Претензии отрасли
Ассоциация «Аэропорт» ГА, объединяющая более 30 небольших региональных аэропортов, в конце сентября обратилась в Минтранс и Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; в нее входят крупнейшие российские авиакомпании) с жалобой на несправедливость правил распределения средств нового инфраструктурного сбора для аэропортов. «Эксперт» ознакомился с копией письма.
Проект постановления правительства, размещенный Минтрансом на regulation.gov.ru для общественного обсуждения в августе, формулирует правила расчета сбора, условия его взимания, а также распределения средств сбора внутри групп аэропортов. Гендиректор ассоциации Виктор Горбачев в письме в Минтранс и АЭВТ предупреждает, что, исходя из текста проекта, средства сбора достанутся узкому кругу аэропортов, входящих в три крупных холдинга — «Новапорт», «Аэропорты регионов» и «Аэродинамика». В «Новапорт» входят входят 24 российских аэропорта (крупнейшие — Новосибирск, Минводы, Калининград, Тюмень, Челябинск). «Аэропорты регионов» управляют 10 аэропортами, включая Екатеринбург, Нижний Новгород. В «Аэродинамику» входят авиаузлы в Сочи, Анапе и Краснодаре.
Что такое инфраструктурный сбор
Формально закон о введении сбора с авиакомпаний на строительство и реконструкцию инфраструктуры российских аэропортов вступил в силу 1 сентября 2025 г. Перевозчики будут платить его в тех аэропортах, где заключены концессионные соглашения о модернизации. Причем речь идет только о новых соглашениях, заключенных после 1 сентября 2025 г. Фактически закон заработает лишь после вступления в силу подзаконных актов к нему, в которых будет детально прописан механизм взимания и размер сбора (планируется с 1 марта 2026 г.). В частности, правительство должно сформировать список аэропортов, где он будет взиматься, и объединить авиагавани в группы (по какому принципу — в документе не поясняется). Средства, аккумулированные за счет сбора, будут распределяться внутри группы. Как отмечал глава Росавиации Дмитрий Ядров на ВЭФ-2025 в сентябре, первые концессии планируется заключить с аэропортами Кемерово, Ставрополя и Читы (все три входят в холдинг «Новапорт»).
Согласно проекту постановления, базовая ставка сбора составит 150 руб. за каждого перевезенного пассажира. Впоследствии она может корректироваться с учетом уровня инфляции. В формуле расчета размера сбора будет учитываться корректирующий коэффициент (базовая ставка — 1), который также может меняться решением правительства. Например, если потребуется больше средств на ремонт аэропорта, чем будет предусмотрено в концессионном соглашении, либо изменится ключевая ставка и др.
Средства, полученные от взимания инфраструктурного сбора, будут направляться на развитие аэропортов внутри одной группы, следует из проекта постановления. В мае 2025 г. Дмитрий Ядров пояснял, что механизм концессии позволит привлечь дополнительные внебюджетные источники для развития аэродромной инфраструктуры — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны. Возврат средств инвесторам как раз и должен обеспечить инфраструктурный сбор за счет «котлового метода» аккумулирования и распределения средств. «При реализации данного подхода тарифная нагрузка на одного пассажира составит 150 руб.», — отмечал Дмитрий Ядров, подразумевая, что сбор будет заложен в цену билета.
В случае расформирования группы собранные для нее средства перечислят в доход федерального бюджета и «они послужат источником покрытия дефицита бюджета на строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта», говорится в проекте.
Что предлагают малые аэропорты
Предлагаемая схема аккумулирования и дальнейшего распределения средств возможна только при холдинговой системе управления аэропортами, говорится в письме ассоциации «Аэропорт» ГА. Скорее всего, она подойдет только для аэропортов, находящихся в собственности больших авиахолдингов, подчеркивается в документе.
Ассоциация задается рядом вопросов, которые не прояснены в тексте проекта постановления: будет ли распространяться сбор на иностранные авиакомпании; почему инфраструктурный сбор относится только к объектам, находящимся в концессии; почему собранные средства в случае расформирования группы должны перечисляться в федеральный бюджет и т.д.
«Аэропорт» ГА предлагает внести ряд изменений в проект постановления. В частности, исключить из текста понятие и определение «группа аэропортов», дать возможность каждому аэропорту подать заявку на получение инфраструктурного сбора, установить фиксированный размер ставки сбора (для российских эксплуатантов в рублях, для иностранных — в долларах США), разрешить использование накопленных средств на развитие всех объектов инфраструктуры аэропортов, включая и аэровокзальные комплексы. Также предлагается вернуться к обсуждению этого механизма с участием аэропортов и авиакомпаний.
«Эксперт» обратился за комментариями в пресс-службы «Новапорта», «Аэропортов регионов» и «Аэродинамики», крупнейших российских аэропортов, а также Минтранса и Росавиации. На момент публикации ответа на запросы не последовало.
Сколько аэропортов в России
Всего на данный момент в России 225 аэропортов. Среди них: «миллионники» («Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», «Пулково» и ряд других); региональные аэропорты трех крупнейших холдингов — «Аэропорты регионов», «Новапорт», «Аэродинамика»; федеральные казенные предприятия — «Аэропорты Севера», «Аэропорты Дальнего Востока», «Аэропорты Чукотки». Сейчас инфраструктура 131 аэродрома, по данным Минтранса, требует мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Согласно поручениям президента РФ, которые были сформулированы еще в феврале 2024 г. по итогам обращения к Федеральному Собранию, к 2030 г. в стране необходимо модернизировать аэродромную инфраструктуру не менее 75 аэропортов. Изначально планировалось, что на эти цели будет выделено 250 млрд руб. из бюджета.
Сбор не по-размеру
Основатель портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин считает справедливыми претензии ассоциации. Механизм формирования «групп», описанный в разработанном Минтрансом проекте постановления, делает сбор доступным в первую очередь для авиахолдингов. Другие региональные аэропорты, скорее всего, останутся «за бортом» этого механизма финансирования.
По мнению Ильи Шатилина, компромиссный вариант — дать каждому аэропорту право ходатайствовать об установлении сбора под конкретный проект развития. Также нужна прозрачность формулы сбора — фиксированная ставка или простая формула «без кучи коэффициентов с понятной индексацией», считает он.
«Сбор будет работать только для тех объектов, которые реконструируются в рамках концессионных соглашений. Не важно, крупные они или небольшие. Другое дело, что для малых аэропортов или федеральных казенных предприятий (ФКП) концессионный механизм не подходит. Там без бюджетного финансирования плюс средств из Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта (создан в 2024 г. и формируется за счет сборов с авиакомпаний за аэронавигацию. — „Эксперт“) невозможно решить задачу по модернизации», — полагает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Если же реконструировать находящиеся в ведении ФКП аэродромы только за счет инфраструктурного сбора, собрать требующиеся суммы не получится — ставка в 150 руб. с пассажира не позволит окупить строительство.
Олег Пантелеев считает, что более эффективным для реконструкции аэропортов было бы давать льготные кредиты с минимальной процентной ставкой и длинными сроками возврата (20–30 лет). По мнению обоих экспертов, инфраструктурный сбор не должен существенно повлиять на стоимость билетов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag