Факторы успешного развития

Специальный доклад
Москва, 19.10.2020
«Эксперт Северо-Запад» №3 (776)
Стратегия партнерства бизнеса и власти, развитие кооперации — это прежде всего четкая и постоянная работа по каждому проекту

Какие вызовы стоят перед компаниями Ленинградской области в среднесрочной перспективе — ответы на этот вопрос у участников сессии BRIEF’2020 «Регио­нальные фрагменты цепочек добавленной стоимости в Ленинградской области. Успешные кейсы локализации» были разнообразными.

«Год непростой, условия, в которых оказались многие компании, не способствуют их динамичному развитию. Тем не менее благодаря тому, что в Ленобласти было принято решение не останавливать работу промышленных предприятий, некоторым из них удалось отвоевать часть рынка у тех, кто был вынужден остановить производство. Сегодня, говоря о локализации глобальных цепочек добавленной стоимости, мы говорим о процессах, начавшихся 5–10 лет назад. Здесь главный фактор успешного развития — наличие конкурентоспособной продукции. Работать нужно прежде всего с самим продуктом», — уверен заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов. «Перспектива есть. Мы в рамках нашей деятельности работаем над этим и считаем, что весь набор мер поддержки должен быть сфокусированным, чтобы вырастить конкурентоспособные компании и продукты», — говорит он.

Отношение иностранных инвесторов к происходящим в том или ином российском регионе событиям всегда были своеобразным барометром качества управления территориями. «Начинается Год Германии, и, несмотря на большое количество внешних факторов, немецкий бизнес чувствует себя в Ленинградской области неплохо», — констатирует заместитель представителя немецкой экономики в РФ, директор филиала Северо-Запад Российско-Германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко. «Наша головная организация раз в 2–3 месяца исследует немецкий бизнес в мире. Опрошено 3300 компаний: негативно на бизнес влияют ограничения из-за въезда в страны, второй фактор — снижение мирового спроса на товары и услуги. 22% немецкого бизнеса за рубежом реально рассматривают перенос производства в страну, где она находится. 38% немецких компаний за рубежом ищут поставщиков. Большая часть респондентов смотрят на рынок, на котором находятся. В России работает более 4,2 тыс. компаний с немецким капиталом, около тысячи из них — на Северо-Западе. По нашим данным, около 30% немецких компаний собираются инвестировать в Россию в ближайшие 12 месяцев», — объясняет он. По результатам опроса, Ленинградская область входит в топ-5 регионов с наилучшими условиями для инвестиций. В 2019 году товарооборот между ФРГ и Ленобластью составил 560 млн долларов, это 13-е место среди регионов России. Из перспективных отраслей — энергетика, логистика, судостроение, автомобилестроение, агропромышленный комплекс.

«В России мы работаем давно, но локальное производство открыли только год назад», — вспоминает генеральный директор компании «СЕВ-ЕВРОДРАЙФ» Владимир Золотарев. «Факторы, позволившие принять положительное решение, — логистика, локация и география, мы международная компания, заводы есть также в Финляндии и Германии. Вторая история — кадровый потенциал. Мы занимаемся сложной техникой, а значит, нам нужны высокопрофессиональные кадры. И конечно, мы уже оценили тот высокий уровень комфорта, который существует в Ленинградской области во взаимоотношениях между бизнесом и властью», — говорит Владимир Золотарев.

«Изначально мы сразу стали работать с местными поставщиками, это была наша стратегия. У нас 1100 российских поставщиков по всей России, мы готовы увеличивать их количество и дальше, производственный процесс в силу специфики нашего бизнеса невозможно строить без них. Как выбираем? Принцип надежности и устойчивости. И конечно, принцип финансовой состоятельности. Нам важно, чтобы поставщик разделял наши ценности, что касается законности и добросовестности ведения бизнеса. У нас есть свой кодекс, важно, чтобы наши принципы были важны для наших поставщиков.

Наша стратегия работы с поставщиками — стратегия партнерства», — объясняет директор по устойчивому развитию и корпоративным программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ирина Жукова.

Партнерские взаимоотношения достаточно сложно выстроить при сотрудничестве с государственными компаниями, которые работают только в рамках ФЗ-223 и ФЗ-44. Вопрос тех же закупочных сессий — более простая процедура для реализации совместных проектов — для компаний с госучастием пока только обсуждается. «В рамках законодательства политика определения производителей и поставщиков выстраивается на трех принципах: качество, стоимость, сроки», — говорит начальник отдела аудита поставщиков и импортозамещения Департамента развития поставщиков и координации ОКР АО «ОСК» Виталий Кочуров. К примеру, сейчас решение о локализации производства в Ленобласти приняла одна из немецких компаний, занимающаяся производством судового оборудования. При этом и в России есть заводы, которые выпускают такое же оборудование. «Два производителя одного оборудования будут конкурировать между собой. Вопрос прост — качество и сколько стоит. Приятно, что немецкая компания придет в Россию, второе — у нас при сложном технологическом судовом оборудовании требуются навыки и технологии, которых нам пока не хватает. Активно над этим работаем. Если российский производитель производит качественную продукцию, заказчики с удовольствием ее используют», — полагает Виталий Кочуров.

Инвестиционные показатели в Ленобласти традиционно высоки 16-01.jpg
Инвестиционные показатели в Ленобласти традиционно высоки

«Продукт, технологии — это ключевые истории как в вопросах формирования цепочек добавленной стоимости, так и в вопросах локализации, импортозамещения и надежного долгосрочного экспорта», — считает генеральный директор АО «ЭКО РЕСУРС» Сергей Деменюк. Компания уже несколько десятилетий выпускает натуральные красители и сейчас проходит очередную стадию развития. По словам Сергея Деменюка, важно уже в среднесрочной перспективе стать системным бизнесом. «Сейчас программа 3 А — анализируем ситуацию на производстве (пищевая безопасность, стандарты качества), алгоритмизируем процессы и автоматизируем промышленную площадку. Все эти проекты требуют поддержки со стороны государства, с некоторыми вещами нам трудно справиться самостоятельно. При поддержке Агентства экономического развития Ленобласти будем больше внимания уделять развитию технологий и созданию связей по горизонтали. Ждем, когда нам удастся получить разрешение на строительство второй очереди, рассматриваем более широкое производство красителей из локального местного сырья, это будет следующим этапом нашей работы», — говорит он.

Вопрос возникновения региональных цепочек очень интересен, подтверждает генеральный директор ООО «Агентство территориального развития «М10» Михаил Косарев: «Если для крупного бизнеса регион, как правило, лишь одно из мест сбыта готовой продукции, то для малого бизнеса региональные цепочки поставок имеют огромное значение для развития». Примером цепочки он назвал возможности индустриального парка, где расположены и производители, и логистические центры. Региональное сырье перерабатывается местными нишевыми переработчиками, которые имеют возможность сразу поставлять продукцию логистическому оператору, откуда готовая продукция распределяется в торговые сети. «В таком случае региональные цепочки — основной канал сбыта», — добавляет он.

Индустриальный парк «М10» будет развивать новые инвестиционные проекты. «Будет развиваться логистическая отрасль в силу географических особенностей. Второе направление — приход предприятий малого бизнеса, которым мы поможем перейти в следующую фазу развития, чтобы создать небольшое, но свое новое современное производство. Ленобласть будет расти, ожидаем приход предприятий среднего бизнеса, которые видят в качестве своих рынков все регионы России, страны Балтии, страны Восточной Европы. Наше развитие как индустриального парка зависит от развития Ленобласти в целом. Еще раз благодарим экономический блок правительства Ленинградской области за создание системных условий. В ручном режиме как наши проекты, так и проекты других инвесторов невозможно было бы реализовать», — полагает Михаил Косарев.

 

Санкт-Петербург

 

Работаем с регионами проактивно

 

Дмитрий Ялов 16-02.jpg ФОТО: АЭРЛО
Дмитрий Ялов
ФОТО: АЭРЛО

Заместитель председателя правительства Ленобласти по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов рассказал «Эксперту Северо-Запад» о том, что становится мотивацией для инвесторов, готовых реализовать в регионе новые проекты

Экономика России вновь разочаровала скептиков. Несмотря на все риски, ситуация сегодня выглядит несколько лучше, чем думали эксперты в разгар пандемии и карантинных мероприятий. По последней оценке Минэкономразвития РФ, падение ВВП по итогам года составит 3,9%, хотя раньше прогнозировалось до 5%. Что касается Ленинградской области, то мы наблюдаем позитивную тенденцию каждый месяц. У нас улучшается индекс промышленного производства — он падал почти до 97%, а сейчас уже на уровне 98,5%.

В вопросе восстановления экономики мы в первую очередь надеемся, что не придется опять прибегать к жестким карантинным мерам, как это было весной, поскольку это сильно ударило по сервисной, городской экономике. Она не имеет большого «веса» в валовом региональном продукте, но очень чувствительна с точки зрения занятости. Промышленные предприятия области не останавливались ни на день, но важно понимать, что для них огромное значение имеет спрос на продукцию, а он зависит от динамики добычи нефтегазовых ресурсов.

В целом мы ожидаем, что следующий год уйдет на восстановление экономики и к 2022 году мы выйдем на докризисный уровень. Но пандемия — это не повод останавливать работу в части привлечений инвестиций, наоборот, мы сделали некоторые выводы для себя и наметили новые тенденции в этой работе. Мы не из числа «пассивных» регионов, которые просто ждут инвесторов, а из тех, кто пытается предугадать и разобраться — зачем инвестору к нам приходить.

До 2012 года ответ на этот вопрос был прост — крупнейшие мировые компании, ориентированные на потребительский рынок, локализовались во всех крупных региональных рынках, в том числе в России. Сейчас все они уже осуществили инвестиции, и возникает вопрос: а зачем новым компаниям приходить к нам? Мы не самая дешевая страна в мире. У нас большой рынок, но у Евросоюза или Китая он в разы больше. Близость к рынкам сырья? Да, но все, что можно было сделать с переработкой сырья с участием внешних инвесторов, уже сделано.

Выделили четыре фактора, которые становятся некими мотиваторами для инвесторов в вопросе размещения новых мощностей. Во-первых, это приближение производств к своим потребителям: нужно быть ближе к рынкам сбыта, чтобы обеспечить оперативность поставки, качество сервиса и чувствовать рынок на кончиках пальцев. Второй момент раньше рассматривался исключительно с точки зрения продовольственной безопасности. В период карантина мы увидели, как привычные цепочки добавленной стоимости просто рассыпались, поскольку все крупные производители средств индивидуальной защиты, томографов, аппаратов ИВЛ и комплектующих к ним прежде всего обеспечивали свои страны.

Третий тренд связан со снижением доли труда в себестоимости продукции. Новый уровень роботизации и цифровизации производств позволяет это. Как только расходов на труд становится меньше — нет смысла размещать производство в Азии, экономя на зарплате. Можно создавать предприятие в России с низкой стоимостью энергоресурсов, средней стоимостью труда и высоким уровнем автоматизации.

Четвертым пунктом я бы выделил тот стимул, который создает российское государство, когда для госзакупок используется только российская продукция. Минпромторг России создает определенные стимулы, чтобы крупные производители автотехники и дорожного хозяйства производили не крупноузловую сборку, а глубокую локализацию.

Нам кажется, что эти тренды сегодня ключевые для принятия решений об инвестициях и для эффективного встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. И в этом направлении мы в ближайшее время будем работать, проанализируем — в каких сферах такие инвесторы могут появиться, выходить на них и предлагать разместиться в Ленинградской области. Это могут быть отрасли, связанные с обслуживанием базовых сырьевых секторов — нефтегазовых переработчиков, производителей минеральных удобрений, того, чем мы сильны в регионе и в стране. 

В области заявлены крупнейшие логистические и перерабатывающие комплексы в этой сфере. Самый известный — комплекс переработки этансодержащего газа в районе Усть-Луги с объемом инвестиций более 2 трлн рублей. Есть нефтегазовые компании, которые ищут инновационные технологии, позволяющие снизить стоимость производства, и, учитывая научный потенциал Петербурга, мы могли бы тоже поучаствовать в таких проектах. Еще одна ниша — зарубежные производители комплектующих, те, кто работал на B2B рынке. Например, компания Knorr-Bremse занимается производством компонентов и систем для магистрального и городского железнодорожного подвижного состава. До конца года компания планирует ввод в эксплуатацию завода в Ленобласти по производству и ремонту тормозных систем, в том числе для метрополитена и РЖД. Еще один пример — российское подразделение южнокорейской компании DRB реализует в нашем регионе проект по производству автокомпонентов и запасных частей для компании «Хенде» в рамках программы по локализации автопроизводителей. На территории Ленинградской области этот механизм уже начинает работать, происходит перестройка инвестиций, и мы постараемся вовремя этот тренд изучить и работать с инвесторами в проактивном режиме.

 

Государство на стороне бизнеса

 

Анастасия Михальченко 16-03.jpg ФОТО: АЭРЛО
Анастасия Михальченко
ФОТО: АЭРЛО

Директор Агентства экономического развития Ленинградской области (АЭРЛО) Анастасия Михальченко — о конкурентных преимуществах региона и о правилах работы с инвесторами

Ленинградская область — сильный промышленно развитый регион с уника­ль­­­ным географическим положением, развитой инфраструктурой и удобной логистикой. В агломерации с Петербургом Ленобласть является вторым по величине потребительским рынком в России, обладает высококвалифицированным рынком труда. Кроме того, область расположена близко к Европе, имеет выход к морю. Нельзя не отметить развитие масштабных портовых проектов на Балтике.

Средний объем инвестиций в основной капитал за последние три года оценивается в размере более 450 млрд рублей в год, что составляет более 35% ВРП региона, с чем могут сравниться только ведущие мировые экономики. За последние 6 лет прирост ВРП Ленинградской области превышал прирост ВВП России почти в 2,5 раза.

В число конкурентных преимуществ Ленобласти входит также последовательная инвестиционная политика. Все наши инвесторы отмечают системный подход в работе команды экономического блока правительства Ленинградской области, прозрачные и единые для всех условия работы. Создана система, в которой есть понятная для инвесторов единая «точка входа» в регион — Агентство экономического развития Ленобласти, которое комплексно сопровождает реализацию инвестиционных проектов.

Мы активно продвигаем преимущества региона, возможности локализации для бизнеса. Рассказываем о них на инвестиционном портале, развиваем наши социальные сети. У нас проходит много встреч с бизнесом, мероприятий, выступлений на специализированных конференциях. Как результат, Ленинградская область уверенно входит в число самых инвестиционно привлекательных регионов России согласно многим рейтингам. Но самое позитивное для нас — высокая оценка бизнеса.

Лучший показатель благоприятного инвестиционного климата — это расширение предприятий, давно работающих на территории региона. «Орими Трейд», «Филип Моррис Ижора», «Нокиан Тайерс», «ФосАгро», «ЕвроХим», «Сименс Технологии Газовых Турбин», «Рока Рус» — эти и многие другие компании выбрали Ленинградскую область для локализации своего производства и продолжают увеличивать свои мощности. Это говорит о том, что компании чувствуют себя комфортно в регионе. Мы гордимся этим.

Услуги АЭРЛО востребованы, что тоже говорит об их эффективности. На сегодня агентство сопровождает 335 инвестиционных проектов, 50 из них — иностранные. Инвесторы получают нашу поддержку на любом этапе реализации инвестиционного проекта: подбор площадки, получение разрешений на строительство, согласование инженерных подключений и изменений градостроительной документации, ввод в эксплуатацию, подбор налоговых льгот и др. Каждый проект сопровождает персональный менеджер.

Мы обеспечиваем комфортный формат взаимодействия бизнеса и власти, добиваемся сокращения сроков реализации проектов. Можно сказать, стоим на стороне бизнеса, и в этом, кстати, лучше всего помогает опыт работы большинства членов команды на той стороне. Как результат, несмотря на сложное начало года, растет количество инвестпроектов на сопровождении. Для сравнения: в 2019 году было принято 40 проектов, за 7 месяцев 2020 года — 35 проектов, в том числе 4 иностранных.

Постоянно находимся в диалоге с бизнесом, наладили и расширяем сотрудничество с российскими и иностранными бизнес-объединениями. Так мы быстро получаем обратную связь, понимаем, что действительно необходимо. Как пример, работа этой весной, когда ситуа­ция менялась ежедневно. Всем нужна была информация и понятные условия работы. Об актуальных ограничениях мы максимально понятно сообщали в форме инфографики в своих соцсетях. Чтобы исключить элементы бюрократии, оперативный обмен информацией с бизнесом наладили в мессенджерах и на закрытых онлайн-конференциях для решения узконаправленных вопросов. В результате экономический блок правительства Ленобласти обработал 400 предложений по мерам поддержки регионального и федерального уровней, в том числе предложенных бизнесом на онлайн-конференциях. Более 30 мер были внедрены на регио­нальном уровне, и около 20 предложений направлены в правительство РФ на рассмотрение.

Опыт бизнеса мы перенимаем в свою повседневную работу. К примеру, сейчас активно внедряем новую CRM-систему для работы с нашими инвесторами.

Сегодня роль инвестиционных агентств пересматривается во всем мире. Акценты смещаются с привлечения новых компаний в регионы на поддержку тех, кто уже локализовал свое производство или готов расширяться. И мы на месте не стоим, пересматриваем и расширяем роль агентства, чтобы иметь возможность максимально помочь тем компаниям, которые в этом нуждаются. К примеру, в области есть бизнес с мощным потенциалом, инициативами, но не обладающий серьезными ресурсами. Реализация их планов зависит от точечной поддержки: помощь с подбором площадки, разъяснение мер поддержки, содействие в оформлении заявок на дополнительное финансирование. Мы хотим, основываясь прежде всего на инициативе бизнеса, такую поддержку оказывать. Помогать и направлять.

Во многом идея форума BRIEF’20, который был инициирован агентством, основана именно на поддержке компаний, уже работающих в Ленобласти. Мы создаем условия для кооперации бизнеса и эффективного диалога между всеми сторонами экономики региона.

Инвестиционные показатели в Ленобласти традиционно высоки

Новости партнеров

Реклама