Интервью

Аудиторы не проехали мимо

Счетная палата проверила федеральные агентства в сфере транспорта

Аудиторы не проехали мимо
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Счетная палата проверила работу Федеральных агентств в сфере транспорта — Росжелдора, Росавиации и Росморречфлота. Двум последним в 2024 г. не удалось достичь целевых показателей федеральной программы «Развитие транспортной системы»: Росавиация не смогла выполнить планы по объему перевозок пассажиров на субсидируемых рейсах на Дальнем Востоке и по повышению авиаподвижности населения, а Росморречфлот — сократить до нужного уровня долю опасных гидросооружений. Федеральные деньги, выделенные Росморречфлоту на новые суда, оказались невостребованы из-за санкций. «Эксперт» ознакомился с выводами аудиторов.

Железная дорога вывозит план

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) по итогам 2024 г. перевыполнило план по доходам в 20 раз, следует из данных Счетной палаты. Прогноз по доходам агентства на год составлял 2,6 млрд руб., фактическое кассовое исполнение — 52,7 млрд руб., отчитались аудиторы. «Основной причиной отклонения <...> стало поступление межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы в целях реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла на общую сумму 37,15 млрд руб., а также решение АО „Федеральная грузовая компания“ (ФГК, дочерняя компания РЖД. — „Эксперт“) об оказании безвозмездной помощи федеральному бюджету на сумму 13,2 млрд руб.», — поясняется в отчете.

При этом траты из федерального бюджета по линии Росжелдора в 2024 г. составили 191,1 млрд руб., или 99,9% по сравнению с утвержденной сводной бюджетной росписью (СБР). Большая часть расходов (73%) пришлась на субсидии различным юрлицам, еще почти 40 млрд руб. (20,5% расходов) — инвестиции в РЖД. В прошлом году Росжелдору также выделялись средства из резервного фонда правительства, отметили аудиторы. При этом 177 млн руб., которые должны были пойти на восстановление железной дороги между Арменией и Грузией после выхода из берегов реки Дебед в мае 2024 г. и повреждения участка Айрум-Санаин, оказались не использованы «в связи с поздним изданием распоряжения правительства РФ».

Вместе с тем аудиторы отметили достижение Росжелдором всех установленных показателей федеральной программы «Обеспечение доступности услуг железнодорожного транспорта»: по пассажирским и грузовым перевозкам на территории Крыма и предоставлению бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. Также были достигнуты целевые показатели программы по объемам пассажирских перевозок в дальнем следовании, которые выросли на 7% к предыдущему году — до 284,1 млн обслуженных пассажиров.

Пошли по морю

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) также превысило план по доходам, заработав 2,95 млрд руб. вместо 2,3 млрд руб. (+30%). Дополнительные доходы были получены в 2024 г. из-за возврата 408 млн руб. «неподтвержденного» по результатам проверки Счетной палаты аванса по госконтракту от 2018 г., а также 212 млн руб. оплаты за создание искусственных земельных участков (по этим работам не предусмотрен отдельный код бюджетной классификации). Расходы агентства в прошлом году составили 62,3 млрд руб. — на 6,7 млрд руб. меньше запланированного.

«В целях исключения рисков неосвоения выделенных в 2024 г. бюджетных ассигнований <...> перераспределены в резервный фонд правительства ассигнования по 21 мероприятию по Реестру объектов капстроительства», — говорится в отчете. Всего на прошлой год на эти цели было заложено 25 млрд руб. бюджетных средств.

В частности, возвращены деньги на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker 7 для морских портов Северо-Западного (Балтийского) бассейна (сдача ледокола перенесена на 2028 г.) и вспомогательного ледокола. Также не были израсходованы бюджетные деньги на создание грузопассажирского судна в ДФО (проект CNF22), аварийно-спасательного ледового флота (проект MPSV06M) и обстановочного теплохода проекта 3050.1А.

В отчете Счетной палаты отмечается, что в том числе были перераспределены бюджетные ассигнования в объеме 5,59 млрд руб., предусмотренные на реализацию шести мероприятий по строительству морских судов в рамках федпроекта по развитию Севморпути. Санкции и прекращение поставок из недружественных стран необходимого оборудования, как отмечается в отчете, привели к пересмотру стоимости и сроков строительства. В частности, из-за санкций турецкая верфь Kuzey Star Shipyard A.S. (являлась субподрядчиком «Онежского судостроительно‐судоремонтного завода» Росморпорта по постройке вспомогательного ледокола) не вела никаких работ. В связи с этим Росморречфлоту также рекомендовано рассмотреть вопрос об отзыве в резервный фонд правительства 7,5 млрд руб., выделенных на это же судно уже на 2025 г., сообщается в документе.

Согласно выводам аудиторов, Росморречфлот также не смог достичь планового показателя по доле гидротехнических сооружений, имеющих «опасный или неудовлетворительный уровень безопасности» (план — 5,7%, факт — 6%). «Причина — изменение методики расчета критериев безопасности этих объектов, что привело к невозможности разработки декларации безопасности Кочетовского гидроузла (на реке Дон в Ростовской области. — „Эксперт“), который имел неудовлетворительный уровень безопасности», — отмечает палата.

Авиация не долетела

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), в отличие от других транспортных ведомств, в прошлом году недотянуло до плана по доходам: фактическое исполнение составило 95,3%, или 3,1 млрд руб., следует из материалов Счетной палаты. Наиболее существенное отставание по доходам связано с предоставлением услуги по госрегистрации воздушных судов (6,5 млн руб. при плане 8,7 млн руб.) и со сбором штрафов (0,97 млн руб. вместо запланированных 4,9 млн руб.).

Наибольший удельный вес в общем объеме администрируемых Росавиацией доходов составили доходы от использования имущества в государственной и муниципальной собственности — 2,7 млрд руб., или 86,7%. Траты агентства в 2024 г. составили 58,6 млрд руб.

При этом ведомство в прошлом году не достигло планового значения по количеству пассажиров, перевезенных на субсидируемых рейсах по социально значимым маршрутам ДФО: при плановом значении 560 тыс. человек фактически перевезено 421,1 тыс., следует из оценок аудиторов. Также не достигнут показатель по повышению авиационной подвижности населения: при плановом значении 1,1 единиц фактическое составило 0,76 единиц (вычисляется как среднее количество перемещений на человека за год с использованием того или иного вида транспорта. — «Эксперт»).

В материалах Счетной палаты нет фактов, повлекших негативные последствия использования бюджетных средств в ходе формирования и исполнения бюджетов, отметил в комментарии «Эксперту» представитель Росавиации. Он добавил, что агентство «выражает признательность Счетной палате за продуктивное сотрудничество, сложившееся на протяжении многих лет, при проведении ежегодных плановых проверок Росавиации». При таких проверках совершенствовалась отраслевая нормативная правовая база, повысилась стабильность бюджетных процессов, отметил он.

Факторы — внешние и технические

Основные недостатки в работе транспортных агентств, выявленные Счетной палатой, связаны с внешними и техническими факторами, отметила доцент базовой кафедры финансового контроля, заместитель руководителя Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко. «Если говорить о Росжелдоре, Росморречфлоте, их показатели по доходам перевыполнены, что говорит о высоком спросе на услуги, а также об эффективной деятельности данных организаций», — заключила эксперт. При этом Коваленко указала на нарушения по темпам обновления основных средств Росморречфлота. «Однако важным фактором данных нарушений является деятельность не только конкретной организации, но еще и производств, которые работают на обеспечение Росморречфлота в целом», — обратила она внимание «Эксперта».

По мнению Коваленко, наиболее пристального внимания требует деятельность воздушного транспорта из-за действия «внешних факторов» (участившихся сигналов «ковер» из-за угроз атак беспилотниками и действия санкций). «Возможно, в определенный период потребуются дополнительные инвестиции государства в развитие и сохранение того уровня безопасности полетов, который имеется в настоящее время», — полагает эксперт. Внимания со стороны властей, по ее мнению, также потребует работа Росморречфлота в части обновления основных средств и, соответственно, расходования денег на данное направление. По железнодорожному направлению Коваленко призывает следить за расходованием средств на строительство будущих скоростных магистралей.

«Эксперт» направил запрос в Минтранс, которому подведомственны проверенные Счетной палатой федеральные агентства.

В подготовке статьи принимала участие Елена Кудрявцева.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 25 авг 08:00
Внедрение «вези или плати» на железной дороге вновь притормозили
Промышленность, 19 авг 21:40
На железной дороге наметился тренд на ускоренное списание «грузовиков»
«Газпром» констатировал медленное внедрение метановой автотехники
Промышленность, 25 июл 08:20
Железная дорога теряет грузовую базу из-за «читеров»
Свежие материалы
Инвесторы поверили в себя
Финансы,
Приток средств на брокерские счета возрос
ШОС уполномочен заявить
В мире,
На саммите в Китае проводили евроатлантические модели в прошлое
Не маткапиталом единым
Экономика,
Экономисты выяснили, как поднять рождаемость в России