические знания о ведении бизнеса в Санкт-Петербурге доступными через бесплатные образовательные мероприятия, которые ежедневно проходят, как в Едином центре предпринимательства, так и в режиме прямой трансляции в Интернете. Поддержка стартапов, начинающих предпринимателей и тех, кто планирует заняться бизнесом. То есть это в основном молодые люди, у которых есть понимание о проекте, который они хотят вести. Те мероприятия, которые мы реализуем на площадке, способствуют развитию их компетенций и навыков, что впоследствии сказывается на их работе и бизнесе. Это поддержка ремесленничества. У нас в городе существуют сотни организаций, которые выпускают качественную продукцию, созданную именно в СанктПетербурге. На сегодняшний день у этого направления недостаточно продвижения. Например, если мы говорим о сувенирной продукции, китайский рынок в этом смысле захватил весь мир, и наша задача сейчас – показать наших производителей вне зависимости от того, что есть дешевая продукция, которую очень многие покупают. В этом направлении мы содействуем также в образовательном плане через специальные курсы по маркетингу и продажам, решая основную проблему реализации произведенной продукции. У многих из них нет даже собственного сайта в Интернете. Мы содействуем их участию в различных выставках, предоставляя бесплатные либо льготные места, где они могли бы реализовывать продукцию. Я считаю, центр и Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга успешно реализовали проект, который предоставил ремесленникам города возможность торговать во время чемпионата мира по футболу, что удалось немногим регионам. У FIFA были определенные требования, но в данном случае мы хорошо сработались с Комитетом по развитию туризма и использовали туристические центры для того, чтобы разместить торговые точки именно там. Самое главное, что это не закончилось на чемпионате мира, и у них есть возможность продолжать дальше. Следующее направление – легкая промышленность и индустрия моды. В конце января перед правительством города был защищен проект «Санкт-Петербург – центр международной индустрии моды», рассчитанный на несколько лет. В рамках этого проекта планируется ряд мероприятий, часть из которых реализуется уже сейчас – мастер-классы, приглашение иностранных специалистов, возможность обмена опытом, работа со студентами. У нас в городе действительно большое количество молодых ребят, которые этим занимаются. По оценкам это почти 2 тыс. дизайнеров, которые уже продают, и те, кто только начинает что-то создавать. Но именно на этих этапах им и нужно помогать, поэтому мы активно привлекаем их на наши мероприятия. Еще одна задача – это экспорт. Мы содействуем компаниям, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, и тем, которые хотят заниматься, но столкнулись с различными сложностями. Мы консультируем их и по правовым вопросам, связанным с таможенным оформлением, валютным контролем, оказываем содействие в поиске партнеров со стороны различных государств. Работаем в основном с торговыми представительствами, а это несколько десятков стран. В начале сентября прошла судостроительная выставка SMM 2018 в Гамбурге, и мы привлекли компании из Санкт-Петербурга, которые туда поехали. Нашли с той стороны партнеров, которым интересно сотрудничество, собрали презентации наших компаний и оформили в онлайн-каталог экспортеров, чтобы партнеры из Германии могли увидеть актуальную информацию. – Какие задачи стоят перед центром в среднесрочном периоде и как они будут реализованы? – Мы должны сделать информацию о государственной поддержке предпринимателей в Санкт-Петербурге максимально доступной через все каналы коммуникации. Мы уже ведем информирование через СМИ, социальные сети и прямую электронную рассылку. Наш официальный сайт постоянно обновляется и является первоисточником новостей из мира МСП. В ближайшее время запустим обновленный единый портал поддержки малого бизнеса Санкт-Петербурга. Стремимся к тому, чтобы он стал лучшим порталом в этом направлении в стране. – Были ли случаи, когда из стартапа вырос устойчивый малый бизнес? – Таких историй много. Мы особенно пристально следим за развитием компаний, которые получают субсидии и проходят акселерационную программу у нас в центре. Совсем скоро на нашем сайте появится специальный раздел – «Истории успеха», где предприниматели сами расскажут о своем пути развития и нашем сотрудничестве. – Сами предприниматели не раз говорили о том, что мало осведомлены о мерах государственной поддержки бизнеса. Либо не хотят в них участвовать по причине «излишней забюрократизированности» процесса. Как можно изменить это негативное отношение? – Мы уже этим занимаемся. Я считаю, что первое и самое главное – это клиентоориентированность. Нужно предоставлять хороший сервис. Говоря о центре, мы хотим стать центром притяжения в городе, чтобы каждый предприниматель знал о нас. Мы хотим развеять стереотип о том, что от власти ничего не добиться. Люди должны знать, что меры поддержки бизнеса есть и они работают. – Есть ли интересные направления, которые, на ваш взгляд, могли бы способствовать качественному росту бизнеса, но на которые предприниматели пока не обращают внимания? – Не стану отмечать конкретные ниши, потому что, на мой взгляд, в любой нише можно хорошо заявить о себе. При наличии здравой идеи, которой могут воспользоваться миллионы людей, у любого есть шанс на глобальный успех.

У партнеров

    Реклама