Больше туристов
Взаимное введение безвизовых режимов способно всерьез увеличить въездной поток в Россию. В Российском союзе туроператоров (РСТ) увеличение общего турпотока иностранцев оценили примерно в 25%. «Ключевым фактором роста станет отмена виз, — заявил соруководитель комитета по въездному туризму РСТ Александр Мусихин. — Это дает значительную экономию: стоимость электронной визы составляет около $50, в то время как за обычную визу сбор превышает $150».
В 2024 г. Россию посетили 9,7 млн иностранных туристов. Если въездной туризм вырастет так, как предсказывают туроператоры, то ежегодное прибавление может составить от 212 до 254 тыс. человек. По словам директора департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития Никиты Кондратьева, к 2030 г. поток иностранных туристов в России должен вырасти до 16 млн. В нем доля китайцев должна составить около 35% — 5,7 млн (в прошлом году в Россию были совершены почти 850 тыс. поездок из КНР).
В Ассоциации туроператоров России (АТОР) «Эксперту» заявили, что «основной и бурный прирост китайского турпотока» будет заметен прежде всего в приграничных районах и крупных городах Дальнего Востока. Там рост въездного турпотока может достичь 30%.
Больше рейсов
Авиакомпании уже сейчас отмечают рост спроса среди россиян по китайским направлениям и допускают появление новых рейсов. «В осенне-зимнем сезоне мы планируем увеличение частоты рейсов по нашим традиционным направлениям, таким как Иркутск-Пекин (до 7 рейсов в неделю) и Новосибирск-Пекин (также до 7 рейсов в неделю), — заявили „Эксперту“ в S7. — В декабре возобновятся рейсы из Иркутска в Гуанчжоу, мы прорабатываем и другие маршруты в Китай из наших хабов».
Об увеличении числа перевозок сообщали и в группе «Аэрофлот», которая сейчас выполняет рейсы в 6 городов Китая: в Санью — из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Красноярска, Екатеринбурга, Владивостока, Хабаровска, Новосибирска; в Харбин — из Владивостока и Красноярска; в Шанхай — из Москвы и Владивостока; в Пекин — из Москвы и Красноярска; в Гуанчжоу и Гонконг — из Москвы. После введения безвизового режима «Аэрофлот» ожидает роста пассажиропотока между странами. Пресс-служба же «Уральских авиалиний», напротив, сообщила «Эксперту», что увеличивать число рейсов в Китай и обратно не планирует.
В РЖД не стали комментировать возможное возобновление сообщения между крупными городами двух стран. Сейчас сообщение по железной дороге обеспечивает поезд между приморским Гродеково и китайским Суйфэньхэ.
Возможный рост числа рейсов между Россией и Китаем в ходе Восточного экономического форума допускал и министр транспорта Андрей Никитин. Сейчас общее число перелетов между Россией и КНР составляет около 200. Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе утверждала, что при этом почти половина перевозок (47%) — из Москвы (на Пекин, Шанхай, Гуанчжоу), а из городов Дальнего Востока — около 22%. Она подчеркивала, что и география, и частота рейсов должны увеличиться.
По оценке туроператоров, безвизовый режим может не просто «снять барьеры», но и «открыть шлюз» для самостоятельных путешественников, которых раньше отпугивала необходиомость получения виз.
Китайцы не теряют ни минуты
Туристы из КНР предпочитают ездить группами, сообщила 9 сентября на пресс-конференции, посвященной итогам летнего турсезона-2025, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Китайские туристы бронируют туры с очень насыщенными программами. «Туроператоры говорят, что вот такие экскурсионные поездки, которые заказывают китайские туристы, не выдержал бы ни один российский турист, — заявила она. — Потому что это называется „ни минуты, прожитой зря в туре“. Чем больше музеев, экскурсий, тем ценнее каждая копейка, на этот тур потраченная».
Об увеличении интереса китайских туристов к путешествиям в Россию в связи с предстоящим введением безвизового режима писали и местные издания, например South China Morning Post. Издание со ссылкой на агентство Tongcheng Travel сообщало, что за час после заявления Владимира Путина число броней на отели и авиабилеты в Россию выросло в 6 раз.
Больше на Дальний Восток
Отмена визового режима с КНР может наиболее заметно сказаться на российском Дальнем Востоке — в силу географической близости регионов, развитых транспортных коридоров и привычки китайцев к коротким «поездкам выходного дня». Владивосток, Благовещенск и Хабаровск уже готовят новые маршруты и сервисы, рассчитанные на поток индивидуальных путешественников, сообщили «Эксперту» в РСТ. Так, в Благовещенске готовят к запуску канатную дорогу через российско-китайскую границу, она позволит отправляться в соседнюю страну не на транспортном средстве, как это требуется сейчас на соседнем погранпереходе.
В АТОР отмечают, что по ходу летнего сезона-2025 интерес китайских туристов заметно вырос именно к Дальнему Востоку. В этом году Забайкальский край посетили на 31,3% больше туристов из КНР по групповым программам, чем прошлым летом. Также вырос интерес к Москве (+10,2%), а вот число поездок в другие регионы в этом сезоне оказалось меньше, чем в 2024 г.
Для Дальнего Востока это шанс закрепить за собой статус главного пропускного пункта в Россию азиатских туристов, для Москвы и Петербурга — возможность частично компенсировать падение интереса со стороны европейцев, заявили «Эксперту» в АТОР и РСТ. Главный вопрос теперь — хватит ли у России ресурсов, чтобы не только открыть ворота, но и обеспечить комфортный прием для миллионов новых гостей. Так, представитель Минэкономразвития Никита Кондратьев заявлял, что введение безвиза требует серьезной проработки.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag