Бензина больше, цены ниже
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (Петербургской бирже) 27 октября было продано 35,76 тыс. тонн бензина, что на 22,4% больше, чем в предыдущий торговой день 24 октября. Такие данные приводятся в обзоре Национального биржевого ценового агентства. При этом суточный объем продаж бензина Аи-92 вышел на максимальный с 1 сентября уровень — 21,12 тыс. тонн, а по бензину Аи-95 объем торгов стал максимальным с 8 сентября — 14,34 тыс. тонн. В середине сентября, как ранее отмечал источник «Эксперта» среди участников биржевых торгов, суточный объем продаж бензина падал до двухлетнего минимума (около 27 тыс. тонн). Эти данные можно трактовать как снижение напряженности с поставками автомобильного топлива.
По данным Национального биржевого ценового агентства, увеличение предложения бензина на торгах снизит уровень неудовлетворенного спроса со стороны покупателей. На фоне роста объемов продаж бензина начали снижаться биржевые цены, которые уже несколько месяцев держатся на рекордно высоком уровне. Бензин Аи-92 27 октября в европейской части России подешевел на 3,21% (71,8 тыс. руб./т), 28 октября — еще на 4,8% (до 68,3 тыс. руб./т). Цена Аи-95 также перешла к снижению, но пока менее активно — на 0,03% (до 79,6 тыс. руб./т) 27 октября и на 3,38% (до 76,9 тыс. руб./т) 28 октября.
Впрочем, в розничном сегменте цены на бензин пока продолжают расти. Согласно данным Росстата, за неделю с 14 по 20 октября бензин подорожал на 0,6%, а с начала года — на 11,64% против общего уровня инфляции в 4,95%. Средняя цена Аи-92 на российских АЗС за тот же период составила 62,13 руб./л, Аи-95 — 67,21 руб./л.
Как боролись с бензиновым кризисом
Россия столкнулась с рекордно высокими ценами на топливо (как в опте, так и в рознице) и его локальным дефицитом в середине лета 2025 г. Причинами стали повышенный сезонный спрос и внеплановые ремонты НПЗ. Чтобы обеспечить внутренний рынок, правительство с конца июля запретило экспорт бензина всем участникам рынка. Изначально ограничения были рассчитаны до конца августа, но затем были продлены до конца сентября. А 30 сентября кабмин продлил запрет на экспорт бензина, а также дизеля и газойлей для непроизводителей (трейдеров) до конца 2025 г.
Помимо этого, с 1 октября 2025 г. по 1 мая 2026 г. введен мораторий на обнуление выплат нефтяникам в рамках демпфирующего механизма. До середины 2026 г. обнулена импортная пошлина на нефтепродукты. Для недопущения спекулятивного роста оптовых цен в сентябре на Петербургской бирже были скорректированы правила торгов — площадка ограничила количество заявок на покупку товара и установила новые предельные границы колебания цен.
На момент публикации в пресс-службах Минэнерго и Петербургской биржи не ответили на вопросы «Эксперта» о факторах, влияющих на динамику торгов бензином и на его цены в опте.
Оптимизм преждевременен
Аналитик «Финама» Сергей Кауфман в комментарии «Эксперту» высказал мнение, что острая фаза бензинового кризиса в России в целом могла быть уже пройдена. По его оценке, на стабилизацию ситуации повлияли такие факторы, как уменьшение количества атак на НПЗ, выход заводов из внеплановых ремонтов, завершение сезона повышенного спроса на бензин и увеличение импорта топлива из Белоруссии: «Говорить о завершении кризиса, на наш взгляд, можно будет, если оптовые цены на Аи-92 в зимний период сниженного спроса опустятся ближе к 55 тыс. руб./т. Если внеплановые ремонты НПЗ успешно завершатся в ближайшие месяцы и причин для новых внеплановых ремонтов не будет, то в условиях действующих ограничений на экспорт это является реалистичным сценарием». Аналитик подчеркнул, что российская нефтепереработка остается уязвимой для внешних угроз, а новым вызовом могут стать традиционные в холодный период проблемы с зимним дизельным топливом.
Главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов компании «Пролеум» Андрей Дьяченко отметил, что принятые правительством меры дали возможность топливному рынку не свалиться в масштабный кризис. По мнению аналитика, говорить о разрешении ситуации с бензином преждевременно, пока действуют все введенные кабмином ограничительные меры: «Необходимо признать, что условия на рынке у нас сейчас совсем не рыночные».
Можно говорить о постепенной стабилизации на внутреннем рынке автомобильного топлива, считает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев: «Основной проблемой, которая видится впереди — слишком большие зимние каникулы, из-за которых спрос может повыситься, то есть все будут покупать топливом с запасом». Он обратил внимание также на то, что стимулировать рост объема оптовых торгов бензином необходимо, увеличивая нормативы обязательных продаж на бирже. Сейчас нефтяные компании должны реализовывать через биржевые торги не менее 15% от общего объема производства бензина, не менее 16% дизеля, не менее 11% авиакеросина и не менее 7,5% сжиженных углеводородных газов.
Биржевые форс-мажоры
Источники «Эксперта» среди участников биржевых торгов в сентябре обращали внимание на проблему исполнения биржевых контрактов по бензину (то есть непосредственно на обязательства по поставке топлива). Они рассказывали, что заключенные в конце августа — начале сентября сделки либо переносились, либо отменялись в силу форс-мажорных обстоятельств. Сейчас, как отмечает источник среди трейдеров, сроки отгрузки бензина по биржевым контрактам сократились, если речь идет преимущественно о новых сделках. Поставки топлива по заключенным еще в конце лета — начале осени сделкам зачастую могут либо продлеваться, либо вовсе отменяться.
Андрей Дьяченко из «Пролеума», комментируя нынешнее увеличение объема продаж бензина на бирже, подчеркивает, что эти данные говорят не столько о реальной обеспеченности товаром, сколько об оценках продавцами своих возможностей по поставкам бензина через 1–1,5 месяца (это средний срок поставок топлива по биржевым контрактам. — «Эксперт»). «Риски пролонгирования договоров и даже их расторжения сохраняются. Отчасти ценовая динамика отражает готовность покупателей принимать на себя такие риски», — говорит аналитик.
Он также объясняет, что до момента непосредственной продажи топлива на АЗС биржевые покупатели накапливают издержки (например, штрафы за простой пустых цистерн), и сейчас стратегия биржевых игроков нацелена на компенсацию этих издержек через более низкую стоимость топлива на торгах. «Этому способствует и действующая сейчас на бирже система ограничений на изменение цен — рост практически сведен к нулю, тогда как пространство для снижения достаточно большое. Дальнейшее снижение цен не исключено, но, учитывая уже случившееся падение котировок, оно больше зависит от готовности вертикально-интегрированных нефтяных компаний продавать дешевле».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag