Интервью

Беспилотники приземлились в нацпроекте

На «Иннопроме» обсудили развитие индустрии БАС

Беспилотники приземлились в нацпроекте
Фото: Вадим Савицкий/Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС
В прошлом году в России появился новый нацпроект, направленный на развитие беспилотных авиационных систем (БАС). Промежуточные итоги развития направления были подведены на профильной сессии на промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге. Достигнутые результаты и проблемы развития отрасли обсуждали эксперты из Минпромторга, компаний—производителей и вузов. Участники сошлись на том, что инфраструктура производства беспилотников в стране практически сформирована, теперь дело за разработкой средств для борьбы с ними.

Нацпроект для беспилотников

На открытии сессии модератор и генеральный директор Агентства технологического развития (АТР) Владимир Пастухов отметил, что несмотря на свою молодость, отрасль беспилотной авиации в России уже насчитывает около 100–120 малых и 20–30 средних и крупных компаний. Внимание к этой теме потребовало и создания отдельного структурного подразделения в Министерстве промышленности и торговли. «Мы прекрасно понимаем, что беспилотники — это не авиация, не микроэлектроника и не IT», — отметил Пастухов. Он напомнил, как на прошлом «Иннопроме» обсуждались концептуальные подходы к профильному нацпроекту, который был успешно защищен чуть позже в октябре у премьер-министра Михаила Мишустина. Теперь пора подвести и первые итоги.

Сейчас в нацпроект «Беспилотные авиационные системы» входят 5 федеральных проектов: развитие инфраструктуры, кадры для БАС, перспективные технологии, стимулирование спроса, производства самих БАС и комплектующих. Ожидается, что скоро в нацпроект будет добавлен и проект по производству средств борьбы с беспилотниками.

По данным начальника управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга Алексея Сердюка, с 2017 года отрасль демонстрирует впечатляющий рост — более 30%, однако все еще значительно отстает от стран Азии и Северной Америки. По мнению Сердюка, «этот вызов технологическому лидерству должен трансформироваться в возможности развития». «Мы имеем пул задач в области локализации, достижения продуктового и технологического суверенитета», — обозначал Алексей Сердюк планы на будущее. По экономической модели министерство считает, что в гражданском секторе рынок смещается от покупки беспилотников к приобретению услуг. Эта гипотеза Минпромторга подтверждается и ростом количества субъектов БАС за последние полтора года, который произошел преимущественно за счет профессиональных эксплуатантов операторов-авиакомпаний.

Кто помогает взлететь

Одной из основных проблем отрасли является низкий уровень производственной и технологической кооперации. В числе главных отраслевых рисков эксперты называют «закрытое небо» и не до конца проработанные экономические модели применения БАС.

Однако по первому вопросу возможны неожиданные подвижки из смежных сфер. На промышленную кооперацию влияет и то, что что 80% производителей БАС — это компании, которые имеют «двойное назначение», т.е. военное. «Все понимают, насколько близки между собой темы пилотной авиации, робототехники в целом и средств радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы. Их участники нас крепко поддерживают в части электронной компонентной базы, приборостроения», — отметил Сердюк.

Поддерживают сектор БАС и академическая сфера, которая помогает не только теорией, но и реализацией и внедрением НИОКР. По словам Сердюка, сегодня всеми необходимыми комплектующими обеспечивают Федеральный центр беспилотных авиационных систем (БАС) и МГТУ им. Баумана.

Директор центра компетенций беспилотных авиационных систем МГТУ им. Н.Э. Баумана Алесь Логинов рассказал о создании нового каталога отечественных комплектующих, включающий около 150 наименований и всю информацию о стоимости, составе, уровне локализации и результатах тестирования. Эта база данных дает возможность поиска и по различным компонентам и характеристикам систем, например, таким, как силовые установки, наземное оборудование и бортовое (БРЭО). Одновременно с созданием каталога ученые-инженеры вели активную работу по импортозамещению таких критических компонентов БАС, как двигатели и системы управления. По словам Логинова, все это в итоге поможет в разработке российской серийной продукции полного цикла. Пока что полностью из отечественных комплектующих возможно производить простые БПЛА — FPV-дроны.

Обсуждали на сессии и вопросы будущих разработок, и подготовки специалистов. Директор центра содействию развития научно-исследовательской повестки в области перспективных технологий беспилотных авиационных систем МФТИ Александр Повалко рассказал о результатах первого конкурса БАС, на котором было представлено 30 заявок и утверждено 70 технических заданий по девяти направлениям. Это радиосвязь, система связи, система радиолокации, техническое зрение, источники энергии т.д. МФТИ явно не планирует уступать легендарной «Бауманке». В ближайших планах Физтеха — усилить участие в федеральных проектах, включая «Перспективные технологии для беспилотников», направленном на обучение специалистов и подготовку кадров для отрасли. Цели стоят амбициозные, под стать отрасли — подготовить к 2030 г. не менее 1 млн специалистов новой сферы БАС. В середине июня стало известно, что именно Физтех взял на себя функции проектного офиса.

Кстати, решение кадрового вопроса не только помогает развитию самой отрасли, но и отвечает на общественный запрос. Как показали проведенные опросы, развитие, производство и применение гражданских беспилотных систем поддерживается населением, так как это перспективное направление для рынка труда.

Сертификат для тяжелых дронов и беспилотники для Арктики

Однако несмотря на востребованность, перспективность и наличие финансирования, сложностей у производителей тоже хватает. Производители БЛА говорят, что их ключевые проблемы — это бюрократия в вопросах сертификации и экспериментального тестирования, что также влияет на возможность промышленного внедрения. Председатель консультативного совета «Эколибри», компании—разработчика электрических самолетов вертикального взлета и посадки, Алексей Рогозин обратил внимание экспертного сообщества на проблему сертификации тяжелых дронов. Если аппараты весом до 30 кг успешно сертифицируются, то у тяжелых мультироторных систем (аппаратов весом более 30 кг) есть проблемы с сертификацией и эксплуатацией. По словам Рогозина, сейчас в стране сертифицирован только один такой аппарат.

Мнение Рогозина подтверждает и директор центра компетенций аэрокосмических технологий холдинга «Т1 Интеграция» Константин Шадрин, чья компания имеет собственное конструкторское бюро, а три дрона сейчас находятся на стадии получения сертификатов. Однако процесс идет не быстро из-за большого количества согласований, что затрудняет тестирование и старт промышленного использования.

При этом спрос на беспилотники довольно высок, так как помогает решить текущие логистические проблемы в самых отдаленных уголках страны, особенно в арктических и дальневосточных районах.

Если говорить об Арктике, то с учетом ее особого значения для национальной экономики и сложных погодных условий, это уникальный регион для использования именно «беспилотников», так как эти аппараты могут вынести суровый местный климат и быть эффективными. В прошлом году Т1 объявляла о своем выходе на рынок БПЛА в качестве производителя и о создании специализированной логистической компании, которая станет оператором беспилотного флота в арктической зоне вместе с ГТЛК (Государственной транспортной логистической компании). Специально под эту совместную компанию готовился пакет документов, который бы разрешил эксплуатировать БПЛА с грузоподъемностью более 30 кг для воздушной перевозки грузов массой в диапазоне от 100 грамм до 1,5 тонн.

Бесшовное цифровое небо

Еще один шаг в развитии БПЛА — разработка концепции «бесшовного цифрового неба». По словам генерального директора АО «ГЛОНАСС» Алексея Райкевича, сейчас этот документ разрабатывается с участием ключевых отраслевых представителей.

В нем будут отражены две основные инициативы. Это использование государственной информсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» как основной инфраструктуры для мониторинга беспилотников по всей стране и создание экспериментального правового режима для апробации гибридных систем связи и высокоточной навигации. Райкевич считает, что внедрение обоих предложенных решений существенно изменит транспортную систему страны и приведет к более эффективным и экономически выгодным способам доставки грузов, особенно в отдаленные и труднодоступные регионы.

Пока что глава АО «ГЛОНАСС» оценивает рынок беспилотных авиаперевозок менее чем в 1% от всех способов доставки в стране. Однако возможности и варианты развития беспилотной логистики есть, включая всю нужную инфраструктуру.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» уже может отслеживать перемещения беспилотников, так как мониторит сотни тысяч транспортных средств по всей стране. По словам главы компании, информация о перемещении беспилотников уже передается в некоторые госорганы, а также фиксирует запросы от бизнеса.

Создание на базе уже имеющейся инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» специальной цифровой платформы мониторинга беспилотных летательных аппаратов поможет снять действующие ограничения на эксплуатацию беспилотников в регионах, что повлияет на развитие рынка в целом. По мнению Райкевича, в результате через несколько лет могут появиться «сотни тысяч, а может, и миллионы таких объектов».

Концепция «бесшовного цифрового неба» проходит сейчас практическую апробацию. На этой неделе в Сахалинской области на площадке проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2024» стартовал ее стресс-тест, в котором принимают участие 150 компаний—эксплуатантов в области БПЛА, космоса, связи и навигации. Конечная цель этого мероприятия — проверка концепции цифрового неба как возможности массового применения и безопасной интеграции беспилотных воздушных судов в общее воздушное пространство.

Материалы по теме:
Промышленность, 13 июл 19:30
Как российская промышленность осваивает цифровые технологии
Российский пятисекционный скоростной трамвай представят на ИННОПРОМЕ-2025
Как растет обрабатывающая промышленность и доля отечественного ПО
Как работают нацпроекты технологического лидерства
Свежие материалы
Театр одного танцора
Николай Цискаридзе вышел на сцену МХТ под псевдонимом
Мальков по осени считают
Как найти баланс между аппетитами человека и интересами океана
Акции ощутили «Силу Сибири»
Почему инвесторы верят в приметы