Собрать информацию

Чем больше наша «воронка» и чем чаще клиенты применяют в работе «Мобильный репортер ПГК», тем лучше мы понимаем их требования, качественнее работает сам сервис, объясняет Ольга Умнова

ПГК

После всех вызовов 2020-го рынок грузоперевозок постепенно восстанавливается, в том числе это касается роста спроса на продукцию основных клиентов транспортно-логистических компаний. Обострение конкуренции, связанное со снижением грузовой базы и профицитом вагонов на сети, перешло в устойчивую фазу. Удаленный формат работы и постоянные ограничения показали перспективность цифровизации бизнеса. Более того, дали возможность отработать технологии на практике, ускорили разработку и внедрение многих ИТ-продуктов.

В частности, Первая грузовая компания (ПГК) представила своим партнерам инновационный цифровой сервис «Мобильный репортер ПГК». Он основан на принципах оперативного сбора информации пользователями о состоянии грузовых вагонов. Это комплексное цифровое решение позволяет ПГК, управляющей парком в 113 тыс. грузовых вагонов, автоматизировать и ускорять процессы приемки и забраковки крытых вагонов, отслеживать действия с каждым из них в режиме онлайн и создавать актуальный цифровой профиль каждого вагона в динамике. Проект стал лауреатом Х Всероссийской премии «Эксперт года — 2021» в номинации «Энергетика, транспорт и логистика».

Руководитель направления логистических проектов ПГК и активный участник команды разработчиков Ольга Умнова пояснила «Эксперту Северо-Запад» основные принципы нового сервиса и рассказала о его влиянии на улучшение бизнес-процессов в компании.

— Идея сервиса «Мобильный репортер ПГК» — как она возникла?

— Цифровизацией процессов сегодня занимаются практически все. Но еще есть консервативные отрасли и направления, живущие по давно устоявшимся принципам. Один из примеров — оформление железнодорожных документов, фиксирующих коммерческую непригодность подвижного состава. Речь идет об актах ГУ-23.

Проблема в длительном процессе, плюс грузоперевозчик не видит причины, почему вагон забракован. В итоге приемо-сдача вагона становится тяжелым, трудоемким процессом. Это было настоящей болью не только для ПГК, но и для наших клиентов, которые не могли обеспечить стабильную отправку продукции из-за замены вагона. Мы, как оператор, несли затраты на простой, подачу и отвод вагона, а помимо этого получали большие репутационные риски, влияющие на лояльность клиентов. Поэтому появилась идея сделать сервис, который помогает снизить количество коммерчески непригодных вагонов, сокращает время обработки поступившей информации и минимизирует финансовые потери для нас и наших клиентов.

Разработкой такого сервиса занялась команда специалистов, представляющих разные подразделения ПГК, под руководством заместителя начальника департамента перевозок промышленных грузов и товаров народного потребления Роберта Буйдова. Кросс-функциональность нашей экспертной группы позволила учитывать интересы разных направлений бизнеса и создать тот проект, который в итоге приносит нам столько пользы.

Основной принцип «Мобильного репортера ПГК» в чем-то повторяет получение автомобиля в каршеринге. Как вы знаете, перед тем как сесть за руль, пользователь каршеринга осматривает автомобиль, и, если обнаруживает повреждения, он фотографирует их и отправляет своему оператору. У нас все происходит примерно так же, только чуть более масштабно.

В app-приложении «Мобильный репортер ПГК» есть анкета по осмотру вагонов, такой своеобразный чек-лист. Конечно, и прежде наши клиенты могли прислать нам, к примеру, e-mail или СМС-сообщение о том, что обнаружен коммерчески непригодный вагон. Но в чек-листе мобильного приложения эта информация более структурирована, к ней прилагаются свежие фотографии. Поскольку данные постоянно обновляются благодаря новым осмотрам, автоматически собирается актуальное цифровое досье на каждый вагон и формируется подробная цифровая база подвижного состава. Начать мы решили с крытых вагонов, принадлежащих ПГК. На данный момент проинспектировано порядка 75% от их числа.

По сути, мы создали удобный продукт для контроля за качеством подвижного состава. Клиенты этот инструмент уже оценили — «Мобильным репортером ПГК» пользуются многие наши грузоотправители. Каждый сигнал клиента позволяет оперативно принимать решение по проблемному вагону. Он либо отправляется в ремонт (и тогда мы предоставляем клиенту другой вагон), либо ремонтируется на путях клиента.

Чем больше наша «воронка» и чем чаще клиенты применяют в работе «Мобильный репортер ПГК», тем лучше мы понимаем их требования, качественнее работает сам сервис. В дальнейшем у нас будет предиктивная аналитика, позволяющая, к примеру, заранее предусмотреть, какой именно вагон лучше направить конкретному клиенту с учетом его предпочтений и характера перевозки.

— В чем выгода этой разработки?

— Самое важное: помимо того что ПГК сокращает расходы на простой и траты на отвод вагона, «Мобильный репортер ПГК» дает возможность контролировать состояние подвижного состава в моменте. А значит, постоянно улучшать его качество и, как следствие, повышать лояльность клиентов. Развитие сервиса повлияет также на сокращение непроизводительных порожних рейсов благодаря развитию предиктивной аналитики.

К слову, приложение позволяет контролировать и качество проведенного ремонта. В этот процесс вовлечены сотрудники и клиенты, которые с удовольствием занимаются инспектированием, потому что напрямую заинтересованы в хорошем подвижном составе.

Выгода очевидна для всех, именно этим и объясняется популярность нашей разработки. Используя «Мобильный репортер ПГК», грузоотправители снижают риск получения коммерчески непригодных вагонов. К тому же клиент ПГК может заранее увидеть всю информацию по вагону, который будет подан, ознакомиться с ранее выполненными инспекциями и понять, в каком он состоянии сейчас.

В настоящее время мы завершаем интеграцию «Мобильного репортера ПГК» с программой SAP, что обеспечит прозрачность и ускорит все процессы — от подачи заявки до взаиморасчетов.

— Насколько я знаю, этот проект стал первым проектом «цифровой фабрики» ПГК…

— Да, мы приступили к активному внедрению цифровых сервисов. У нас и прежде была сильная экспертиза, основанная на глубокой проработке вопросов по взаимодействию с РЖД, клиентами, вагоноремонтными предприятиями и другими партнерами. Но опыт по реализации цифровых проектов отсутствовал. Нам удалось собрать отличную «цифровую» команду. При этом мы ориентировались на профессионализм, энтузиазм и готовность менять бизнес-процессы даже в такой консервативной отрасли, как железнодорожные грузоперевозки. Эта команда обеспечила усиление цифровых компетенций компании. И сейчас у нас в разработке достаточно большой объем инновационных продуктов, которые могут внести весомый вклад в развитие отрасли.

— Нужно признать, что энтузиазм компаний, внедряющих инновационные решения, во многом зависит от реакции на них головных партнеров. В вашем случае этот партнер — РЖД. Как выстраивается взаимодействие?

— Исторически так сложилось, что с главным перевозчиком у нас полноценное взаимодействие. Все участники транспортно-логистического рынка понимают необходимость дальнейшей цифровизации процессов. Просто не всегда тот или иной проект удается реализовать быстро. Мы выступили с инициативой, чтобы акты ГУ-23 можно было заменить с помощью «Мобильного репортера ПГК» с фотографиями на местах, провели для РЖД презентацию. Нам рекомендовали подключить к обсуждению других железнодорожных операторов, масштабировать наш продукт на весь сегмент, создать некий единый стандарт. Когда сервис будет запущен, можно будет постепенно отказаться от актов ГУ-23.

Мы готовы развивать приложение, демонстрировать его коллегам. Да, сейчас «Мобильный репортер» работает только в контуре ПГК. Но уже сегодня он показал большой потенциал и приносит огромную пользу. Мы быстро получаем информацию о забракованных вагонах, прорабатываем ее, в разы быстрее принимаем решения. В совокупности это приносит высокий экономический эффект. И то, что наша разработка может оказать качественное влияние в целом на рынок грузоперевозок, если она будет масштабирована, очень вдохновляет развивать проект.