Начинать легко и не боясь

Русский бизнес
Москва, 08.04.2019
«Эксперт Северо-Запад» №3 (768)
Наталья Таций: «Поддержать молодых предпринимателей можно, если максимально упростить экономическую и юридическую схемы, перевести все в гаджеты, приложения, создать легкие возможности открывать ИП»

ФОТО: АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

В июне Санкт-Петербург ждет очередной – уже третий по счету – Big Business Fun Festival. Этот уникальный корпоративный бизнес-форум на открытом воздухе, удачно совмещая мотивирующее обучение с креативными развлекательными программами, обещает стать одним из заметных событий питерского лета. О том, как чувствует себя сегодня бизнес Санкт-Петербурга, почему так важно поддерживать энтузиазм молодых предпринимателей и, конечно, о сюрпризах ВВFF 2019, которые удивят и вдохновят участников фестиваля, «Эксперту С-З» рассказала создатель и генеральный продюсер Big Business Fun Festival Наталья Таций.

 – Развитие качественной деловой среды в городе – это сегодня прежде всего инициатива самих предпринимателей или же главная роль в этом процессе у городских властей?

 – Мне кажется, в последние год-два городские власти начали активно влиять на этот процесс, пример тому – Единый центр предпринимательства, с которым мы сотрудничаем. Но когда мы только начинали Big Business Fun Festival, я думала, что это инициатива предпринимателей. И нашей задачей было учить и себя, и других людей, заинтересованных в бизнесе, приглашая для этого экспертов.

– Много ли в Санкт-Петербурге активных молодых предпринимателей с горящими глазами? И как поддерживать этот энтузиазм?

– Думаю, да, много. Сейчас даже существует такой тренд: долго не учиться в университете (или вообще в нем не учиться) и при этом заниматься предпринимательской деятельностью. А поддержать молодых предпринимателей, на мой взгляд, можно, если максимально упростить экономическую и юридическую схемы, перевести все в гаджеты, приложения, создать легкие возможности открывать ИП, придавая стимул даже тем, кто не очень хорошо в этом разбирается, чтобы они не боялись начинать.

Вот современная молодежь уже не боится, она чувствует себя свободнее. Началось все с разработчиков приложений, а сейчас к ним подключаются люди, которые хотят что-то производить. В качестве канала продвижения расцветает «Инстаграм»: сделал что-то, оно пошло, продаешь, и тебе уже нравится этот азарт. Чем легче бизнес-процесс станет для современных предпринимателей, особенно молодых, тем лучше он будет развиваться. Это раньше начать свое дело было очень сложно, теперь все гораздо проще.

– А как чувствует себя бизнес Петербурга в новой экономической реальности, после 2014 года?

 – Скажу так: денег стало меньше. Мы ведь, помимо своего фестиваля, занимаемся и другими мероприятиями, арендой оборудования. Первой вехой перемен стал 2008 год – до этого на мероприятия тратили большие деньги. Помню, мы для журналистов организовывали такие классные приемы – с французскими сырами, вечеринками. В 2008 году аппетиты поумерились. Но при этом все и сейчас хотят получать за гораздо меньшие деньги то, что было раньше. То есть потребности остались – очень хочется делать лучше, качественнее, но денег меньше. Причем даже у банков, всегда спонсировавших мероприятия, сей

час на это очень маленький бюджет, и они все чаще от партнерства отказываются. Кроме, пожалуй, «Тинькофф». По самим мероприятиям видно, что снизилась планка. Вообще, мероприятия – очень показательная сфера, ведь именно от них легче всего отказаться, как, например, от маркетологов, когда наступает кризис.

– А можно ли держать высокий уровень мероприятий при урезанном бюджете?

– Нет, нельзя. Экономия ведь касается прежде всего кейтеринга, декора. Можно, конечно, привезти что-то свое, но, как правило, этого недостаточно. Раньше обязательными для мероприятий были такие пункты, как вкусная еда, фотозона, welcome-зона. Было нормой, когда, скажем, приходишь на пресс-конференцию в «Гранд Отель Европа», и тебя там до конференции поят кофе, а после предлагают красивый щедрый фуршет – журналисты были просто «в шоколаде». Сейчас все это урезано, а если еще и встречается, то только у богатых компаний, хотя, по ощущениям, их уже не так много.

– Как влияют на деловую среду различные бизнес-форумы, фестивали?

– Безусловно, хорошо. Есть, конечно, предприниматели, которые категорически отказываются слушать мотиваторов, но есть и такие, которым это нужно. Например, тот же Тони Роббинс, которого все бесконечно ругают, свою аудиторию стабильно собирает. Три года назад трендом были мотиваторы, в прошлом году – нетворкинг, то есть люди на форумах вдохновились и теперь хотят друг с другом знакомиться, чтобы достигать целей, а в этом году они хотят уже сами научиться и после фестиваля начать что-то делать. Людям это нравится, они образуют сообщества и хотят что-то сами создавать. Я, например, знаю, что у нас уже сложилась своя «тусовка» из тех, кто приходит к нам каждый раз: им важно собраться с единомышленниками, познакомиться, поговорить. И теперь наши бизнесфорумы обязательно у них в календаре, а раньше такого не было. Приходишь на фестиваль, и тебе комфортно, потому что ты видишь людей, которые пришли сюда за тем же: за знаниями, знакомствами. И ты уже легко с кем-то общаешься, потому что он тоже к этому готов. Мы активно используем такую вещь, как speed-dating, людям в таком формате комфортно. Они понимают, зачем приходят, и, знакомясь, быстро рассказывают друг другу, чем занимаются, раздают визитки. В этом тоже польза, и это становится привычным.

– А какие темы для обсуждения, по вашему опыту, наиболее популярны у молодых предпринимателей?

– Продвижение, продажи – самые актуальные темы.

 – Когда несколько лет назад вы запустили Big Business Fun Festival, в чем изначально было его отличие от других бизнес-форумов и как со временем трансформировался ВВFF?

 – Так как наша компания занималась застройкой летних фестивалей, а я пришла в эту среду из корпоративного бизнеса, то сразу обратила внимание, что совсем нет бизнес-мероприятий на открытом воздухе. И, как бы рискованно ни звучало ореn air в Питере, идея всетаки родилась. Так мы фактически стали первым корпоративным business open air в мире. Изначально идея была в том, чтобы втянуть в мероприятие именно предпринимателей, но предпринимательское сообщество всегда небольшое, и в Питере больше полутора тысяч участников не соберешь (из тех, кто хочет учиться). Поэтому решили подтянуть к фестивалю еще и людей, которые активно влияют на успех своей компании – продавцов, руководителей отделов. Еще работая в «ВестКолле», я заметила, как замкнуты сотрудники внутри своей компании. Да, им нравится то, чем они занимаются, но серая погода, дождливый Питер удручают. Можно, конечно, что-то почитать про селебрити в Интернете – и дальше работать. Таких людей в городе тысячи. Но ведь и им нужно вдохновляться, поднимать жизненный настрой, потому что деньги – не то, что мотивирует в первую очередь. В первый же год фестиваля мы приглашали звезд. Какой был восторг, когда сам Друзь играл со всеми в «Что? Где? Когда?». Это ведь мы, ивентщики, привыкли часто общаться по работе с известными людьми. Коллеги спрашивали меня, ну и что с того, что Друзь придет, а я отвечала: только не для этих людей! И, кстати, в фотоотчетах потом снимков с ним было гораздо больше, чем с кем-либо еще. Идея заключалась в том, чтобы фестиваль рос, чтобы люди на нем знакомились с такими же, как они сами, и потом возвращались сюда снова и снова, в своих брендированных футболках, чтобы разные команды играли друг с другом. Я помню, на первый фестиваль компания «Термекс» купила 100 трехдневных билетов, и каждый день с этого предприятия приходила новая группа из 100 человек. То есть фактически они свой корпоратив у нас на фестивале провели, и им понравилось – в прошлом году тоже были. И таких компаний много. Кто-то идет на продажи, кто-то на маркетинг – кому что интересно. Понятно, что каждый раз нужно долго всех раскачивать, плюс эйчары говорят: «А что там полезного? Просто потусоваться идут». Тогда подробно рассказываешь, что будет. Говоря про фестиваль, мы сравниваем: «Знаете, это как Geek Picnic или «О, да! Еда!», только под открытым небом». Но многие при этом удивляются и спрашивают, а что такое Geek Picnic и «О, да! Еда!»? И тогда понимаешь, сколько же еще людей, которые вообще не в курсе, что существуют подобные мероприятия. Зато потом, уже после фестиваля, они возвращаются в офис и чувствуют себя совсем иначе. Прошлогодний фестиваль всем очень понравился, негативных отзывов не было, только с погодой нам не слишком повезло. В этом году намечается настоящая феерия. У фестиваля будет другая форма: площадка поделена на две зоны – одна строгая, с бизнес-диктантом, другая более неформальная, с мастер-классами и вечеринкой. Посмотрим, как такое разграничение будет работать. Это задумано неслучайно: мы заметили по предыдущим фестивалям, что люди уже в первый день устают после учебы (а впереди у них еще два таких дня!), едут домой, а вечером отправляются на какую-нибудь прогулку, тусовку. В этом году попробуем это использовать: днем воркшопы, а ночью – фестивальная развлекательная программа.

– Не было идеи расширить масштаб фестиваля через франшизу?

 – Он пока не готов к этому, мы еще многое отрабатываем. Для франшизы нужна четкая сетка плана мероприятия, а у нас еще не все до конца придумано. Плюс тут важна прибыль – то есть мы должны сказать франшизе, когда начнем зарабатывать, а мы еще не начали.

 – Кстати, как рассчитывается стоимость билетов на фестиваль и какова она будет в этом году?

 – Рассчитываем просто: исходя из бюджета мероприятия, считаем, сколько можем привлечь людей. В этом году нам очень повезло, Единый центр предпринимательства нас поддержал, и на одну часть фестиваля вход будет свободным. Это вообще-то беспрецедентный случай, когда мероприятие такого уровня и формата бесплатно. Также благодаря поддержке центра у нас появилась возможность провести вторую часть фестиваля в ЛюмьерХолле, где самая высокая цена билетов будет 3,9 тыс. рублей за два дня (VIPзона – 40 тыс.). Это притом что само мероприятие очень дорогое: только аренда площадки стоит около полутора миллионов, плюс электричество, туалеты, мебель, и все еще нужно поставить, построить на площадке.

– Как, с вашей точки зрения, будет развиваться фестиваль?

– Каждый раз мы готовим сюрприз, то есть из года в год формат фестиваля модернизируется. В этом году у нас уже будет четкая схема, и мы сможем масштабироваться в регионы. Есть предложение, например, от Ставропольского края и даже от Грузии. Единственное – бизнес-тренды каждый год меняются, надо подстраиваться. Что, собственно, мы и делаем: не просто придумываем программу, а подстраиваемся под главные тренды. Если по застройке фестиваля схема в скором времени будет готова, то по темам, я думаю, мы к этому придем позже, хотя изменения всегда так или иначе будут вноситься.

– Быть женщиной-предпринимателем в нашем переменчивом мире непросто. Где вы находите источники энергии, подзарядки?

– Лучше подскажите, где их найти! Наемный сотрудник может взять два-три выходных в месяц из-за плохого самочувствия. У меня такой возможности нет, потому что если я не встану и не сделаю, то ничего не произойдет. Это и мобилизует!

У партнеров

    Реклама