МЦД — Московские центральные диаметры — правительство Москвы развивает с 2019 года. За это время было закуплено 4,5 тыс. современных вагонов российского производства. Возраст подвижного состава сократился с 23 лет до 4,5 года. Как отмечено в новостном канале Сергея Собянина, у МЦД «самый молодой парк пригородных поездов в Европе».
Самый молодой и, вероятно, самый комфортный: новейшие поезда «Иволга 4.0» отечественного производства эксперты называют образцовыми.
Длинная, разноцветная, без посторонних запахов
«Опять от меня сбежала последняя электричка», — пел Эдуард Хиль, и каждый слушатель представлял эту самую электричку: жаркую летом, холодную зимой, с замысловатым расписанием, без знания которого можно было провести полтора часа на платформе.
Проект МЦД, реализация которого началась в 2017 году, принципиально изменил систему пригородных поездов в Московском регионе. Если раньше поезда, за редким исключением, упирались в конкретные вокзалы, то теперь линии идут через всю Москву и уходят в область.
Дневное «технологическое окно» убрали, а поезда в часы пик ходят каждые пять-семь минут — подстраиваться под расписание больше не требуется. Появились новые удобные пересадки на другие транспортные системы, например метро и МЦК, а оплатить комбинированный маршрут можно картой «Тройка».
И, что очень важно, изменились поезда — тот самый подвижной состав. Советская загадка про электричку «Длинная, зеленая, пахнет колбасой» ушла в прошлое. «Иволги», конечно же, длинные, но разноцветные: обычно бело-сине-красные, по особым случаям — в эксклюзивной ливрее. В начале октября на линию МЦД-4 выпустили юбилейную, сотую по счету «Иволгу» в матовой черно-красной расцветке. Да и посторонних запахов в вагонах нет: воздух не просто фильтруется — он ионизируется, как в салонах автомобилей с продвинутыми климатическими системами.
Объективным показателем удобства МЦД становится повышение стоимости жилья рядом со станциями. «В данном случае можно говорить о прибавке примерно 10% к средней цене квадратного метра. Удобный общественный транспорт — важный фактор качества жизни», — говорит Сергей Еремкин, управляющий директор направления вторичной и загородной недвижимости платформы «Авито Недвижимость».
Независимые электрички
Поезда «Иволга» — российский продукт, разработанный совместно с заказчиком — правительством Москвы. «И при активном участии пассажиров», — добавляют в компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ).
«Иволги» выпускают на Тверском вагоностроительном заводе, одном из ключевых предприятий ТМХ. Разработка отечественная — за нее отвечала компания «ТМХ Инжиниринг», дизайн тоже российский.
«У поездов „Иволга“ изящный, но прагматичный дизайн. Идти по проходу или стоять удобно: поручни всегда под рукой. Дверей достаточно для того, чтобы в часы пик не возникало давки. ТМХ работает с российской студией „2050.ЛАБ“, обладающей наградой Red Dot, своего рода „Оскаром“ в мире промдизайна, и плоды сотрудничества прекрасны. Не фантазии о транспорте будущего, а реальное его воплощение», — делится Алексей Якименко, доцент кафедры дизайна средств транспорта РГХПУ имени Строганова.
Разработанные для Московского региона «Иволги» подойдут и для других крупных городов с высоким пассажиропотоком на коротких маршрутах пригородных поездов
Кстати, «Иволги», запущенные этой осенью, имеют все шансы увидеть будущее и встретить далекий 2065 год в строю: срок службы вагонов составляет 40 лет против 25–30 лет у электричек прошлых поколений. Заложенная на стадии разработки возможность модернизации вагонов позволит им не отставать от времени.
При этом «Иволги» не рискуют встать на прикол, как это иногда происходит с зависимым в плане импорта запасных частей транспортом — новая модель почти полностью состоит из российских компонентов.
«Недостающие проценты приходятся на микроэлектронику, которая в России пока не производится, — уточняет Александр Лошманов, заместитель генерального директора по развитию пассажирского транспорта АО „Трансмашхолдинг“. — Комплектующие для составов производят порядка 600 предприятий из разных регионов нашей страны».
Регионы присматриваются
Но главное, что «Иволга 4.0» нравится и пассажирам, и машинистам.
«В салоне новых вагонов комфортная тишина и оптимальный микроклимат вне зависимости от сезона. Адаптивное освещение меняется в течение дня: бодряще-яркое с утра и мягкое, успокаивающее вечером. Есть разъемы для зарядки телефонов и электросамокатов, — рассказывает Андрей Кадушкин, начальник Департамента подвижного состава АО „Центральная ППК“. — Кабина „Иволги“ продумана с точки зрения комфорта и безопасности. Попасть внутрь можно по электронной карте. Эргономичные кресла и расположение элементов управления позволяют адаптировать рабочее место под конкретного человека. Обстановка в салоне поезда и снаружи контролируется камерами видеонаблюдения, для большей надежности предусмотрена резервная система управления».
Московский опыт обновления пригородных поездов оказался востребован и за пределами столичного региона. Кирилл Янков, член общественного совета при Минтрансе России, председатель Союза пассажиров, отмечает, что разработанные для Московского региона «Иволги» подойдут и для других крупных городов с высоким пассажиропотоком на коротких маршрутах пригородных поездов — Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т. д. А Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, уверен, что отвечающие самым современным требованиям в области комфорта для пассажира, эргономики для машиниста и взаимодействия с окружающей средой поезда имеют большой экспортный потенциал.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag