Вице-премьер Александр Новак поручил ФАС совместно с Минэнерго, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (Петербургская биржа) и заинтересованными нефтяными компаниями подготовить к 22 августа предложения по установлению стартовой цены на топливо, следует из протокола к совещанию по ситуации на топливном рынке, которое прошло 14 августа. «Эксперт» познакомился с документом. Речь идет о формировании стоимости нефтепродуктов для следующего торгового дня в случае, если темпы роста цен превышают 10% с начала месяца, отмечается в протоколе. При подобной динамике механизм предполагает установление цены на старте торгов следующего дня на уровне, зафиксированном в первый торговый день месяца.
Сейчас биржевые цены на нефтепродукты не регулируются никакими особыми механизмами. Стартовая цена дня зависит от уровня котировок, на которых закрылся предыдущий торговый день, и от заявок продавцов и покупателей на 15-минутном аукционе открытия перед началом торгов.
Источник «Эксперта», близкий к правительству, подтвердил, что ФАС прорабатывает реализацию механизма, предложенного вице-премьером. Другой собеседник, знакомый с поручением вице-премьера, подчеркнул, что контроль за стартовой ценой при слишком сильном росте котировок потенциально позволит снизить волатильность на биржевых торгах и создать более предсказуемую ситуацию для участников рынка.
«Эксперт» направил запросы в аппарат вице-премьера Александра Новака и в пресс-службы Минэнерго России, ФАС и Петербургской биржи, но на момент выпуска материала не получил ответ.
Что происходит с ценами на топливо
Цены на бензин на Петербургской бирже растут практически без остановки с начала лета до рекордных уровней на фоне сезонного высокого спроса на топливо, а также плановых и внеплановых ремонтов на нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводах. По данным Петербургской биржи, с начала июня по 19 августа стоимость бензина Аи-92 выросла более чем на 25%, а бензина Аи-95 — почти на 34%. При этом дизельное топливо с начала лета подорожало всего на 5%.
В этих условиях кабмин в конце июля решил прибегнуть к ограничению экспорта бензина для его производителей сначала до конца августа (впервые с октября 2024 г.), допуская продление данной меры. Для трейдеров (непроизводителей) ограничения на вывоз бензина действовуют непрерывно с весны прошлого и по август этого года.
На совещании 14 августа вице-премьер Новак также поддержал предложение Минэнерго России о продлении запрета на экспорт бензина для производителей на сентябрь, а для непроизводителей — и на октябрь.
Через биржевые торги, по данным Петербургской биржи, продается около 30% всех произведенных в России нефтепродуктов. От стоимости бензина и дизельного топлива на бирже также зависят выплаты нефтяным компаниям в рамках демпферного механизма. Согласно параметрам, заложенным в Налоговом кодексе РФ, демпферные выплаты могут обнулиться при превышении так называемой точки отсечения, которая рассчитывается отдельно и по бензину, и по дизельному топливу исходя из средней биржевой цены за месяц. По состоянию на 19 августа, по подсчетам «Эксперта» на основе данных Петербургской биржи, средняя цена бензина Аи-92 (демпфер считается только исходя из стоимости бензина Аи-92. — прим. ред.) составила 69,074 тыс. руб. за тонну, что на 2,579 тыс. руб. больше заложенной в Налоговом кодексе цены отсечения на 2025 г. — 66,495 тыс. руб. за тонну. В то же время средняя цена дизельного топлива пока не только укладывается в параметры демпфера, но и находится сильно ниже верхней планки — 58,736 тыс. руб. за тонну против точки отсечения в 68,640 тыс. руб. за тонну.
Оценки рынка
Среди участников рынка мнения о внедрении механизма формирования стартовой цены на биржевых торгах разнятся. Заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев в беседе с «Экспертом» назвал инициативу властей разумной, понятной и логичной. По его словам, эта мера обсуждается с начала лета. «Я думаю, что она должна быть оперативно принята и признана максимально быстро, потому что это одна из дополнительных мер охлаждения оптового рынка, — отметил Гусев. — К сожалению, оптовый рынок у нас все-таки работает в значительной части на эмоциях и на информации, либо ее отсутствии. И чем больше будет технических инструментов, которые будут „остужать“ рынок, тем проще. Я очень надеюсь, что это будет принято и имплементировано системой биржевых торгов с сентября».
Управляющий директор компании «Пролеум» (одного из крупнейших топливных трейдеров в РФ) Максим Дьяченко, наоборот, предполагает, что механизм установления стартовой цены при сильной волатильности цен не снизит ее, а только повысит. «Если цена в течение месяца вырастет на 10%, а затем автоматически будет снижена на те же 10%, это приведет к резкому обвалу котировок. Для покупателей это тоже проблема: многие закупают товар для мелкооптовой дистрибуции или собственных нужд, и падение цен сразу после покупки становится для них риск-фактором, — поясняет он. — Хотя в средне- и долгосрочной перспективе потребители выигрывают от более низких цен, в моменте такая схема только дестабилизирует рынок и создает новые возможности для манипуляций. Участники могут заранее открывать позиции на понижение, зная, что падение неизбежно. В результате котировки будут то резко расти, то столь же резко падать».
По мнению Дьяченко, предложенная мера выглядит не как рыночный механизм, а как попытка механически управлять ценой. «Альтернатива — не административное вмешательство, а работа над увеличением предложения и ликвидности торгов. Нужно развивать срочный рынок нефтепродуктов, переводить ценообразование с крайне уязвимого спота на долгосрочные инструменты. Срочный рынок позволяет гибко планировать и снижает влияние краткосрочных аварий и сбоев», — заключает он.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag