Не нужно вашей помощи

ФОТО: АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

Согласно многочисленным аналитическим отчетам, в условиях пандемии большинство мер поддержки бизнеса не показали свою эффективность либо не нашли своего адресата по причине бюрократических проволочек, при этом многие предприниматели почувствовали даже усиление административного и фискального давления на свой бизнес. Как изменить эту губительную парадигму?

Вести дела с госорганами предприниматели и так не очень любят и стараются их избегать по причине сложности коммуникации: уклончивости, запутанности или давления со стороны власти. Сейчас же, в условиях вынужденных ограничений, некоторые почувствовали не просто давление, а его избирательность и злонамеренность — иными словами, реально достало! При этом чиновники довольно часто не понимают, почему их «заботу», а они действительно часто движимы самыми благими намерениями, воспринимают столь остро.

Посыл всех этих историй, по сути, один — вот так он звучит на языке инвесторов и бизнеса: не надо вашей помощи, дайте информацию и не мешайте работать. Уверен, все эти ситуации не похожи на «манипуляцию» с целью получения каких-либо особых преференций. На мой взгляд, в данном случае инвесторы адекватно оценивают риски: вынос сора из избы для них — крайняя мера. Опыт взаимодействия с государством описывается при этом как «сущий ад» — сложно и долго, бестолково. И здесь тоже нет смысла не доверять оценкам предпринимателей, для которых хорошо знакомо значение слова «клиентоориентированность».

Разрешение ситуации в данном случае мне видится через упрощение взаимодействия и прозрачное формулирование того, как осуществляется поддержка со стороны государства. Методы достижения успеха для государства в привлечении и поддержке инвестиций следующие: специализация (адресность) и упрощение системы льгот, обоюдное знание и наличие арсенала таких механизмов поддержки, опыт однозначной диагностики — для быстрой и верной оценки ситуации. На языке чиновников этот принцип многократно декларировался, в том числе через необходимость внедрения и выполнения регионального инвестиционного стандарта в соответствии с пунктом 5 перечня поручений президента Российской Федерации от 31 января 2013 года № Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета РФ от 27 декабря 2012 года.

На академическом языке основы этого подхода звучат так: согласно кибернетическому принципу Росса Эшби, система себя сама усложняет — это закон любых сложных систем от физических до информационных и социально-экономических. В данном случае избыточная зарегулированность коммуникации «инвестор — государство» элементарно приводит к недопониманию и, следовательно, провоцирует выбор инвестора или государства в пользу альтернативных — более простых — вариантов реализации своих целей. Упростить все это можно четкой адресностью инициатив по льготам от государства. Например, властям нужно доходчиво объяснить бизнесу, в каких отраслях и случаях меры поддержки могут быть оказаны, а в каких — нет. Это в том числе и вопрос формирования и формулирования стратегии — инвестиционной политики государства или отдельного региона, с обозначением планов по перспективным инвестиционным объектам и инвестиционным предложениям для бизнеса со стороны государства.

Вторым улучшающим коммуникацию механизмом может стать увеличение арсенала методов и инструментов поддержки таких «объектов управления». В идеале их количество должно быть не меньше, а лучше превосходить количество состояний объектов, в данном случае — бизнеса и инвестиций, которыми гегемоны взялись управлять. Выражаться это должно в грамотном «маркетинге территории» — информировании, поиске и привлечении инвесторов в соответствии с заданными целями и ее конкурентными преимуществами. И делать это нужно на максимально доступном языке и на тех коммуникационных площадках, где инвесторы находятся.

И третья компонента данного принципа — эффективность обратной связи, то есть возможность достоверно оценивать или диагностировать реальное состояние «объекта управления». Другими словами, здесь видна слабость директивной экономики и необходимость наличия каналов не только прямой, но и обратной связи. Важно наличие практического опыта и даже ресурса при взаимодействии с инвесторами для артикуляции не только возможных мер поддержки, но и дополнительных гарантий реализуемости инвестиционных проектов. В период пандемии очень четко выявилась недостаточность только прямой связи — через выпуск циркуляров, ущербность и близорукость всевозможных онлайн-решений и даже взаимодействий посредством многофункциональных центров (МФЦ). Тем острее стала необходимость личного общения для решения накопившихся проблем инвесторов, и можно было бы вернуться к показавшим свою работоспособность механизмам взаимодействия. К примеру, через инвестиционное послание бизнесу, совет по инвестициям, штаб по административным барьерам и региональный инвестиционный форум либо другие аналогичные формы выработки совместных взаимоприемлемых решений бизнеса и государства. Тот же принцип одного окна при взаимодействии с инвесторами требует своего пересмотра и новых полномочий — не может дюжина «нянек» уберечь «драгоценное дитя», тем более в онлайн-режиме.

Новости партнеров

Реклама