Новый губернатор, новая команда в первые месяцы всегда стресс для региона, для бизнеса, который работает на конкретной территории. Даже в случае, если итоги выборов достаточно предсказуемы и избранный губернатор уже возглавлял регион некоторое время до процедуры народного признания, признаем честно, что правила игры все равно меняются, и стрессов не избежать. Впоследствии стресс исчезает (оптимистичный сценарий) — если взаимодействие бизнеса и власти выстраивается на принципах уважения и качественного диалога. Либо усиливается (пессимистичный сценарий) — в случае если новый губернатор и местные элиты так и не смогли договориться о том, как совместными усилиями работать во благо региона. Достаточно часто в этой борьбе побеждает бизнес, во многом благодаря поддержке оченькрупныхкорпораций, которые имеют деловые интересы в конкретных регионах и очень восприимчивы к поведению представителей исполнительной власти. Так или иначе оба сценария предполагают бурную и активную деятельность, которая во втором случае порой тоже приводит к реальным экономическим прорывам. Нейтральный сценарий «губернатортюфяк — бизнесменытюфяки», когда участники процесса попросту сторонятся друг друга, не рассматриваем: скучно и неинтересно.
Очевидно, что первая история наиболее комфортна для всех сторон, поэтому привычку «договариваться на берегу» необходимо ставить во главу угла в любом случае. И мы готовы помочь в этих переговорах, так как писать про реальные экономические победы гораздо приятнее, чем про падения, конфликты и сжатие бизнеса. 8 сентября прошли выборы губернаторов в нескольких регионах России, в том числе в регионах СевероЗапада: с новыми руководителями определялись жители СанктПетербурга, Мурманской и Вологодской областей. Все территории очень разные с точки зрения возможностей для экономического развития, везде специфичные условия бизнеса, но есть и общие идеи, которые на ура воспринимаются бизнессообществом каждого из регионов. Просьба номер один: чтобы правила игры не менялись постоянно, были устойчивыми и просчитываемыми. Просьба номер два: чтобы бизнес воспринимали как полноценного и умного участника дискуссии о том, как развивать регион. И просьба номер три: чтобы бизнесу помогали, благо различных программ поддержки деловых инициатив придумано много, и главное — эти программы не секвестировать.