Не все попадут на сборы
«Сбор не будет взиматься с транзитных пассажиров, потому что иначе получится, что пассажир платит дважды. Не будет взиматься с детей до двух лет. Льготные пассажиры пока под вопросом. Возможно, [и для них] будет какая-то льгота», — рассказал 13 ноября на вебинаре Национального центра ГЧП начальник управления экономики и программ развития Росавиации Дмитрий Сивеня.
По его словам, льгота также будет действовать для детей до 12 лет — за них будет взиматься 50% ставки сбора. «Авиабилеты им сейчас продаются со скидкой 50%, соответственно, и сбор будет тоже со скидкой 50%», — сказал чиновник.
Собранные средства планируется направить на реконструкцию тех аэродромов, по которым будут заключены концессионные соглашения федерального уровня, уточнил Дмитрий Сивеня. Он добавил, что по итогам внедрения сбора и исходя из складывающегося опыта его взимания «могут быть доработки».
Механику администрирования сбора с авиапассажиров чиновник описал так: «Сбор будут взимать авиакомпании и перечислять во ФГУП „Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)“. Деньги будут попадать в котел на счетах ФГУПа, который будет выполнять часть полномочий концедента и будет выдавать концессионеру плату концедента».
Сбор, как отметил Дмитрий Сивеня, будет взиматься во всех аэропортах холдинга, заключившего федеральную концессию, — не только в тех, которые реконструируются, а вообще по всей сети холдинга, объединенного в группу решением правительства. «Размер сбора также будет определен решением правительства на основании финмодели всей группы, в которой будет понятно, как будут браться кредиты, как они будут отдаваться, какие будут концессии, какие прогнозные пассажиропотоки», — добавил он. Размер сбора, по его словам, будет находиться «в пределах 150 рублей с пассажира» и индексироваться ежегодно на уровень инфляции.
Кому достанутся деньги
Предполагается, что за счет сбора с авиапассажиров будет отремонтирована инфраструктура в 28 аэропортах, всего же в России 225 действующих аэродромов, напомнил Дмитрий Сивеня. Проект постановления правительства, описывающий правила администрирования сбора, по его словам, уже направлен на согласование в кабмин, а вступить в силу оно должно в марте 2026 г.
Инфраструктурный сбор — новый источник финансирования реконструкции российских аэродромов для инвестпроектов, реализующихся в форме государственно-частного партнерства (ГЧП). Первые концессии (как разновидность ГЧП), в рамках которых заработает сбор, могут быть заключены уже в конце 2025 — начале 2026 гг.
Дмитрий Сивеня уточнил «Эксперту», что первые такие концессионные соглашения будут заключены по аэропортам холдинга «Новапорт» и «Аэропорты большой страны» (АБС; совместное предприятие «Новапорта» и «Аэропортов регионов». — «Эксперт»). Какие именно аэропорты подпишут соглашение о концессиях, он не уточнил. Вероятнее всего, это будут аэропорты Кемерова, Ставрополя и Читы, — о них говорил на Восточном экономическом форуме в сентябре 2025 г. глава Росавиации Дмитрий Ядров. Сейчас в «Новапорт» входит 24 российских аэропорта (включая Кемерово, Калининград, Белгород, Волгоград и др.), в «АБС» — шесть (Оренбург, Благовещенск, Магадан, Магнитогорск, Орск, Элиста).
Что такое инфраструктурный сбор
Формально закон о введении сбора на строительство и реконструкцию инфраструктуры российских аэропортов вступил в силу 1 сентября 2025 г. Перевозчики будут платить сбор в тех аэропортах, где заключены концессионные соглашения о модернизации. Причем речь идет только о новых соглашениях, заключенных после 1 сентября 2025 г. Фактически закон заработает только с 1 марта 2026 г. В частности, правительство к этому сроку должно сформировать список аэропортов, где сбор будет взиматься, и объединить авиагавани в группы (по какому принципу — в документе не поясняется). Средства, аккумулированные за счет сбора, будут распределяться внутри группы аэропортов. В мае 2025 г. Дмитрий Ядров пояснял, что при реализации механизма инфраструктурного сбора «тарифная нагрузка на одного пассажира» составит 150 руб., подразумевая, что сбор будет заложен в цену билета.
Заключенные недавно новые концессионные соглашения, как следует из выступления Дмитрия Сивени, не попадут в механизм нового сбора. Федеральная концессия по аэропорту Горно-Алтайска (частный инвестор — «Сбер») заключена в марте 2025 г., а схема распространяется только на концессии, заключенные после сентября 2025 г. Еще две концессии — по аэропортам Салехарда (инвестором выступает «Новапорт») и Омска («Аэропорты регионов») — являются региональными, напомнил Дмитрий Сивеня.
В пресс-службе Росавиации не ответили на запрос «Эксперта». В аэропортовых холдингах также не предоставили комментариев.
Другие механизмы финансирования
Ассоциация «Аэропорт» ГА (объединяет 68 небольших региональных аэропортов в России и восемь — в СНГ) в конце сентября, как сообщал «Эксперт», просила Минтранс прояснить, почему средства нового инфраструктурного сбора будут направлены на развитие аэропортов, у которых имеются частные инвесторы и которые уже входят в крупные аэропортовые холдинги.
По словам Дмитрия Сивени, к реконструкции в рамках стартовавшего в 2025 г. федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» запланированы 75 аэропортов. Они были поделены на 2 группы: часть, которая не может привлечь инвестора — федеральные казенные предприятия, будет реконструирована полностью за счет бюджета. В целом на реконструкцию аэродромов в России выделено около 610 млрд руб., сообщил чиновник. Вторая группа, уточнил Дмитрий Сивеня, — 28 аэропортов, где не хватит провозных мощностей для обслуживания потенциального пассажиропотока и где уже есть инвесторы. Их и планируется модернизировать за счет средств инфраструктурного сбора.
Сколько всего аэропортов в России
Всего на данный момент в России 225 аэропортов. Среди них: «миллионники» («Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», «Пулково» и ряд других); региональные аэропорты трех крупнейших холдингов — «Аэропорты регионов», «Новапорт», «Аэродинамика»; федеральные казенные предприятия — «Аэропорты Севера», «Аэропорты Дальнего Востока», «Аэропорты Чукотки». Сейчас инфраструктура 131 аэродрома, по данным Минтранса, требует мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Согласно поручениям президента Владимира Путина, которые были сформулированы еще в феврале 2024 г. по итогам обращения к Федеральному Собранию, к 2030 г. в стране необходимо модернизировать аэродромную инфраструктуру не менее 75 аэропортов.
Также будут концессии, где в качестве платы концедента предусмотрен не инфраструктурный сбор, а другие источники финансирования. «Сейчас работаем над структурированием. Это аэропорты Бодайбо, Нарьян-Мара, Ижевска, Хабаровска, Уфы. Это будут отдельные концессии по старой схеме [возврата инвестиций] за счет увеличения размера сбора за взлет-посадку. Из федбюджета на такие проекты выделяется до 80% капитального гранта», — рассказал Дмитрий Сивеня.
Риски инфраструктурных проектов
Ввиду масштабных планов по реконструкции аэродромов по всей стране могут возникнуть некоторые операционные риски для строителей, отмечает управляющий директор «Спектрум-Холдинг» Андрей Новиков. «Аэропортов много и, вероятнее всего, проекты будут реализовываться одновременно в разных географических регионах с разными климатическими условиями. Из-за этого возникает проблема с выбором генеральных подрядчиков», — считает эксперт.
«Небольшие и среднеуровневые компании обычно испытывают сложности с получением банковских гарантий, — добавляет Андрей Новиков. — Альтернативой является так называемое пакетирование, когда отдельные работы отдаются нескольким подрядчикам. Но в этом случае возникает проблема управления самими подрядчиками. Сложности возникают, поскольку не каждый заказчик имеет специальное подразделение для этих целей». Он также обратил внимание на региональную специфику (климатические особенности, ситуацию на рынке труда, стройматериалов и пр.), которую также придется учитывать при реализации проектов модернизации аэропортовой инфраструктуры.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag