Где заправят газом
В конце июля в профильных автомобильных телеграмм каналах появилось сообщение о предстоящем закрытии этим летом более 30 метановых заправок (АГНКС) «Газпрома» в разных регионах России. В пресс-службе «Газпром ГМТ» «Эксперту» сообщили, что попавший в соцсети список станций уже неактуален. «Он постоянно меняется, причем в сторону уменьшения. В нашей сети нет закрытых заправок, есть АГНКС, где временно приостановлена реализации КПГ. Это не более 16 объектов в девяти регионах страны», — сообщили в компании. Всего «Газпром ГМТ» обслуживает 534 заправки.
При этом оператор не исключает пересмотра работы заправок в будущем, в зависимости от эффективности их работы. Станция может продолжить работать или будет законсервирована, либо может быть переведена на договор аренды или франчайзинга, уточнили в пресс-службе.
По оценкам зампреда комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, сегодня в России около 1000 станций заправляют транспорт метаном. «В сравнении с бензином и дизелем, это равно капля в море. Разница измеряется порядками, и говорить о разветвлённой сети АГНКС, увы, преждевременно. Несколько десятков таких станций закрыто за последние три года», — признает депутат.
На убыточность метановых АЗС указывал глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков еще в 2021 году. Он отмечал, что метановые автозаправки были загружены в среднем на 34%. «Сейчас они тоже плохо загружены, идут массовые сокращения», — говорит источник «Эксперта», знакомый с ситуацией. По оценкам зампреда наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, загрузка АГНКС сократилась до менее 20%.
«Весь план развития инфраструктуры не сработал. Не смогли привлечь обычного потребителя, делали ставку на госзаказ», — называет причину неудачи проекта источник «Эксперта». Развитию помешала разрозненность планов по переводу автотехники на газ, отсутствие единого интегратора программ. «Пытались поддерживать газовые заправки и на КПГ, и на СПГ (сниженном газе), и электрозарядки», — добавляет он.
За последнее время из-за изменения деловой активности, логистических маршрутов, выбытия устаревшего транспорта и недостаточных темпов производства автомобилей на природном газе, не были достигнуты прогнозируемые ранее показатели спроса на метан как моторное топлива, сообщил «Эксперту» представитель «Газпром ГМТ». В компании уверяют, что программа транспорта на газе развивается. «Правительством в 2025 году установлен приоритет поставки общественного пассажирского транспорта общего пользования на природном газе в регионы страны в рамках национального проекта „Инфраструктура для жизни“. Также установлена преимущественная закупка государственными и муниципальными заказчиками автотранспортной техники, работающей на газомоторном топливе (и электрических автомобилей) вместо автотранспортных средств на традиционных видах топлива (бензин и дизельное топливо)», — напомнили в «Газпром ГМТ».
За первое полугодие этого года «Ростелеком» нарастил заправку метаном в южных регионах страны почти в 5 раз, на северо-западе и в центральной России — в 14 раз, приводят примеры в «Газпром ГМТ». «Металлургический завод Балаково» закупил порядка 90 моногазовых тягачей на КПГ, а «Казанский жировой комбинат» переоборудовал на газодизельный режим 61 машину.
Меры поддержки
В России действуют три главных программы поддержки автотехники на газе: субсидия на строительство газозаправочных станций, на переоборудование автомобилей на газ и на стимулирование спроса на покупку такой техники. Первые две администрирует Минэнерго, третью — Минпромторг. Как сообщили «Эксперту» в Минпромторге, в 2025 г. на программу покупки техники на газе в федеральным бюджетом предусмотрено 5,7 млрд руб., тогда как в 2022 г. кабмином обсуждалось повышение ее лимитов до 10 млрд руб. в год.
«За последние 5 лет (2020–2024 гг) по данной программе реализовано свыше 23,7 тыс. единиц техники», — сообщили в Минпромторге. На вопрос о приоритетах поддержки какого-то одного вида моторного топлива в ведомстве ответили, что пока меры направлены «на сбалансированное развитие собственных технологий во всех востребованных сегментах». В пресс-службе Минэнерго на запрос «Эксперта» не ответили.
Мнения экспертов и производителей
Для частных потребителей, владельцев легковых автомобилей экономия топливных расходов, экологическая составляющая по-прежнему не являются факторами, перевешивающими чашу весов в пользу ГМТ, признает депутат Юрий Станкевич. Одним из возможных решений могло бы стать создание специальной лизинговой компании, обладающей ресурсами для кредитования и коммерческого, и личного автотранспорта на льготных условиях. Однако, пока такой заинтересованности у государства или институтов развития не нет, признается он.
В феврале этого года кабмин скорректировал постановление по субсидированию расходов по переводу грузовых автомобилей с традиционных видов топлива на природный газ (увеличен размер субсидии по переводу на метан — для грузовиков до 1 млн руб.). Это решение стимулирует перевод грузового транспорта на метан, считает Юрий Станкевич.
По мнению Дмитрия Гусева из ассоциации «Надежный партнер», открытой статистики по закрытию метановых АГНКС не существует. «В целом, направление метана как моторного топлива буксует и не развивается. На фоне 30 тыс. бензиновых АЗС количество метановых (около 940 штук) недостаточно. Самое главное — нет перспективной схемы их размещения», — признает эксперт. В целом программа перевода автотехники на газ показывает не очень выдающиеся результаты: за 5 лет переоборудовано и произведено всего около 300 тыс. единиц, что на фоне 62 млн зарегистрированных в стране автомобилей кажется статистической погрешностью, добавляет Гусев. Среди причин таких результатов он называет отсутствие активной рекламы газа как моторного топлива, отсутствие массовой автотехники в заводском исполнении. «Видимо, метан как моторное топливо не имеет перспектив у нас в стране, а СПГ — тоже под большим вопросом», заключил эксперт.
Как прокомментировал «Эксперту» пресс-секретарь «КамAЗа», проблема связана еще и с общим проседанием продаж коммерческого транспорта в этом году. «Рынок грузовиков встал. Нет продаж вообще любой техники», — отметил он. По данным Минпромторга, за январь — июль 2025 г. продажи грузовиков просели на 55%, до 31,4 тыс. штук.
Правило больших пробегов сохраняет свою актуальность: чем больше километров проезжает транспортное средство, тем дешевле становится владение таким автомобилем, отмечает исполнительный директор дистрибьютора китайских грузовиков Dayun компании «Сторк» Артур Солдаткин. Поскольку метан стоит меньше дизеля, при месячных пробегах в 25 тыс. км вполне достижима годовая экономия в 5–7 млн руб. Эксперт считает, что перспективы у метана на дорогах России есть: «Заправки есть в европейской части страны, идет освоение Сибири, до Дальнего Востока доехать пока нет возможности, но мы ждем, когда инфраструктура дотянется и до тех мест». Экономические преимущества заправки метаном очевидны: цены на КПГ варьируются от 24 до 32 руб. за кубометр, а литр дизеля или бензина обойдется в 60–70 руб. (расход кубометра метана примерно эквивалентен расходу литра бензина), отмечает главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag