Окна с видом на эпоху

Мария Инге-Вечтомова: «Сохраняя память, мы сможем лучше узнать наше подлинное литературное прошлое»

АРХИВ «ЭКСПЕРТ С-З»

С первых же дней Великой Отечественной войны два ленинградских писателя — Михаил Зощенко и Евгений Шварц — всеми силами стремились попасть на фронт. Но ветерана Первой мировой Михаила Зощенко и участника Гражданской войны Евгения Шварца не пустили воевать по состоянию здоровья. Они очень переживали. В этот момент главный режиссер Ленинградского театра комедии Николай Акимов предложил им написать военную пьесу.

Литераторы, которые были еще и соседями по Писательскому дому, тут же сели за работу. Гротесковая комедия «Под липами Берлина» была закончена в считаные дни. В ней фигурировали Гитлер и его свита (к слову, первый раз в советской литературе). Авторы произведения нисколько не сомневались в том, что немцев погонят прочь. Поставленный сразу же спектакль шел с большим успехом, но быстро был снят с репертуара. Сжималось кольцо блокады, посчитали, что комедия диссонирует с настроениями, — ситуация становилась слишком трагической…

А пьеса увидела свет только в 1987 году. Сейчас историческую рукопись комедии «Под липами Берлина» можно увидеть в Государственном литературном музее «XX век». В нем недавно произошло важное событие — обновление экспозиции. И эта рукопись, и многие другие бесценные реликвии выставлены впервые.

О реэкспозиции музея, о том, как много он значит для Петербурга и для истории мировой культуры — наш разговор со старшим научным сотрудником Марией Инге-Вечтомовой.

— Когда заходит речь о Государственном литературном музее «XX век», то нередко звучит слово «впервые»…

— Это неудивительно — наш музей находится в знаменитом Писательском доме, на набережной канала Грибоедова, 9, где жили многие известные деятели культуры. Когда-то в нем располагалась Придворная конюшенная контора, потом по указу императора Александра III в доме поселились семьи музыкантов Придворного оркестра. А в конце 1934 года трехэтажный дом надстроили двумя этажами — на кооперативные средства Союза писателей. Писатели, поэты, сценаристы, музыканты, литературоведы, артисты, ученые въехали в долгожданные отдельные квартиры из городских коммуналок. Можно представить себе их счастье.

В доме обосновались Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Борис Корнилов, Евгений Шварц, Николай Заболоцкий, Всеволод Рождественский, Павел Лукницкий, Николай Олейников, Ольга Форш, Борис Томашевский, Николай Браун, Виссарион Саянов, Александр Житинский, Юрий Инге и Елена Вечтомова (мои дедушка и бабушка) и другие.

Наш музей вырос 14 лет назад из открытого в 1992 году Музея-квартиры Михаила Зощенко. Он расположился в том небольшом жилище, в которое писатель вынужден был переехать в последние годы своей жизни, и стремительно развивался все эти годы. Сегодня в наших фондах имеется больше 19 тыс. единиц хранения. Может быть, выражение «единицы хранения» кажется скучным, но каждый материал имеет огромную ценность. Экспозиционная площадь — чуть меньше 45 квадратных метров, это две небольших комнаты. Вдова Михаила Зощенко Вера Владимировна сберегла и сохранила подлинные вещи — пишущую машинку «Рейнметалл», на ней она перепечатывала рукописи мужа, мебель — рабочую конторку, шкаф, скромную железную кровать, книги, личные вещи писателя. Все 195 дошедших до нас зощенковских экспонатов настоящие, а это редкость для петербургских музеев подобного профиля. Постепенно музей стал хранителем персональных коллекций Николая Заболоцкого, Евгения Шварца, Вениамина Каверина, Всеволода Рождественского и других великих жильцов.

Сегодня в экспозиции мы впервые показываем рукописи Михаила Зощенко — рассказ «Елка» и фрагмент одного из первых его произведений «Двугривенный», написанного в 1914 году. Писатель, сменивший множество профессий, в то время трудился контролером на железнодорожной ветке Пятигорск — Минеральные Воды.

— За каждым экспонатом порой стоят судьбы — иногда трагические…

— Писательский дом сразу получил несколько остроумных прозвищ — его называли «Недоскребом», «Надстройкой «Горе от ума», «Писательской надстройкой». Но неслучайно позже ему дали еще одно название — «многострадальный». Аресты жильцов начались фактически сразу же после убийства Сергея Кирова. На последнем этаже был такой особый подоконник — с этого места Михаил Зощенко с тревогой всматривался через окно в темноту, пытаясь увидеть, не въезжает ли во двор очередная черная машина.

Под колесо репрессий тридцатых годов попали более 20 человек из Писательского дома. Домой смогли вернуться не все. Около парадных Писательского дома установлены таблички программы «Последний адрес», где выбиты имена Юлия Берзина, Валентина Стенича, Павла Медведева, Георгия Венуса, Яна Калныня, Бориса Корнилова, Николая Олейникова.

Сегодня мало кто знает о жившем в доме поэте, прозаике Григории Сорокине. Он писал книги о летчиках и моряках. Его арестовывали дважды, он много лет провел в лагерях Коми АССР. В 1954 году писателя реабилитировали. Григорий Эммануилович был вызван в контору лагеря, где услышал ошеломляющую новость о прекращении дела. И пошел собирать вещи. Но по дороге в барак у Григория Сорокина случился разрыв сердца…

— Как когда-то сказал писатель Константин Паустовский, в местах памяти о замечательных людях время теряет свою разрушительную силу, не предает их забвению…

— Сохранение памяти — это одна из задач нашего музея, который не только изучает, сберегает материальное и нематериальное наследие писателей. Сохраняя память, мы сможем лучше узнать наше подлинное литературное прошлое.

— Расскажите, пожалуйста, о реэкспозиции…

— Музейная работа — это каждодневный творческий поиск, движение, ведение постоянного диалога с теми, кто к нам приходит. Желание начать реэкспозицию пришло постепенно. Мы взглянули на биографию и творчество Михаила Зощенко с другого ракурса, а центральной темой новой экспозиции стала автобиографическая повесть «Перед восходом солнца», которая сыграла в его судьбе огромную, роковую роль.

На основе повести созданы семь новых витрин — семь историй, рассказывающих о наиболее значимых эпизодах жизни и творчества писателя, начиная с детства. Представлены новые редкие фотографии и материалы. Научная основа соединяется с самыми современными технологиями — с помощью электронного этикетажа, тач-панелей и QR-кодов можно не только посмотреть мемориальную комнату Зощенко с необычных ракурсов, но и увидеть кинохронику прошлого века, услышать голоса давно ушедших литераторов, в том числе и самого Михаила Зощенко, читающего рассказ «Расписка». Запись была сделана в начале тридцатых, когда он находился на пике славы. И она единственная дошедшая до наших дней.

— Вам не хватает пространств. И одна из новых планшетных выставок появилась прямо во дворе «Писательской надстройки»…

— Она рассказывает о разных периодах истории дома: представлены дореволюционная эпоха, связанная с деятельностью Придворного музыкантского хора, время массовых политических репрессий, блокада Ленинграда. QR-метки новой экспозиции раскрывают оцифрованные документы и фотографии, которые в другом формате недоступны из-за малых размеров нашего экспозиционного пространства. Каждый из девяти стендов привлекает внимание. Но больше всего наши посетители задерживаются у стенда «Гости Писательского дома».

К писателю, ученому Борису Эйхенбауму приходили Ираклий Андроников и музыкальный критик Иван Соллертинский. У писателя Михаила Слонимского бывали композиторы Юрий Шапорин, Дмитрий Шостакович. К поэту, переводчику Александру Гитовичу часто приходил его друг — поэт Михаил Светлов. А Евгений Шварц общался у себя в крохотной квартирке с режиссером Николаем Акимовым, дал вторую творческую жизнь актрисе Янине Жеймо.

У известного ученого, писателя, критика Бориса Томашевского нередко гостила Анна Ахматова. Из этого дома Анна Андреевна в годы блокады была эвакуирована в Ташкент. К Борису Томашевскому и его дочери Зое также заходили поэт Иосиф Бродский и музыкант Святослав Рихтер.

— Писали о том, что вопрос с помещениями для музея наконец решился…

— Благодаря правительству Санкт-Петербурга в 2020 году музей получил два новых помещения. После капитального ремонта в современное фондохранилище на Подольской улице переедут фонды. А на Петроградской стороне, вблизи Австрийской площади, примерно через два года откроется новый выставочный зал.

— Недавно музей «ХХ век» вошел в Ассоциацию литературных музеев России. Это означает, что музеи страны теперь будут больше взаимодействовать друг с другом?

— Безусловно. Один из наших действующих проектов — участие в межмузейной выставке «Поэты и музы», которая проходит в Москве, в Государственном музее А. С. Пушкина на Пречистенке под эгидой Ассоциации литературных музеев. Выставка посвящена подругам, женам, музам, спутницам русских поэтов, писателей XVIII–XX столетий, которые вдохновляли их на создание великих произведений.

На выставке экспонируются ранее не опубликованные материалы: письма Михаила Зощенко к жене Вере Зощенко и к его подруге Лидии Чаловой, рукопись Веры Зощенко с расшифровкой записей мужа и комментарии к ним. Мы отправили в Москву также письма Евгения Шварца к жене Екатерине, редкие семейные фотографии.

Санкт-Петербург