Интервью

Дорогу осилит просящий

Дефицит средств на ремонт дорог в ближайшую трехлетку составит треть от потребного объема

Дорогу осилит просящий
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
В 2025–2027 гг. дефицит финансирования на содержание и капремонт автомобильных дорог федерального значения составит 639,7 млрд руб. или 32,6% от потребного объема финансирования, подсчитали эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. Исследование было представлено на национальном форуме инфраструктурных компаний, прошедшем в Москве 23 апреля. Сокращение финансирования приведет к недостижению плановых показателей по аварийности на дорогах, снижению производительности труда, росту расходов автовладельцев и потерям для всей экономики страны, считают в НИУ ВШЭ. Ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) на основе анализа института направила в кабмин предложения по смягчению этих рисков.

Дефицит финансирования

Размер дефицита финансирования эксперты НИУ ВШЭ рассчитали на основании нормативов финансовых затрат на эти цели (закреплены в постановлении правительства № 658 от 2017 г.). При этом до 2024 г. расходы Федерального дорожного фонда на содержание автодорог последовательно росли: со 125,4 млрд руб. в 2019 г. до 182,9 млрд руб. в 2024 г., следует из презентации института. Однако доля этих расходов в общих расходах дорожного фонда немного снизилась — с 16,4% в 2019 г. до 14% в 2024 г., следует из анализа.

«У нас уже в законодательстве закрепляется недофинансирование содержания автодорог. В распоряжении правительства обозначается дефицит, который будет продолжаться в ближайшие три года», — сообщила на форуме директор института экономики транспорта НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Татьяна Кулакова. Речь идет о распоряжении № 768-р о плане дорожной деятельности до 2030 г., принятом 5 апреля. Общий объем финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автодорог по нему составит 2,48 трлн руб., а дефицит средств, который назвало само правительство, — 1,73 трлн руб. Вместе с тем, в документе упоминаются еще 850 млрд руб. нераспределенного резерва на 2028–2030 гг.

По словам Кулаковой, само постановление № 658 довольно устарело и не учитывает реалий рынка. Например, оно не учитывает увеличения периодичности выполнения дорожных работ с 2017 года. «За этот период в стране вышло более 160 документов, которые предъявляют новые требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог, это касается в том числе новых ГОСТов», — пояснила эксперт. Например, в шесть раз чаще сегодня требуется уборка остановок общественного транспорта, площадок отдыха, стоянок автомобилей; в 4 раза чаще требуется уборка тротуаров и пешеходных дорожек; очистку тротуаров и служебных проходов от грязи и мусора требуется проводить в 3 раза чаще; механизированная очистка дорожных покрытий от мусора, пыли, грязи — все требуется делать в 3 раза чаще, следует из презентации.

Расходы дорожников растут еще и в связи с ростом спроса на автомобильные перевозки: средняя длина перевозки 1 тонны груза в 2023 г. по сравнению с 2017 г. выросла на 32% и составила 62 км, растет и интенсивность движения на участках. Наконец, еще одной выделенной экспертами института проблемой отрасли является рост цен на строительные ресурсы и технику, который серьезно опережает рост индекса потребительских цен, отметила Кулакова. Относительно 2018 г. средние цены на шины выросли на 164%, на ножи для отвала — на 129%, транспортные коммунальные средства — на 115%, металлические барьерные ограждения — на 110%, тогда как прирост накопленного ИПЦ в 2023 году к 2018 году составляет 40,8%.

Социально-экономические риски

Низкий уровень финансирования отрасли не поможет исправить тренд на медленные темпы роста доли федеральных автодорог в нормативном состоянии, который наблюдается с 2019 года, отмечают в НИУ ВШЭ. Эта доля резко упала с 84,65% в 2019 г. до 73,56% в 2022 г. и стабилизировалась на уровне 73,88% по итогам 2024 г. К 2030 г. этот показатель должен вырасти до 85%, согласно целям нацпроекта «Инфраструктура для жизни». «Дефицит финансирования может затронуть и показатели не профильных нацпроектов, которые как будто бы не связаны с содержанием автомобильных дорог. Например, производительность труда. Потому что производительность считается на основе выручки компаний отрасли, а если они недофинансированы — производительность падает», — пояснила гендиректор института Татьяна Кулакова.

Кроме того, дефицит негативно скажется на аварийности на дорогах. Уже в 2023 году впервые за последние 10 лет произошел рост дорожно-транспортной аварийности в России (132,5 тыс. ДТП за год). Причем в 2023–2024 гг. почти каждое третье ДТП было с выявленными нарушениями требований к эксплуатационному состоянию и обустройству дорог. И если в 2024 г. общее количество ДТП немного сократилось в годовом выражении (132 тыс. ДТП), то на платных участках федеральных трасс аварийность, наоборот, выросла — на 18% к 2023 г. (и на 27,5% выросло число погибших на платных трассах).

Также недофинансирование содержания дорог, по мнению НИУ ВШЭ, влечет рост расходов автовладельцев (связанный с затраченными на поездки временем и с тратами на поддержание автомобиля), рост потерь для всей экономики (несвоевременно выполнение ремонтов приведет к увеличению их стоимости в будущем в 1,5–2 раза и сокращению межремонтных сроков службы мостов). «Ухудшается, наконец, и финансовое положение организаций отрасли. В прошлом году из компаний отрасли (869 организаций), проанализированных нами, было 14% тех, кто находится в состоянии ликвидации и банкротства. В этом году их уже 23%. Это очень большая цифра с точки зрения функционирования отрасли», — заключила Кулакова.

Как нивелировать риски

Аналитику рынка у НИУ ВШЭ заказала национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), сообщила «Эксперту» замдиректора ассоциации по нормотворческой деятельности Оксана Жакун. На основе этой аналитики НАИК направила в кабмин свои предложения. «Эксперт» познакомился с перечнем предложений. В первую очередь они касаются актуализации 658-ого постановления — НАИК просит повысить в нем нормативы по ремонту и содержанию автодорог, ввести коэффициент интенсивности движения для расчета бюджетных затрат и исключить из госконтрактов лишние работы, которые не предусмотрены ГОСТами.

«Также мы просим законодательно запретить использовать понижающие коэффициенты в расчетах начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Анализ 110 госзакупок, проведенных в 2023 году показал, что понижающие коэффициенты применялись в 44 % случаев. Причем в 10% случаев коэффициент снижал соответствующие расходы больше чем на половину. Это делается для приведения НМЦК в соответствие с выделенными бюджетными лимитами на содержание дорог и приводит к тому, что дороги высших категорий содержатся по нормативам дорог V категории. В таких условиях сложно выполнять нормативные требования», — пояснила на презентации Кулакова.

Но есть среди предложений и более радикальные. Например, предлагается направлять часть средств, собранных в систему «Платон» (госсистема взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам), на эксплуатацию дорог, а также увеличить размер ежегодных эксплуатационных платежей по инвестсоглашениям госкомпании «Автодор» (оперирует платными автотрассами), заключенным до 2017 г. включительно и внедрить для «Автодора» практику составления смет по содержанию дорог, в том числе при формировании финмодели будущих инвестсоглашений.

В пресс-службе Минтранса отказались комментировать эти инициативы. Запрос был также направлен в пресс-службу Минфина. Представитель «Автодора» сообщил, что компания не была знакома с предложениями НАИК. «Базовый размер эксплуатационных платежей по каждому соглашению является одним из условий соглашений при проведении конкурса и впоследствии индексируется в соответствии с фактическими данными по инфляции», — рассказали в компании, но средний размер текущего платежа не назвали. Изменение этого показателя потребует корректировки условий заключенных соглашений, а в случае с концессионными соглашениями также потребует изменений в соответствующее распоряжение правительства. До 2017 года «Автодор» заключил 14 инвестсоглашений по участкам скоростных трасс М-11 «Нева», М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон» и ЦКАД.

В пресс-службе оператора системы «Платон» компании РТИТС не ответили на запрос «Эксперта».

Выступавший 23 апреля на пленарной сессии форума первый замминистра транспорта Валентин Иванов констатировал, что в отрасли дорожного строительства наметились тревожные тенденции. Он отметил в частности, что есть риски срыва сроков сдачи объектов по госконтрактам, и «количество этих объектов уже десятками измеряется». «Есть задолженности по зарплате. Ряд организаций, в том числе системообразующих, находятся на грани банкротства. Понятны моменты, почему это происходит, — сметная стоимость стоит у нас как камень на месте, а себестоимость — зарплаты, процентная ставка, платежи по лизингу, материалы, — постоянно растет вверх », — пояснил он. Предложения НИУ ВШЭ и НАИК на пленарном заседании форума не обсуждались. Замминистра лишь отметил, что изучаются инициативы по справедливому ценообразованию на рынке. Валентин Иванов отказался от комментариев «Эксперту».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
«Десна» выходит на дорогу
Промышленность, 13 мая 00:00
Кто быстрее всех растет в российской экономике
Промышленность, 24 апр 15:06
На Балтике наметился дефицит портовых мощностей
Промышленность, 24 фев 22:30
В ближайшие два года рынок венчурных инвестиций может вырасти в 1,5 раза
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда