Интервью

С новым учебным кодом

Как цифровизация меняет высшее образование

С новым учебным кодом
Фото: Michael Kappeler/DPA/TACC
Цифровые технологии все больше внедряются в высшее образование. Почти половина преподавателей вузов (47%), принявших участие в исследовании СберУниверситета «Большая перемена: как российские преподаватели видят образ будущего», отмечают рост использования онлайн/гибридного формата обучения и использование технологий искусственного интеллекта. Большинство респондентов называет цифровизацию образовательных процессов позитивным изменением, так как она способствует гибкости обучения и его персонализации. Впрочем, есть и негатив, например, отсутствие «живого общения» со студентами, снижение когнитивных навыков обучающихся и их мотивации к учебе.

Исследование было проведено СберУниверситетом при поддержке SberDevices с использованием искусственного интеллекта (ИИ). В рамках исследования были проанализированы результаты 536 интервью, обработан массив данных из более чем 113 тыс. слов. В качестве инструментов использовались SaluteSpeech, GigaChat и ряд других популярных языковых моделей.

По итогам ИИ-анализа были выявлены топ-5 ключевых трендов в образовании. 47% участников опроса отметили рост использования онлайн- и гибридных форматов обучения и онлайн-коммуникаций. Отношение преподавателей к данному тренду отличается: 62% респондентов отметили положительный характер этого тренда для образования (увеличение гибкости обучения, экономия ресурсов, рост доступности материалов, индивидуализация и упрощение охвата аудитории), а 34% — его негативный характер. Основными претензиями стали потеря живого общения с аудиторией, снижение вовлеченности студентов и рост технических сбоев и сложностей. 21% отнеслись к тренду нейтрально.

Вторым по значимости трендом в сфере высшего образования стал рост влияния ИИ на образовательные процессы — его отметили 34% опрошенных. Причем 47% из них назвали тренд позитивным, а 30% — негативным. Позитив связан с повышением эффективности и с автоматизацией ряда процессов, персонализацией образования, а негатив — с академической нечестностью, деградацией навыков у студентов и качеством генерируемого контента. Нейтрально к данному тренду отнеслись 29% респондентов.

Третьим важным трендом стало ускорение трансформации педагогических подходов (26%). Под трансформацией опрошенные понимали, в частности, адаптацию образовательных решений под новые потребности и особенности студентов, интеграцию «мягких» навыков в обучение и смену роли преподавателя — от лектора к наставнику.

Изменения касаются и самих студентов, точнее, их отношения к образовательному процессу — такой тренд отметили 22% респондентов. Причем положительный характер этих изменений отмечают лишь 30% респондентов по сравнению с 62%, которые называют их негативными.

Из тех, кто позитивно относится к тренду, 80% указали спрос на практические навыки и предпринимательский настрой молодежи, еще 20% — на рост цифровых навыков. Негатив же связан со снижением когнитивных способностей обучающихся, падением мотивации к учебе и «потребительским» отношением к преподавателям — устоявшимся уже отношением к образованию «как к услуге».

Пятым важным трендом, причем исключительно негативным, преподаватели считают усиление административной нагрузки и недостаток поддержки со стороны вузов — такой тренд отметили 16% респондентов. При этом 66% указали на несогласованность целей образовательной организации и преподавателей, недостаток прозрачности процессов. Рост бюрократической нагрузки отметили 39%, а 32% указали на недостаточное материально-техническое оснащение и инфраструктуру. Еще 25% указали на слабую поддержку профессионального роста.

Согласно выводам СберУниверситета, сегодня 80% преподавателей активно адаптируются к изменениям. Так, 65% из них «прокачивают» цифровые навыки, 42% — темы для общего развития, 13% — педагогику, 8% — мягкие навыки, а еще 3% — навыки управления проектами. Самыми востребованными цифровыми навыками стали ИИ и машинное обучение, языки программирования и Business Intelligence.

«Будущее образования предполагает значительную трансформацию, а не просто изменение или эволюцию, — прокомментировал итоги исследования Алексей Суханов, заместитель генерального директора, руководитель блока исследований СберУниверситета. — Основным драйвером этой трансформации является искусственный интеллект (ИИ), который внедряется во все сферы жизни. ИИ не только решает задачи, но и влияет на поведение и когнитивные способности студентов. Преподаватели видят риски, связанные с этим, но пока остаются скорее наблюдателями и недостаточно активно меняют свои педагогические подходы и методы взаимодействия со студентами».

Но в целом преподавателям нужно адаптироваться к новым условиям, уверен эксперт, Необходимо, например, чтобы тот же ИИ не заменил собой общение с преподавателем, передачу опыта и взаимодействие студентов между собой. Это важно для поддержания качества образования и подготовки высококвалифицированных кадров. «Перед преподавателями стоит серьезный вызов: они должны не просто изменить свои подходы и инструменты, но и пересмотреть свое отношение к происходящим изменениям. Игнорировать или противодействовать этим процессам не получится. Те, кто попытается игнорировать изменения или не реагировать на них, скорее всего, не достигнут положительных результатов», — заключает Алексей Суханов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 5 сен 07:40
На ВЭФ обсудили строительство новых учебных заведений по концессиям
Общество, 4 сен 08:00
Как вырастить специалистов для достижения технологического лидерства
Общество, 4 сен 06:40
Как синергия государства и бизнеса стимулирует развитие образования в России
Общество, 1 сен 19:23
Отечественные вузы наращивают иностранное присутствие
Свежие материалы
Пошлины вместо налога
Мнения,
Где взять деньги на технологический рывок
Китайцам только паспорт покажи
Общество,
Перевозчики готовы запустить новые рейсы после отмены визового режима с Китаем
Нефть отозвалась рублем
Финансы,
Снижение курса российской валюты продолжится