Интервью

Дрон уклоняется от себе подобных

В Подмосковье опробовали технологию предотвращения столкновения беспилотников

Дрон уклоняется от себе подобных
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
В Московской области опробовали технологию предотвращения столкновений беспилотных воздушных судов Detect-And-Avoid-System (DAA). Об этом говорится в протоколе прошедшего 26 марта совещания в Минэнономразвития, имеющемся в распоряжении «Эксперта». Технология является подобием Traffic Collision Avoidance System (TCAS), которая применяется в пилотируемой авиации и служит для предотвращения столкновения лайнеров в воздухе. DAA необходима для интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в единое воздушное пространство, что предусматривает национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Называть испытанный DAA успешным и завершенным продуктом пока рано, признают независимые эксперты. Предстоит проверить технологию на множестве других режимов, в разных условиях полетов и конфликтных ситуаций в воздухе. Этим сейчас заняты не только в России, но во всех претендующих на лидерство в беспилотных технологиях странах.

Обнаружить и уклониться

Апробация технологии проходила в экспериментальном правовом режиме (ЭПР) «Аэрологистика» (был утвержден по инициативе Ассоциации «Аэронекст» в ноябре 2023 г., работа по утверждению велась Минэкономразвития). Испытания проводили преимущественно на подмосковном аэродроме «Алферьево», рассказал «Эксперту» гендиректор ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «Аэронекст» Глеб Бабинцев: «Полеты выполняли все самые популярные типы БВС — мультироторные, самолетного с вертикальным взлетом (СВВП) и вертолетный типы... Нам удалось добиться автоматического (без какого-либо вмешательства пилотов с земли) уклонения двух БВС от столкновения при полете на встречных и пересекающихся курсах».

По его словам, над созданием технологии DAA сейчас работает все мировое научное и авиационное сообщество, поскольку от успешности результата напрямую зависит развитие высокотехнологичного сектора экономики: «Высокий риск столкновения беспилотных и пилотируемых воздушных судов в небе — это главный барьер на пути мирового технологического лидерства в области беспилотной авиации».

В эксперименте в России, который был организован ассоциацией совместно с фондом Национальной технологической инициативы (фонд НТИ), участвовали технологии от нескольких разработчиков — «Радар ММС», «Летающие машины Тюринга», «Дарт-Аэро», «БАС Глори Эйр», рассказал Глеб Бабинцев. «Все с разной успешностью, но реализовали задачу», — добавил он. Победителем конкурса «Аэрологистика» стала компания «Радар ММС».

Специалистов Росавиации приглашали на демонстрационные полеты с использованием технологии DAA, но непосредственно в реализации этого проекта ведомство участие не принимает, сообщил «Эксперту» официальный представитель Росавиации Артем Кореняко.

В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что всего за время действия ЭПР по аэрологистике был совершен 241 полет тяжелых БВС, к полетам допущено 6 компаний. «В режиме ЭПР отработаны технические решения, включая предотвращение критических сближений дронов (более 29 раз), совершено 125 точных посадок БВС в автоматическом режиме и доставлено более 3 тыс. кг грузов», — сообщили в министерстве.

В чем заключается технология DDA

Технология DAA создана по аналогии с Traffic Collision Avoidance System (TCAS), которая применяется в современной пилотируемой авиации для предупреждения столкновения самолетов в воздухе. «TCAS — это отраслевой стандарт. Технология предотвращения столкновений в воздухе разрабатывалась с 1950-х годов, в 1980–1990-е годы началось активное внедрение этого оборудования. По требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО), системами TCAS должны быть оснащены все воздушные суда массой более 5700 кг или вместимостью более 19 пассажиров», — пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

В состав системы входят транспондер — радиолокационный ответчик, набор антенн и индикаторы в пилотской кабине. Оборудование несколько раз в секунду передает сигнал, воспринимаемый на других самолетах, и принимает сигналы от «соседей» по воздушному пространству. В работу TCAS заложен алгоритм, который, оценивая курс соседних самолетов, расстояние и скорость сближения с ними, определяет риск опасного сближения и расчетное время до возможного столкновения. «В случае риска опасного сближения система выдает конкретные указания по набору высоты или снижению», — рассказал Олег Пантелеев.

О важности применения TCAS в современных лайнерах говорит, например, тот факт, что лоукостер «Победа» в 2023 г. лишился сертификата разработчика модификаций и ремонтов для самолетов Boeing 737 (полученного в начале 2023 г.) после найденных Госавианадзором нарушений. «Наиболее серьезное нарушение было допущено при замене оригинальных гаек для крепления антенны TCAS на альтернативные», — писали тогда СМИ.

«TCAS не вмешивается в управление воздушным судном и только предупреждает экипаж. DAA же напротив, должна вмешиваться в управление. При этом она также уведомляет экипаж о своем намерении, если связь с экипажем присутствует», — объясняет разницу между системами Глеб Бабинцев.

Еще одно отличие TCAS (I и II поколения) от системы DAA в том, что TCAS работает в вертикальной плоскости и может разводить самолеты только по высоте, рассказал основатель сервиса безопасности полётов и сертификации RunAvia Андрей Патраков: «Работа системы DAA предполагается в трёхмерном пространстве. Это необходимо для избежания столкновения на малых высотах полёта. Кроме того, характеристики веса, габаритов и энергопотребления компонентов DAA должны быть меньше, чем у сегодняшних систем TCAS».

Сложности с внедрением DAA

«TCAS является прародителем системы DAA. Саму TCAS производят только 3 компании во всем мире, все они — американские. Когда стали появляться беспилотники, возникла потребность распространить подобную технологию и на них. Мировые научные сообщества сейчас создают технологии, позволяющие беспилотным воздушным судам безопасно использовать воздушное пространство и стандартизируют их. Отличия DAA от TCAS — в самих условиях полетов беспилотников (низковысотные полеты, городская аэромобильность) и отсутствии пилота на борту. Беспилотнику мало увидеть угрозу, нужно на нее отреагировать», — рассказал «Эксперту» специалист в сфере навигации, замгендиректора «Аэроскрипта» Андрей Яблоков.

Наиболее зрелые требования к системам DAA, по его словам, сформулированы RTCA — американской некоммерческой организацией Radio Technical Commission for Aeronautics (Радиотехническая авиационная комиссия). Сама RTCA состоит из компаний-участниц этого рынка. «Они разработали набор стандартов, которые распространяются на большие и малые беспилотники. В России созданием логики предупреждения конфликтов в воздухе занимается в том числе наша компания. Разработаны математические модели и пакеты верификации, учитывающие миллионы конфликтных ситуаций», — отметил Андрей Яблоков.

Пока, считает эксперт, преждевременно говорить об успешной апробации российской DAA. «Чтобы полностью выстроить и апробировать всю систему, потребуется провести гораздо больше испытаний, в том числе тестирование множественных конфликтов. Проведенный конкурс по аэрологистике — это лишь один из шагов большого пути. Объем необходимых испытаний несопоставим с тем, что проводился в этом конкурсе», — заключил Андрей Яблоков.

В компании ЛМТ не ответили на запрос «Эксперта». Связаться с представителем «Радар ММС» не удалось. Представитель «БАС Глори Эйр» тоже не смог предоставить комментарий по теме.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 22 мая 15:00
Производство гражданских беспилотников в России выросло в 2,6 раза
Промышленность, 24 дек 19:43
Подведены итоги безопасности полетов 2024 года
Промышленность, 24 дек 10:42
Новый аэропорт Мурманска вдвое увеличит пропускную способность
Промышленность, 25 окт 16:43
К 2030 году в России будет 48 центров производства БПЛА
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда