Правительственная комиссия по электроэнергетике поддержала один из четырех обсуждавшихся вариантов либерализации цен гидроэлектростанций на Дальнем Востоке, от которой будет зависеть динамика стоимости электроэнергии для промышленности и других потребителей (исключая население). Как следует из материалов к заседанию правкомиссии от 13 ноября, которые есть у «Эксперта», со следующего года в ДФО по свободным ценам будет продаваться 22% электроэнергии ГЭС, с 2027 г. — 40%, с 2028 г. — 60%, с 2029 г. — 80% и с 2030 г. — 100%. Подготовить до 20 ноября соответствующий проект распоряжения кабмина поручено Минэнерго.
Сейчас в рамках постепенного распространения с 1 января 2025 г. рыночных механизмов на энергокомплекс Дальнего Востока и запуск оптового рынка электроэнергии по свободным ценам продается 100% электроэнергии, вырабатываемой ТЭС, и лишь 2,5% — ГЭС.
При реализации сценария, на котором остановилось правительство, конечная стоимость каждого киловатт-часа для потребителей вырастет с 5,4 руб. в 2025 г. до 10 руб. — в 2030 г. Наибольший рост будет в 2026 г. — сразу на 22%, в 2027 г. цены подрастут еще на 10,1%, в 2028 г. — на 9,4%, в 2029 г. — на 14,8% и в 2030 г. — на 9,6%. Население, тарифы для которого в России традиционно субсидируются за счет коммерческих структур, включая промпредприятия, данные изменения не затронут.
Из материалов к правкомиссии также следует, что энергоцены на Дальнем Востоке для юрлиц до 2030 г., несмотря на введение рыночных механизмов, будут оставаться ниже среднероссийских. Так, в среднем по стране стоимость электроэнергии поднимется с 6,12 руб./кВт⋅ч в 2025 г. до 7,02 руб./кВт⋅ч — в 2026 г., а к 2030 г. достигнет 10,35 руб./кВт⋅ч. В расчете прогнозных цен брались средние значения с учетом двух ценовых зон оптового энергорынка (первая — центральная Россия и Урал, вторая — Сибирь).
Какие еще варианты рассматривали
Наряду с тем, на котором остановилась правкомиссия, рассматривалось еще несколько. Базовый, по данным «Коммерсанта», предполагал более щадящий режим для потребителей — либерализацию цен ГЭС на Дальнем Востоке ежегодно по 2,5%. В таком случае в 2030 г. по свободным ценам продавалось бы лишь 15% от выработки гидростанций. Конечная стоимость электроэнергии для потребителей оптового энергорынка при таком подходе в 2030 г. составила бы 9,03 руб./кВт⋅ч. Также рассматривались два варианта более агрессивного роста — с выходом на продажу 100% электричества ГЭС по рыночной цене и, соответственно, конечную цену в 10 руб./кВт⋅ч уже в 2028-м. Но, видимо, их сочли неоптимальными.
Ускоренная либерализация в ДФО цен на электроэнергию ГЭС рассматривается правительством в качестве одного из механизмов поддержки энергокомпании «РусГидро» — крупнейшей на Дальнем Востоке, мощность более 60 электростанций которой составляет 38,6 ГВт. На конец 2024 г. крупнейшими акционерами были Росимущество (62,2%) и ВТБ (12,37%).
В материалах комиссии отмечается, что в результате реализации масштабной инвестпрограммы, наряду с убыточностью дальневосточных компаний «РусГидро», обусловленной особенностями тарифного регулирования, а также высокого уровня ключевой ставки Банка России, показатель долговой нагрузки (соотношение долг/EBITDA) группы в 2025 г. составит 6, а в 2026 г. — 7,2. Это приведет к значительному повышению стоимости заимствований и сокращению доступных инструментов для привлечения заемного капитала.
В июле 2025 г. глава «Русгидро» Виктор Хмарин на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил, что инвестпрограмма компании до 2029 г., включая строительство и реконструкцию электростанций и сетей, составляет 1,13 трлн руб. «Высокая инфляция и, соответственно, высокая закредитованность компании. Конечно, когда процентные ставки в стране большие, то совмещать высокие инвестиционные темпы достаточно трудно, потому что <...> мы не можем поднимать стоимость своей продукции — киловатта — на рыночных, скажем так, основаниях», — отмечал топ-менеджер (цитата по «Интерфаксу»).
Средства, дополнительно полученные «Русгидро» за счет либерализации цен ГЭС, планируется направить на строительство объектов генерации в ДФО, следует из материалов к комиссии.
Как сообщал «Эксперт», убытки компании за 2024 г. составили более 61 млрд руб. на фоне роста других финпоказателей. Так, ее выручка увеличилась к предыдущему году на 13,6%, до 579,8 млрд руб., EBITDA — на 14,2%, до 150,8 млрд руб. Для поддержки компании правительство рассматривало и ряд других решений: временный отказ от выплаты дивидендов до 2029 г., продление «дальневосточной надбавки» (дополнительный платеж промышленности в цене электроэнергии) после 2028 г., сдвижку инвестпроектов и пр. В начале октября 2025 г. министр энергетики Сергей Цивилев говорил в интервью «Эксперту», что для поддержки компании будут заморожены дивиденды и продлено действие «дальневосточной надбавки».
За шесть месяцев 2025 г. чистая прибыль «Русгидро», как следует из ее отчета по МСФО, составила 31,6 млрд руб. (+33,6% год к году), выручка с учетом госсубсидий — 358 млрд руб. (+13,7%), EBITDA — 98,3 млрд руб. (+30,6%). Компания в релизе отмечала позитивное влияние на ее финансовый результат распространение с 2025 г. на ДФО рыночных механизмов ценообразования.
По оценкам старшего аналитика по электроэнергетике «Эйлер» Евгении Франке, поддержанный правительством сценарий позволит «Русгидро» получить дополнительно около 100 млрд руб. выручки в сравнении с базовым вариантом либерализации 15% ГЭС к 2030 г. Однако существенное снижение долговой компании примерно на 70 млрд руб., по ее словам, ожидается лишь в 2030 г. — уже при достижении полной либерализации цен. Она напомнила, что компания в 2026 г. проходит пик капзатрат, оценивающихся более чем в 1 трлн руб., поэтому и ускорение либерализации, должно произойти в краткосрочной перспективе.
Руководитель группы по аналитике в энергетике Kept Сергей Роженко называет увеличение доли продаж электроэнергии ГЭС по рыночным ценам «одним из простых и понятных инструментов». С другой стороны, отмечает он, решения в тарифной области традиционно принимаются с большой осторожностью и растягиваются во времени. «Например, на оптовых рынках электроэнергии и мощности (ОРЭМ) полная либерализация так и не была достигнута на 100% — для населения и ряда регионов объемы электроэнергии отпускаются по сниженным тарифам», — напоминает он. Именно поэтому, по мнению Сергея Роженко, правительство и выбрало один из промежуточных вариантов постепенной, но последовательной либерализации цен электроэнергии в ДФО.
«Эксперт» направил запросы в пресс-службы Минэнерго и «Русгидро», регулятор энергорынков — НП «Совет рынка». Также вопрос с просьбой дать оценку решению кабмина был направлен в промышленное лобби — ассоциацию «Сообщество потребителей энергии».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag