Интервью

Наш главный вызов — оффлайн-опыт

Главная цель «Авито» — создание супераппа

Наш главный вызов — оффлайн-опыт
Ключевые факторы успеха маркетплейса — это централизация, удачное расположение логистических хабов и высокая скорость доставки. У классифайдов, к которым относится «Авито», все устроено иначе.

Иван Гуз, управляющий партнер «Авито»

О платформенности и отличиях от конкурентов

«Авито» сегодня — это в первую очередь технологическая компания и цифровая платформа. Основная наша задача — соединять продавцов с покупателями для получения успешного опыта сделок в разных категориях, в том числе, даже для продажи и покупки готового бизнеса. Почти 18 лет назад «Авито» начал работу на российском рынке как доска объявлений, классифайд, и остается по своей сути онлайн-сервисом, на котором размещаются объявления, сгруппированные по разным категориям. И пока одни люди размещают объявления, другие — просматривают их, и чем больше просматривают — тем больше размещают. Это раскручивает маховик сделок и создает сетевой эффект. В сочетании с крутым продуктом и его маркетингом это позволяет нам сохранять позиции классифайда номер один в мире и лидера на отраслевых рынках.

Второе по значимости отличие «Авито» от маркетплейсов заключается в том, что мы не создаем собственные торговые марки, не производим товары, не имеем складов и не храним товары продавцов. Мы asset light компания, которая развивает социальную коммерцию в России. В отличии от маркетплейсов «Авито» никогда не выступает стороной сделок, совершаемых на площадке.

Бизнес-модель маркетплейсов в отличие от «Авито» ориентирована на частотные покупки — реализацию товаров повседневного спроса, например, зубных щеток, шампуней, мыла. Покупая такие товары, потребители часто добавляют в корзину и более дорогостоящие позиции. Именно поэтому маркетплейсам нужна развитая оффлайн-инфраструктура — крупные склады с налаженной и эффективной доставкой, которые позволяли бы быстро привозить покупателям нужную им повседневную продукцию. Можно сказать, что ключевые факторы успеха маркетплейса — это централизация, удачное расположение логистических хабов и высокая скорость доставки.

У классифайдов все устроено иначе. Пользователи «Авито» приходят на платформу не за зубной пастой и мылом, а за уникальными и более доступными товарами, которые могут быть как новые, так и с историей использования. Частотность взаимодействия с платформой обеспечивается за счет разнообразия предложений в разных категориях. «Авито» объединяет на одной платформе несколько направлений бизнеса. Таким образом, у компании не может быть одного глобального конкурента. В каждой нише — они свои.

Основная идея «Авито» заключается в том, что это кросс-вертикальная платформа — мы не узкоспециализированный сервис, а единый продукт, который способен закрывать потребности пользователей в большом количестве ниш. Поэтому главная цель платформы — создание супераппа, а основная сложность — интегрировать все бизнесы в рамках единой системы, обеспечив ее согласованную работу.

Конкуренцию «Авито» на самом деле составляют альтернативные сценарии поиска автомобилей, недвижимости, работы и услуг, то есть конкуренция существует в совершенно различных нишах, а наш главный вызов — оффлайн-опыт, когда человек закрывает свою потребность, получая рекомендации от своих друзей и знакомых.

О факторах роста бизнеса

В основе развития «Авито» заложены три элемента. Первый из них — продукт и технологии, в частности, работа с большими данными. На платформу ежедневно заходят 28 млн пользователей, для которых важны скорость, надежность и качественная персонализация. Мы — ИТ-компания, ядро и основа нашего бизнеса — это технологии и Data Science. из 11 тысяч наших сотрудников 4,5 тысячи работают в области технологий и продукта. Для того, чтобы эффективно развивать технологии, мы инвестируем как в собственных сотрудников, так и в создание кадрового резерва для «Авито», выступая партнером университетов, обучая молодых ребят как в вузах, так и в рамках собственных образовательных программ. Второй элемент — это построение продаж, маркетинга и бренда «Авито».

И третий критически важный для любой платформы аспект — безопасность. Один неудачный опыт взаимодействия на платформе может полностью разрушить доверие пользователя. поэтому мы, как и все крупные цифровые компании, постоянно развиваем компетенции в области защиты сделок и коммуникаций. И сейчас «Авито» является одной из самых защищенных платформ в мире.

О зонах роста бизнеса

Мы видим три ключевых направления для роста платформы в будущем. Первое — это углубление и специализация продукта под конкретные рынки. Если раньше платформа была универсальной и работал единый подход для всех объявлений, то вскоре стало очевидно, что для разных категорий — товары, авто, недвижимость, работа, услуги — нужны уникальные решения. Это требует большой работы по внедрению специфических правил, например, проверки авто или верификации объектов недвижимости. Кроме того, мы не только развиваем существующие направления, но и добавляем новые. Так, в прошлом году на «Авито» появились «Авито Путешествия». Также мы инвестируем значительные ресурсы в развитие «Авито Рекламы» — разработку кабинета для самостоятельного запуска рекламных кампаний и управления продвижением.

Второе направление развития — переход все большего количества категорий в транзакцию. В товарных категориях это «Авито Доставка», в «Авито Путешествиях» и «Авито Услугах» — онлайн-бронирование, позднее транзакционная модель может заработать в других вертикалях и категориях. В этом случае транзакции происходят на платформе, но она остается не активной стороной сделки, а именно площадкой для ее совершения. Другими словами, «Авито» не планирует создавать самостоятельные сервисы для логистики или банковских операций, но стремится сделать сотрудничество со своими партнерами в этих сферах еще более удобным для пользователей.

И, наконец, третье направление, сегодня являющееся для нас приоритетным — это всё, что связано с генеративным искусственным интеллектом. Он помогает продавцам быстро создавать объявления, повышать безопасность, улучшать коммуникацию между пользователями, совершенствовать качество поиска. Всё это — ради главного: обеспечить точное и быстрое установление связи между продавцом и покупателем. Это основа нашей миссии — использовать технологии, чтобы помочь каждому улучшить собственную жизнь и жизнь людей вокруг.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
ПМЭФ-2025, 16 июл 17:40
Заместитель генерального директора «Билайна» — о вызовах цифровой трансформации
Мнения, 1 июл 09:00
Аудитор Счетной палаты о темпах обновления коммунальной инфраструктуры
Экономика, 30 июн 12:00
Заместитель главы Минэкономразвития — о ВТО и разногласиях в БРИКС
ПМЭФ-2025, 30 июн 08:00
Исполнительный директор «Лемана ПРО» о новой культуре потребления
Свежие материалы
Дональд Трамп сложил оружие в Евросоюз
В мире,
ЕС согласовал условия энергозависимости от США
Капитал ищет место под солнцем
Экономика,
Россию по инвестициям в Центральную Азию в 2024 г. опередил только Китай
Белград заговорил взаимоисключениями
В мире,
Останется ли Сербия союзником России