Интервью

Умар Кремлев: «Социальная ответственность — это не мода, а норма»

Предприниматель о принципах осознанного бизнеса

Умар Кремлев: «Социальная ответственность — это не мода, а норма»
В российском бизнесе происходит важная трансформация — переход от спонсорства к системной социальной ответственности. В интервью «Эксперту» Умар Кремлев, президент Международной ассоциации бокса (IBA), общественный деятель и предприниматель, рассказал о новой этике бизнеса и его взаимодействии с государством в социальной сфере.

— Российские компании активно развивают социальные программы: от строительства школ до экологических инициатив. Где должна заканчиваться социальная роль бизнеса и начинаться зона ответственности государства?

Я бы не ставил вопрос так. Это не противостояние, а сотрудничество. Правило простое: социальная активность бизнеса не должна идти вразрез с государственной стратегией и ценностями народа. Бизнес не перетягивает одеяло, а усиливает.

Это норма — быть открытыми к людям и помогать в меру возможностей. Не стоит это сравнивать с тем, что делает государство.

И это вопрос не принуждения, а зрелости. У каждого — свой масштаб участия. Но если у предпринимателя есть возможность помочь, сделать свой город, страну еще немного лучше — это уже не просто право, а, я бы сказал, миссия.

— Каков идеальный конечный результат социально ответственного бизнеса? И как определить, что цель достигнута?

Сложно вывести идеальную формулу. Всегда лучше давать удочку, чем рыбу, если, конечно, речь не идет о ситуациях, когда на кону жизнь человека и каждая секунда решает исход. Для начала цель нужно поставить и заявить о ней громко — это помогает не свернуть с пути и дойти до результата, потому что отвечать придется своим именем.

Когда в маленьком городе появляется спортзал и сто ребят перестают слоняться по улицам — это результат. Когда мы запускаем программу стажировок и берем в штат студентов — это результат. Когда спасена жизнь — это результат.

— Есть ли опасность, что чрезмерная социальная активность бизнеса снижает конкурентоспособность, ведет к перекосу в налогообложении?

— Опасность есть всегда, когда делается «для галочки». Тогда и смысла нет. Но если подход честный, системный, на совесть — ты, наоборот, усиливаешь бизнес. Внутри это доверие команды, снаружи — уважение людей. Это становится частью культуры и дает устойчивость.

Я же не говорю, что нужно отдать все. Социальная ответственность — это не мода и не нагрузка. Это норма, культура. И бизнес, который это понимает, будет сильнее.

— Какой формат сотрудничества с государством вы считаете оптимальным: софинансирование, частно-государственное партнерство или независимые инициативы бизнеса?

— Где-то нужно софинансирование, где-то — партнерство, а где-то — полная самостоятельность. Главное не в форме, а в сути: есть ли положительный результат для людей, для страны.

В каждом проекте у нас свой подход. Например, в IBA множество предпринимателей помогают развитию бокса: восстанавливаем старые залы, строим новые центры, где дети могут бесплатно заниматься. Это идет от нас, это частная инициатива. Но она полностью ложится в вектор развития страны.

Возьмем «РОЛЬФ». Есть государственные программы, такие как льготное автокредитование — в них мы участвуем, это логично. Но есть и инициативы компании, когда «РОЛЬФ» помогает, к примеру, многодетным семьям, потому что это по-человечески правильно. Это внутренняя потребность.

Для примера: еще один наш проект — «Национальная Лотерея» — это и регулярные отчисления на поддержку развития спорта, и помощь различным благотворительным фондам.

Наш фонд «Русский Крест» — это вообще история про системную помощь, которая может быть адресной или служить дополнением к государственным мерам.

Идеальный формат — это когда у бизнеса есть миссия, у государства — стратегия, а у людей — результат. Каждый предприниматель должен сам определить свою зону ответственности — по возможностям, по ценностям.

— Заявлено, что «Русский Крест» — первый международный фонд, который не собирает пожертвования от граждан. Средства на помощь поступают из ваших личных средств или от бизнеса? Какую задачу фонд ставит перед собой?

— Ко мне каждый день обращаются за помощью. Я понял, что нужно не разовое решение, а системная работа. Так появился фонд помощи «Русский Крест».

Сейчас мы формируем направления, по которым фонд будет помогать. Уже в активной работе помощь многодетным семьям, содействие в лечении больных детей, восстановление православных храмов и строительство русскоязычных школ. Но я бы сказал так: наша главная задача — объединить под своей крышей социально ориентированные бизнесы и направить их желание быть полезными обществу в нужное русло. Объединение — это наша главная идея. Мы помогаем вне зависимости от религии, нации, мы не делим людей.

Я являюсь наставником и попечителем фонда. Не собирать деньги с людей — это принципиальная позиция. Мы привлекаем ресурсы наших проектов и партнеров, призываем бизнесы быть социально ответственными. Это позволяет действовать быстро и точно. Фонд — это еще и культурная миссия. Мы формируем культуру неравнодушия.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
30 июн 08:00
Исполнительный директор «Лемана ПРО» о новой культуре потребления
Экономика, 20 июн 18:28
Президент РФ обозначил стратегические цели и главную задачу на 2025 год
На ПМЭФ-2025 обсудили, как новейшие технологии заставить работать на бизнес и государство
Видео, 20 июн 15:20
Топ-менеджер «Росводоканала» — о модернизации водоснабжения
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда