Игра в компенсацию

Бизнес и власть
Москва, 23.12.2019
«Эксперт Северо-Запад» №1 (774)
Дмитрий Глотов: «Все игроки — не только телекома, но и других направлений в сфере digital — идут в сторону пакетных предложений»

ФОТО: АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

По прогнозам IDC, в 2018 году рост объема мирового телеком-рынка будет минимальным — менее 1%. И на резкий взлет в 2019 году аналитики, к сожалению, также не надеются. Российский телеком, как и многие другие, переживает далеко не самые простые времена. О том, за счет чего отдельный представитель данной индустрии может расти, где искать точки роста для компенсации стагнации рынка и добавит ли запуск сетей 5G оптимизма, рассказывает директор Западного региона компании «ВымпелКом» Дмитрий Глотов.

— Телеком в последние годы — отрасль с высоким уровнем конкуренции и невысокими прибылями. На что и почему нужно делать ставку, чтобы сохранять бизнес в таких условиях?

— Дело в том, что в телекоме клиент уже давно сформировал свои требования, и год от года они становятся все более высокими. Поэтому прежде всего мы делаем ставку на то, чтобы наш базовый сервис — мобильная связь — был доступен в максимально возможном количестве мест и в то время, когда абоненту необходимо им воспользоваться. Второе, безусловно, это то предложение, тот тарифный план, который будет полностью удовлетворять потребности абонента и состоять из оптимального набора минут, мегабайтов за разумные деньги. Ведь абоненты оценивают оператора по совокупности факторов: цена и наполненность продукта, качество сети, комфорт и удобство услуг и возможность пользоваться все большим количеством сервисов. Именно на этом мы фокусируемся и, соответственно, на это делаем ставку.

— В индустрии давно ведутся разговоры о том, что конвергентные предложения должны стать наиболее востребованным продуктом, но реальная статистика этого не подтверждала. Реклама «Билайна» в последнее время нацелена во многом на продвижение именно таких решений. Значит ли это, что время пика популярности конвергентных предложений все-таки пришло?

— Да. Более того, именно «Билайн» стал первым оператором, который создал честный конвергентный продукт. Не квазиконвергентный, где два или три счета соединялись в один и от клиента все равно требовались какие-то дополнительные действия, а настоящий. Мы создали единый счет, с которого абонент оплачивает и мобильную связь, и Интернет, и телевидение. Плюс в него же добавлено семейное предложение, в рамках которого глава семьи может следить, чтобы его близкие оставались на связи. Это удобно с точки зрения контроля расходов.

Мы видим, что услуга пользуется большой популярностью, а другие игроки рынка движутся в этом же направлении. Появляются какие-то партнерства для предоставления подобных сервисов. Пока они не всегда совершенны, но уверен, что в обозримом будущем на рынке появится больше полноценных конвергентных продуктов.

— Предложения, которые в последнее время «Билайн» выводит на рынок, зачастую вызывают вопрос: как компания намерена получать прибыль, предлагая услуги за рубль или продвигая лозунг «Не плати»? Разрушителен ли для выручки компании и для рынка в целом такой подход?

— Сегодня все игроки — не только телекома, но и других направлений в сфере digital — идут в сторону пакетных предложений. Например, продают музыкальный контент, видео и много других сервисов в одном пакете. Есть индивидуальные офферы: ты покупаешь пакет только для себя, пользуешься всеми сервисами один и платишь за это. Однако есть возможность подписаться на предложение для всей семьи или собрать внутри этого пакета несколько офферов, получив таким образом финансовую выгоду для себя, удобство, возможность делиться сервисом с семьей или друзьями, «шерить» пакет на несколько устройств. Компания-создатель этого предложения получает удовлетворенного абонента, который намного дольше и больше живет с оператором.

Наше предложение нацелено на лояльность. Таким подходом мы, кроме прочего, воспитываем у клиентов культуру потребления контента и услуг. Абоненту удобно, комфортно, приятно. Перестанем ли мы выводить на рынок такие предложения? Не знаю. Ситуация на рынке может кардинально поменяться за полгода или даже быстрее. Если это произойдет, то и мы поменяем стратегию, но пока она работает и приносит деньги.

— То есть это не демпинг?

— Нет. Если же говорить про то, что влияет на рынок, то есть отдельные территории, где действительно присутствует ценовой демпинг. Вот это, на мой взгляд, как раз и приводит к негативным последствиям для телекома в целом. Ведь мы работаем на рынке, который испытывает довольно непростые времена. Рост в несколько процентов сейчас считается позитивным, бурного прироста прибылей нет ни у кого. И такой демпинг может нанести серьезный вред всем, даже тому, кто такое предложение вывел на рынок.

— Какова специфика петербургского телеком-рынка и рынка региона, находящегося в зоне вашей ответственности? Есть ли серьезные региональные отличия в B2B и B2C-сегментах?

— Если говорить про географию нашего региона в целом, то он очень неоднороден (помимо городов СЗФО: Санкт-Петербурга, Архангельска, Калининграда, Мурманска, Пскова, Великого Новгорода, Петрозаводска, Вологды — в Западный регион компании «ВымпелКом» входят такие города, как Воронеж, Тамбов, Липецк, Белгород, Курск, Орел, Брянск. — «Эксперт С-З»). К примеру, для северной части характерны огромные пространства с территориально распределенным населением, что накладывает на нас как на оператора серьезные требования с точки зрения покрытия. Следовательно, затраты там выше, однако мы должны предлагать такие же конкурентные тарифы, как и в других областях — например, в том же Черноземье, где население проживает очень компактно. Задача непростая, но мы ее решаем.

Петербург же, как второй по размеру город страны, разумеется, отличается. Прежде всего абоненты здесь очень требовательны. Если говорить про структуру дата-трафика, который генерируется абонентами в нашей сети, то здесь у нас 90% всего трафика «живет» в сетях LTE. И этот показатель растет по мере того, как обновляются абонентские устройства. Вторая значимая особенность состоит в том, что местные абоненты активно путешествуют по Ленобласти и России. Все это требует от нас серьезного подхода к развитию сети.

Кроме того, в Петербурге много федеральных бизнес-игроков, в том числе госкорпораций. С одной стороны, это открывает перед нами большие перспективы, делая регион весьма интересным для реализации цифровых бизнес-проектов. С другой — такая концентрация крупного бизнеса приводит к большой конкуренции среди операторов и игроков IT-рынка.

Трафик уходит в галоп

— Какие технологические тренды определяют стратегию развития компании и отрасли?

— Это Big Data и искусственный интеллект. Решения в этих областях должны компенсировать недостаток роста телеком-рынка и придать положительную динамику выручке. Но нужно понимать, что те потребности, которые сформированы у абонентов всех операторов, в большинстве своем все еще остаются базовыми: люди хотят хлеба и зрелищ. И если хлеб — это не к нам, то зрелища — наша сфера. Мы являемся проводником видео-, аудиоконтента, общениях в соцсетях, спрос на которые все быстрее растет. Так что мы должны обеспечивать удовле­творение в первую очередь этой потребности.

Есть еще и третья составляющая между нами и абонентами — производители устройств, которые делают их все более мощными, быстрыми, больше потребляющими трафик. Они тоже стимулируют развитие этого направления. Если раньше девайс мог позволить себе выкачать в месяц при самом современном и жаждущем информации владельце 1 гигабайт, то сейчас уже 7 и более. А в ближайшей перспективе ежемесячный трафик будет исчисляться десятками гигабайтов и расти галопирующими темпами.

И это накладывает на операторов ответственность за то, что наша сеть сможет это все через себя пропускать, с минимальными задержками с точки зрения отклика. Мы стараемся справляться с задачей. Недавно Роскомнадзор опубликовал результаты исследования развития сетей связи за третий квартал, и «Билайн» стал лидером по приросту количества базовых станций 4G относительно третьего квартала прошлого года. Мы строим быстрее себя, быстрее других игроков и темпы снижать не планируем. В этом квартале результаты также будут хорошими.

Так что в целом из-за растущих потребностей абонентов индустрия становится все более капиталоемкой.

— 5G сможет помочь решить проблему?

— Как минимум расширит возможности цифровизации, однако сначала индустрии надо решить ряд вопросов. Многое зависит от того, насколько быстро и обоюдовыгодно государству и операторам удастся договориться о запуске сетей пятого поколения — будь то частотный или инфраструктурный вопрос или в принципе выбор модели запуска. Надо определиться, будет ли это строительство вестись каждым из операторов отдельно или каким-то объединением. Чем быстрее этот вопрос решится, тем быстрее технология будет запущена и тем быстрее будет развиваться любая индустрия, которой интересна сеть пятого поколения. А если смотреть широко, то это интересно всем: от финансовых рынков и медиа до медицины и сельского хозяйства. Повсеместный высокоскоростной Интернет позволит делать любой цифровой проект дешевле, быстрее, проще.

Все операторы к этому готовятся сейчас. Мы как большой игрок рынка свои сети к этому также готовим: за последние два года мы сделали серьезный рывок в Петербурге: построили более тысячи станций 4G, более тысячи — 2G и 3G, модернизировали свое оборудование. Завершим модернизацию в первом квартале 2020 года — в результате у нас будет самая современная сеть в городе. И в 2020 году нас ждет большой проект «Суперсити». Инвестиции в него превысят совокупные вложения в развитие сети за последние два года. Это будет новое покрытие и в районах новой жилой застройки, и в областных населенных пунктах, и в коттеджных поселках.

— Каковы планы компании на будущий год?

— Проект «Суперсити» в ближайшие два года будет основой для множества других проектов. Они будут связаны и с продажами, и с маркетинговой политикой, и со многими другими направлениями. Мы понимаем, что сеть построить мало: необходимо, чтобы абоненты почувствовали разницу и получили новые возможности. Это касается и массового, и бизнес-рынка. Поэтому мы планируем реализовать ряд интересных кейсов. Один проект будет направлен на развитие сети связи в одном из самых популярных мест города, но пока интригу сохраним. В целом же мы рассчитываем, что благодаря реализации такой стратегии наша доля рынка в следующем году вырастет.

 

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама