Интервью

Особая дата для всех поколений

Девять из десяти россиян обсуждают Великую Отечественную войну в кругу семьи

Особая дата для всех поколений
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Сегодня большинство россиян, а именно 61%, называют День Победы самым важным для себя праздником. Таковы результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «9 мая и память о Великой войне». Память о событиях войны с течением времени трансформируется, однако значение Дня Победы для россиян всех поколений остается фундаментальным и не ставится под сомнение даже молодежью.

9 Мая — особая дата в жизни России, ее главный исторический праздник. Начиная с 2018 г. именно он возглавляет рейтинг важных для наших граждан событий, опережая Новый год и Пасху. Однако в последние годы значимость этой даты снижается (2018, 2020 г. — по 71%, 2021 г. — 69%, 2022 г. — 67%, 2023 г. — 65%). Возможно, на это повлияли такие события, как пандемия и отказ от проведения праздничных парадов и шествий «Бессмертного полка».

Изменение восприятия Дня Победы, считают авторы исследования, отражает естественный процесс трансформации исторической памяти с течением времени. По мере удаления от событий коллективная память общества постепенно деперсонализируется и обобщается. Тем не менее, несмотря на смену поколений, значимость Великой Отечественной войны не ставится под сомнение даже молодежью. Только 4% опрошенных говорят о том, что та война — это уже далекая история, которая не слишком волнует нынешнее поколение, с 2005 г. это мнение не стало популярнее (5%).

В следующем году страна отметит 80 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Вместе с уходом тех, кто был ее непосредственным участником, меняется и представление о значении этой даты. За последние два десятилетия мы стали чаще говорить о Дне Победы как о дне памяти и скорби, — сегодня так считают четверть россиян (25%, +7 п.п. к 2005 г.). Эта позиция особенно близка тем, кто родился после 1992 г.— 41–42%.

Большая часть россиян (67%, −9 п.п. к 2005 г.) по-прежнему воспринимают 9 Мая как праздник и самую большую военную победу в истории России. Чаще об этом говорят рожденные до 1981 г. (74–78%), те, кто хорошо помнит многих фронтовиков и, вероятно, кто успел пообщаться лично с участниками войны.

Память о Великой Отечественной войне продолжает жить не только в исторических документах и кинохрониках, но и в личных семейных историях. Девять из десяти наших сограждан говорят в своей семье о Великой Отечественной войне, и в последние годы этот показатель вырос (2018 г. — 81%, 2024 г. — 89%). Таких разговоров практически не бывает в семье лишь у каждого десятого (2018 г. — 19%). Каждый второй (45%, +6 п.п. к 2023 г.) также много знает о родственниках — участниках Великой Отечественной войны из рассказов своих близких, семейных архивов, писем, фото. Только 5% россиян ничего не знают о том, участвовали ли их родные в войне против фашистской Германии или нет. Это свидетельствует о том, что для подавляющего большинства война 1941–1945 гг. — важная часть семейной истории.

Роль семьи (семейных воспоминаний, историй) в передаче памяти о войне является наиважнейшей, отмечает к.э.н., доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Юлия Косенкова. Именно это делает глобальные события близкими, понятными, рассматриваемыми через призму человеческой жизни, эмоций, событий.

«Воспоминания о ежедневных рутинных вещах, наиболее запомнившихся страшных событиях, рассказы о боевых товарищах, курьезные случаи позволяют подрастающему поколению почувствовать себя там, внутри ситуации. И это очень важно. Ведь война — это не только подробности войсковых операций и история побед, не только бесценный повод для национальной гордости. Это — величайшая трагедия народа, ведь каждый подвиг покупается ценой человеческих жизней. Это — величие духа каждого отдельного маленького человека, как на фронте, так и в тылу. И об этом никогда не надо забывать», — указывает Юлия Косенкова.

Государственное, казенное восприятие победы нашего народа в войне, зачастую формально передаваемое молодому поколению через массовые мероприятия, приводит к непониманию цены этого события. Стране, уверена эксперт, нужны мероприятия, которые трогают душу человека, а сделать это очень сложно. В патриотическом воспитании и передаче памяти о войне должно быть как можно меньше формализма и обязательности.

К сожалению, живых носителей этой памяти все меньше. Но нашему обществу очень нужно связать историю своей страны, ее героические и трагические страницы, с историей своей семьи, почувствовать сопричастность. И информация эта должна быть открыта, доступна любому желающему. На государстве лежит ответственность за донесение, распространение этих данных, заключает Юлия Косенкова.

На трансформацию памяти, в том числе и коллективной, влияет, в первую очередь, отношение общественности и государства, соглашается директор благотворительного фонда «Из прошлого и настоящего — для будущего», автор патриотического проекта «Малая родина» Валентина Щепеткова. По ее словам, если о важности и значимости тех или иных событий, в том числе исторических, не говорят постоянно в медиапространстве — значит, по мнению молодых людей, это не важно. Мероприятия, напоминающие о событии, должны происходить постоянно, ненавязчиво, информативно и красиво.

Для этого, полагает эксперт, нужно создавать произведения как художественного содержания, так и в документальном формате.

В настоящее время интерес и уважение к историческим событиям необходимо прививать не только молодому поколению, но и их родителям. Это систематическая деятельность, и она должна производиться на государственном уровне, на постоянной основе, но не навязчиво и не агрессивно.

В последнее время государство все больше уделяет внимание и соответственно средств сохранению исторической памяти и семьи, отмечает руководитель движения «Волонтеры Победы» в Орловской области Кирилл Ишков. «Особенно ярко это проявилось с началом СВО. Последствия прерывания исторической связи в семье мы видим как раз на Украине, где деньги в массовые коммуникации вкладывало не государство, а западные частные инвесторы. И если государство не будет вкладываться в сохранение исторической памяти, молодежь будет получать необходимые ей знания из других источников: иностранные соцсети, мессенджеры. Результат для России окажется предсказуемо катастрофичным», — отмечает он.

Кстати, еще в одном исследовании, посвященном Великой Победе, говорится, что российские СМИ недостаточно освещают эту важную для жителей страны тему. Так, согласно данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), каждый третий участник опроса считает, что в средствах массовой информации слишком мало говорится о Великой Отечественной войне, 7% — что слишком много, 53% опрошенных полагают, что столько, сколько нужно. По мнению 77% россиян, историю войны у нас освещают скорее правдиво, лишь 12% респондентов придерживаются противоположной точки зрения.

Материалы по теме:
Общество, 9 сен 20:30
Туротрасль подвела итоги летнего сезона
Общество, 21 июл 21:10
Наличие высшего образования перестает быть показателем социального успеха
Общество, 24 июн 11:30
Как проходил парад на Красной площади в 1945 году
Общество, 20 июн 19:55
БРИКС предложил миру свое видение свободы слова
Свежие материалы
Потребительский вызов
Как инновации меняют нашу жизнь
Формула прорыва
Как резиденты «Сколково» меняют экономику страны
Масштабные интересы
Как «Сколково» помогает индустриальным лидерам внедрять инновационные технологии