Претензии перевозчиков
АЭВТ, объединяющая крупнейшие российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», предложила Министерству транспорта провести совещание на тему компенсаций перевозчиком расходов, связанных с объявлением сигналов «Ковер». Об этом говорится в письме исполняющего обязанности президента АЭВТ Александра Виндермута от 7 октября («Эксперт» ознакомился с копией письма, его подлинность подтвердили источники в авиакомпаниях).
В связи с регулярно вводимыми временными ограничениями на использование воздушного пространства пилоты вынужденно сажают самолеты на запасные аэродромы, и перевозчики выплачивают членам экипажей повышенные зарплаты из-за увеличения рабочих часов, говорится в письме. Также компании несут допрасходы в связи с обеспечением пассажиров питанием и заселением в гостиницы на время ожидания перенесенных рейсов.
Для урегулирования этого вопроса требуется комплексный подход, считают в АЭВТ. К совещанию ассоциация предлагает привлечь представителей Генпрокуратуры, Росавиации, Ространснадзора, Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, авиакомпаний и аэропортов, уточняется в письме.
Департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса согласился провести такое совещание, следует из письма руководителя департамента Вероники Ходыревой от 21 октября (также в распоряжении «Эксперта»): «Департамент полагает целесообразным рассмотреть вопрос об организации рабочего совещания на площадке Минтранса России после поступления в установленном порядке конкретных предложений по решению проблем, связанных с введением сигнала „Ковер“, а также их обоснования и вариантов реализации».
Представители Минтранса и Росавиации отказались от комментариев «Эксперту» по данному вопросу.
В каких случаях подается сигнал «Ковер»
Сигнал «Ковер» — это временное ограничение на использование воздушного пространства над аэропортом и прилегающими территориями, вводимое в случае угроз безопасности. Сигналу «Ковер» предшествует сигнал «Режим» — его подают органы противовоздушной обороны (ПВО) при обнаружении объекта, нарушившего воздушное пространство над аэропортом.
Чаще всего такие меры связаны с атаками украинских беспилотников. Во время действия сигнала взлеты и посадки полностью приостанавливаются, а самолеты, находящиеся в воздухе, направляются на запасные аэродромы или покидают зону. Продолжительность ограничений заранее неизвестна и зависит от оперативности устранения угрозы.
Росавиация впервые сообщила о вводе временных ограничений 11 августа 2023 г. Тогда план «Ковер» ввели в московском «Внуково» и в аэропорту Калуги. Сейчас эти данные регулярно публикует пресс-секретарь ведомства Артем Кореняко в своем телеграм-канале «Представитель Росавиации». Там информация о «коврах» впервые появилась 19 декабря 2024 г., в день, когда ограничения ввели в «Домодедово» и «Внуково».
Ценообразование и расходы
По словам источника «Эксперта» в одной из авиакомпаний, Минтранс собирал сведения о допрасходах перевозчиков в связи с «коврами» еще пару месяцев назад. Также ведомство провело совещание на эту тему. Тогда общая сумма потерь отрасли оценивалась в несколько сотен миллионов рублей, сейчас — около 1 млрд руб., добавил он.
Одна посадка на запасном аэродроме обходится в среднем в 500 тыс. руб. в зависимости от размера самолета: «Сюда входят аэропортовые расходы, оплата рабочего времени экипажей, обслуживание пассажиров», — рассказал «Эксперту» представитель другого перевозчика.
Третий собеседник отметил, что рассматривались разные варианты расчета размера компенсаций для авиакомпаний исходя из размера выручки или финансовых результатов (прибыль/убыток). Какой вариант в итоге выбрали — неизвестно.
Представитель ФАС подтвердил получение письма АЭВТ: «Оно было рассмотрено в установленном порядке. Служба направила позицию относительно изложенных в письме предложений в адрес ассоциации». Какую позицию заняло ведомство — пресс-служба не уточнила.
АЭВТ отдельным письмом (от 26 сентября, также в распоряжении «Эксперта») просила ФАС проводить мониторинг ценообразования на услуги гостиниц и кафе в аэропортах во время действия сигналов «Ковер», поскольку «ограничения использования воздушного пространства приводят к повышению стоимости этих услуг, так как отсутствует механизм реализации таких услуг пассажирам задержанных рейсов с минимальной рентабельностью», говорится в обращении ассоциации. Это также приводит к росту расходов авиакомпаний. При этом ФАС проводит работу с перевозчиками по сдерживанию роста цен на авиабилеты в период подобных ограничений. АЭВТ предложила по аналогии распространить этот механизм сдерживания и на услуги аэропортов и кафе.
Антимонопольные органы уделяют особое внимание контролю за ценообразованием на товары, реализуемые на территории перевозочных зон аэропортов, сообщили «Эксперту» в пресс-службе ведомства: «По обращениям граждан ФАС проводит проверки стоимости продуктов питания и питьевой воды на территории аэропортов. Ведомство продолжит работу с участниками рынка по добросовестному поведению и стабилизации цен на товары и услуги на территории аэропортов».
Шансы на компенсацию
Авиакомпаниям вряд ли стоит рассчитывать на дополнительную поддержку, учитывая размеры получаемой ими сейчас прибыли, считает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его словам, вопрос компенсаций уже поднимался представителями отрасли, пусть и не в виде официальных писем. Государство будет давать деньги авиаперевозчикам только в случае очень плохой финансовой ситуации, высказал он свое мнение «Эксперту».
Перевозчикам необходимо убедить регуляторов, что такие компенсации необходимы, считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Если компании хотят механизм компенсаций расходов, которые несут из-за «ковров», такая методика должна быть разработана и представлена самими авиакомпаниями, добавил он.
«Эксперт» направил запросы в Генпрокуратуру, «Аэрофлот», S7, «Победу», Utair и «Уральские авиалинии». К моменту публикации ответов получено не было.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag